«Нейропсихологическая диагностика как составляющая системы оценки уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья». | Ирина Викторовна Ливадняя. Работа №273732
Автор: Ирина Викторовна Ливадняя
Особое место в реализации методов дщиагностики нормы и патологии детского развития принадлежит нейропсихологии.
«Нейропсихологическая диагностика как составляющая системы оценки уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время отмечается активное развитие целого ряда инновационных предметных областей специальной педагогики и психологии. Особое внимание специалистов привлекает отечественная детская нейропсихология, проявляющаяся, в частности, в формировании нескольких стабильно действующих научных школ и направлений (Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Микадзе Ю.В., Корнев А.Н.) Наличие значительного числа результатов нейропсихологических исследований детей, выполнявшихся на протяжении последних десятилетий, тем не менее, не позволяют считать, что существующие проблемы диагностики и коррекции психофизических нарушений детского возраста получили свое разрешение в полной мере.
В частности, возникает необходимость анализа, систематизации и интеграции методов комплексной многомерной системы оценки нейропсихологической симптоматики нарушений высших психических функций (ВПФ) у детей, принципов нейропсихологической диагностики особенностей развития (ВПФ). Применяемые в процессе комплексной оценки уровня развития детей, на практике активно используются методы психолого-педагогической, клинической и социальной диагностики, разработанные в существующих научных школах и направлениях современных наук о детстве.
Особое место в реализации методов диагностики нормы и патологии детского развития принадлежит нейропсихологии. Решение проблемы комплексной оценки уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности лежит в плоскости взаимодействия нейронаук и клинической практики, в определении единства и специфики вклада естественнонаучного и гуманистического направлений в психологии, медицине и специальной педагогике, определяющих особенности организации и содержания помощи детям в условиях семьи и образовательных учреждений. Нейропсихологическая симптоматика нарушений развития, различные проявления индивидуальных вариантов протекания психической деятельности зачастую лежат в основе школьной неуспеваемости и дезадаптации, и требуют своевременной эффективной диагностики и коррекции (Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В., Пылаева Н.М., Семенович A.B.).
Особую актуальность в современной нейропсихологии «нетипичного детства» приобретают проблемы диагностики особенностей формирования психических функций в условиях дизонтогенеза (их дефицитарность, несформированность относительно норм определенного возрастного этапа развития), с целью выявления возможностей компенсации нарушений ВПФ. Многостороннее изучение динамики развития ВПФ в норме и при нарушениях с установлением причин таких нарушений, позволяющих проводить профилактику и коррекцию их последствий, содержится в трудах отечественных и западных учёных (Симерницкая Э.Г., 1995; Ахутина Т.В., 2008; Цветкова Л.С., 2008; Манелис Н.Г., 1999; Корсакова Н.К., 2001; Семенович A.B., 2005;Цыганок A.A., 2003; Пылаева Н.М., 2003; Глозман Ж.М., 2006).
Вопросы методологии нейропсихологической диагностики уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья широко освещены в современной специальной литературе по данной проблеме (Корсакова Н.К., 1997; Вассерман Л.И., 1997, Ахутина Т.В., 1998, Цветкова Л.С., 2001, Семенович A.B., 2002; Микадзе Ю.В., 2002). Однако в настоящее время возникает необходимость анализа значения методов нейропсихологической диагностики в рамках системного комплексного диагностического подхода в процессе оценки уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (педагогическое направление, социальное направление, клиническое направление и психологическое направление). Определение сильных и слабых сторон каждого из этих направлений, их дифференциации и интеграции.
Для успешности изучения данной проблемы важно выбрать ряд ограничений для получения наиболее объективных результатов исследования:
во-первых, в качестве экспериментальной группы мы определили группу детей дошкольного возраста в следующих возрастных пределах: от 5 до 6 лет ;
во-вторых, дети экспериментальной группы отбирались по основному диагнозу, связанному с задержкой психоречевого развития - ОНР;
в-третьих, в эксперименте исследовался уровень развития речи, как ведущий показатель познавательного развития дошкольников в комплексе ВПФ.
Особенности психоречевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи могут быть обусловлены структурой и степенью тяжести нарушения ВПФ и объяснены с помощью нейропсихологической диагностики, как важнейшего инструментария комплексной диагностики уровня развития детей.
В следствие предложен алгоритм дифференциальной нейропсихологической диагностики на основе содержательного и математико-статистического анализа качественно-количественных характеристик нарушений ВПФ у детей дошкольного возраста с расстройствами речи. Проведена апробация алгоритма дифференциальной психодиагностики с анализом и обсуждением результатов с позиций детской нейропсихологии, выделены нейропсихологические основания прогноза развития ВПФ (на модели нарушений речевого развития).
Предложена основанная на сложившейся практике применения нейропсихологических проб относительно простая система балльной оценки качественных данных экспериментально-психологического исследования нарушений речи у детей дошкольного возраста. Разработаны, описаны и апробированы модель и алгоритм дифференциальной нейропсихологической психодиагностики нарушений развития речи, опирающиеся на оценку статистически достоверных различий в результатах обследования детей в группах, отличающихся по возрастному и клинико-психологическому статусу. Получены информативная модель дискриминантного анализа и решающие правила классификации результатов каждого единичного исследования разновозрастных детей-дошкольников с речевыми нарушениями и детей без таких нарушений. На основании использования системы решающих правил выделены нейропсихологические основания прогноза развития ВПФ (на модели нарушений речевого развития). В рамках диссертационного исследования выборки численностью 16 испытуемых получены статистические показатели, отражающие популяционные характеристики развития ВПФ у дошкольников, проживающих в городе Москва.
Результаты изучения современных источников свидетельствуют о необходимости сближения подходов в отечественной и зарубежной детской нейропсихологнческой диагностики путем «гибкого» сочетания в практике качественных и количественных методов исследования, учитывающих особенности и ограничения применения доминирующего в зарубежной нейропсихологии психометрического подхода.
Использование в детской нейропсихологии базовых принципов классической общей нейропсихологии должно учитывать принципиальные особенности и специфику периода онтогенеза, закономерности морфо- и функциогенеза, гетерохронии, асинхронии, периодизации, сензитивности и кризисности характера формирования ВПФ в этом возрасте с целью прогноза обучаемости.
Предложенная система качественных и количественных оценок особенностей выполнения нейропсихологических проб детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи, представленная в виде совокупности нейропсихологических симптомов моторных, фонематических и экспрессивных компонентов нарушений речи: дисрегуляция речевой деятельности, нарушения флексивной, номинативной и перцептивной сторон речи и ее грамматического оформления, имеет достаточную информативность и надежность.
Использование методов экспертной оценки психодиагностических данных нарушений позволяет получить модели и способы диагностики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития речи, обеспечивающие решение задачи классификации таких детей (их отнесения к группам, отличающимся по возрастному и клинико-психологическому статусу уровня речевого развития). Применение таких моделей создает предпосылки к более широкому использованию в медицинской психодиагностике обоснованных методов дифференциальной диагностики и прогноза развития ВПФ наряду с использованием распространенных методов качественного и психометрического подхода.
Решение задач выявления специфики несформированности психических функций на разных этапах онтогенеза и особенностей их компенсации, исследования динамики развития ВПФ связано с рядом проблем: систематизации и интеграции различных принципов нейропсихологической диагностики особенностей развития высших психических функций на ранних этапах онтогенеза в рамках межведомственного взаимодействия; взаимодействия естественнонаучного и гуманистического направлений в психологии, медицине и специальная (коррекционной) педагогике с целью формирования помощи детям с проблемами в развитии, проявляющиеся разнообразными псевдопатологическими и патологическими нарушениями высших психических функций, что как следствие ведет к накоплению случаев школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Отбор методик проводился на основании учета возрастной специфики выборки. Из перечня классических нейропсихологических методик была сформированы психодиагностические методики.
Таблица 1 Психодиагностические методики для исследования особенностей развития речи детей дошкольного возраста.
Функция
Нейропсихологиеские пробы
Симптомы
Речь
Называние реальных изображений, Называние низкочастотных слов; Показ пар реальных изображений; Показ предметов по слову - наименованию; 4-лишний Составление рассказа; Серии картинок; Пересказ текста;Понимание логико- грамматических отношений; Автоматизированный счет (порядковый счет); Пробы на оральный праксис
нарушение просодики речи (смазанность, гнусавость, заикание, монотонность, дисфония); нарушение плавности (скандированность) речи; неразвернутость, бедность речи, несформированность даже простых трехсложных конструкций, включающих субъект, предикат и объект; нарушения грамматического оформления высказывания (аграмматизмы: неправильное употребление предлогов, окончаний, нарушения согласования слов); поиск номинаций; парафазии при назывании и в спонтанной речи; инертность (персеверации) при назывании, соотнесении слова (фразы) с картинкой и в спонтанной речи; импульсивность в речевых пробах; трудности включения в речь; нарушение понимания предметноотнесенных слов (отчуждение смысла слов): а) фонетические замены; б) семантические замены; нарушение понимания логико-грамматических отношений; сужение словаря; сужение объема речевого восприятия (пропуск одного элемента в пробе на соотнесение с картинками пар — троек слов).
Таблица 2 Качественные параметры оценки психической деятельности (по Е.А. Стребелевой, 2004г.)
Параметр оценки
Описание параметра
Принятие задания
Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения; при этом ребенок проявляет интерес либо к самому заданию, либо к общению со взрослым
Способы выполнения задания
1) Степень самостоятельности выполнения задания («самостоятельное выполнение задания»; «выполнение задания с помощью взрослого», «самостоятельное выполнение аналогичного задания после обучения»).
2) Тактика выполнения задания («хаотичные действия»; «метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания»; «метод зрительной ориентировки»). 3) Адекватность действий (соответствие / несоответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала).
Отклик ребенка на помощь и обучаемость
Виды помощи: 1) стимулирующая - подбадривание, похвала; 2) организующая — организация внимания на каком-то моменте выполнения задания; 3) показ действий, которые ребенок должен выполнить по подражанию; 4) проведение полной развернутой обучающей помощи, после которой ребенок осуществляет перенос на аналогичный материал. Организация исследования должна опираться на следующие положения: 1) ограничение количества показов выполнения задания до трех раз; 2) ограничение вербального сопровождения взрослым процедуры исследования только указанием целей выполнения данного задания и оценкой результативности; 3) оценка перехода ребенка от неадекватных действий к адекватным как индикатора обучаемости, свидетельствующего о сохранности его потенциальных возможностей.
Отношение к результату своей деятельности
Заинтересованность в собственной деятельности и ее конечном результате.
Список литературы:
1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008. - 320 с.: ил.
2. Глозман, Ж.М. Нейропсихологиядетского возраста / Ж.М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
3. Корнев, А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) / А.Н. Корнев. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. М.: МИГУ, 2005. - С. 43-47.
4. Корнев, А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи.: дис. док. психол. наук / А.Н. Корнев. СПб., 2006. - 45 с.
5. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению / Ю.В. Микадзе // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1996. - №2. - С. 46-51.
6. Пылаева, Н.М. Школа внимания, или «Дирижермозговыхансамблей»/ Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина// Обруч: образование, ребенок, ученик, 2005 — №3- С. 14-17.
7. Семенович, A.B. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза / A.B. Семенович, A.A. Цыганок// Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 170-183
8. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей./ Л.С. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России,2000—128 с.