Нейрологопедические игры в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста: методы и рекомендации | Коваль Любовь Васильевна. Работа №353371
Аннотация. В статье рассмотрены нейрологопедические игры как эффективный инструмент в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Подчёркивается важность интеграции нейропсихологических подходов в логопедическую практику для стимулирования речевого развития. Приведены примеры игр, направленных на развитие фонематического восприятия, артикуляции и моторной координации, а также рекомендации по их применению в работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Ключевые слова: нейрологопедические игры, коррекция звукопроизношения, дошкольный возраст, логопедия, артикуляционная гимнастика, фонематическое восприятие, речевое развитие.
НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Коваль Любовь Васильевна, учитель-логопед
МБДОУ ДС № 1, Приморский край с. Черниговка
Аннотация. В статье рассмотрены нейрологопедические игры как эффективный инструмент в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Подчёркивается важность интеграции нейропсихологических подходов в логопедическую практику для стимулирования речевого развития. Приведены примеры игр, направленных на развитие фонематического восприятия, артикуляции и моторной координации, а также рекомендации по их применению в работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Ключевые слова: нейрологопедические игры, коррекция звукопроизношения, дошкольный возраст, логопедия, артикуляционная гимнастика, фонематическое восприятие, речевое развитие.
Коррекция звукопроизношения у дошкольников является одной из приоритетных задач логопедической работы. Современные исследования в области нейропсихологии и логопедии свидетельствуют о том, что традиционные методы коррекции становятся более эффективными при дополнении их игровыми формами с акцентом на нейропсихологическую составляющую. Нейрологопедические игры позволяют не только работать над конкретными звуками, но и развивать связанные с речью процессы: внимание, память, мелкую и крупную моторику.
Роль нейрологопедических игр в коррекции звукопроизношения
Нейрологопедические игры базируются на принципах нейропсихологии, где центральное место занимают развитие межполушарного взаимодействия, стимуляция корковых зон мозга и улучшение моторных навыков. Игровая деятельность естественна для дошкольников, поэтому такие игры являются мотивирующим и безопасным способом воздействия на речевые навыки ребёнка.
Основные цели нейрологопедических игр:
Развитие артикуляционной моторики. Специальные упражнения направлены на улучшение подвижности и координации органов речи.
Стимуляция фонематического восприятия. Игры способствуют различению звуков речи, что важно для формирования правильного звукопроизношения.
Развитие моторно-речевой координации. Связь между движением и речью укрепляется через физическую активность и игры с элементами моторики.
Примеры нейрологопедических игр
1. «Звуковая дорожка»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Описание: На полу выкладываются карточки с изображением предметов, названия которых содержат изучаемый звук. Ребёнок должен пройти по «дорожке», называя предметы. Для усложнения можно добавить задания: хлопать в ладоши, если звук находится в начале слова, и топать ногой, если в конце.
Рекомендации: Используйте визуальную поддержку и проговаривайте вместе с ребёнком для усиления эффекта.
2. «Артикуляционная гимнастика с мячом»
Цель: Развитие артикуляционной моторики и координации движений.
Описание: Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения (например, «трубочка», «лопаточка», «чашечка»), удерживая при этом мяч в руках или катая его по поверхности. Это сочетание стимулирует взаимодействие между моторной и речевой активностью.
Рекомендации: Проводите занятия в игровой форме, сопровождая упражнения рифмовками или песнями.
3. «Повтори и дополни»
Цель: Активизация фонематического восприятия и внимания.
Описание: Логопед произносит последовательность из нескольких слов или звуков, а ребёнок повторяет и добавляет ещё один элемент. Например: «ма-ма», «ма-ма-па», «ма-ма-па-на».
Рекомендации: Следите за правильностью произношения каждого звука, помогая ребёнку при необходимости.
4. «Ритмичные звуки»
Цель: Синхронизация речи и движений.
Описание: Под музыкальное сопровождение ребёнок проговаривает звуки или слова, одновременно выполняя движения (например, хлопки, притопы).
Рекомендации: Выбирайте простую музыку с ярко выраженным ритмом, чтобы ребёнку было легче следовать за ним.
5. «Путешествие по волшебной стране»
Цель: Закрепление изученных звуков в речи.
Описание: Логопед рассказывает историю, где ребёнку необходимо выполнять задания, связанные с произношением звука. Например, «Преодолеть мост» — назвать 5 слов с заданным звуком, «Открыть сундук» — правильно повторить сложное слово.
Рекомендации: Включайте элементы творчества, чтобы поддерживать интерес ребёнка.
Рекомендации для применения игр
Индивидуальный подход. Выбирайте игры с учётом уровня речевого развития ребёнка, его интересов и потребностей.
Систематичность. Регулярные занятия (2–3 раза в неделю) способствуют устойчивому эффекту.
Обратная связь. Постоянно оценивайте успехи ребёнка, хвалите его за достижения.
Интеграция в общую программу. Включайте нейрологопедические игры в структуру логопедических занятий.
Сотрудничество с родителями. Объясняйте родителям значимость игр и предлагайте варианты для самостоятельной работы дома.
Нейрологопедические игры — это эффективный и универсальный инструмент, который позволяет интегрировать современные нейропсихологические подходы в коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Используя эти игры, логопед стимулирует не только речевые, но и когнитивные и моторные процессы ребёнка, обеспечивая комплексное развитие. Регулярное применение таких методов способствует формированию устойчивых навыков правильной речи и повышению уверенности детей в своих способностях.
Список литературы
Булыкина
, Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е. А.
Булыкина
. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1076-1078. — URL:
https://moluch.ru/archive/113/29260/
Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст
: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68819/
Хисматулина
Александра
Марсельевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ // Глобус: психология и педагог
ика. 2019. №5 (33).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyropsihologicheskih-podhodov-v-korrektsii-rechevyh-narusheniy