Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений | Хабирова Ильмира Раисовна. Работа №350182
Аннотация. Статья посвящена использованию нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей. Описаны основные принципы применения нейропсихологических методик, направленных на развитие когнитивных функций, необходимых для формирования речевых навыков. Особое внимание уделено роли нейропсихологического подхода в коррекционной практике логопеда, а также значению игровых упражнений для стимуляции речевого и общего психического развития у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: нейропсихология, логопедия, речевые нарушения, когнитивные функции, игры и упражнения, коррекционная работа, развитие речи.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Хабирова Ильмира Раисовна, учитель-логопед
МБОУ «СОШ №12», г. Кумертау
Аннотация. Статья посвящена использованию нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей. Описаны основные принципы применения нейропсихологических методик, направленных на развитие когнитивных функций, необходимых для формирования речевых навыков. Особое внимание уделено роли нейропсихологического подхода в коррекционной практике логопеда, а также значению игровых упражнений для стимуляции речевого и общего психического развития у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: нейропсихология, логопедия, речевые нарушения, когнитивные функции, игры и упражнения, коррекционная работа, развитие речи.
В современном логопедическом подходе к коррекции речевых нарушений важное место занимает использование нейропсихологических методик. Эти методы, опирающиеся на знания о структуре и работе мозга, позволяют проводить коррекцию речевых нарушений через упражнения и игры, направленные на развитие психических функций, важных для речевого развития. Нейропсихологический подход основывается на интеграции логопедической и нейропсихологической коррекции, что способствует не только улучшению речи, но и общему развитию ребенка, улучшению его когнитивных навыков и эмоционально-волевой сферы. Для эффективной работы учителю-логопеду необходимо понимать взаимосвязь между работой мозга и речевыми функциями, а также уметь подбирать упражнения, подходящие для детей с различными нарушениями речи.
В основе нейропсихологического подхода лежит идея о том, что речевые нарушения связаны с нарушениями в развитии определенных структур мозга, которые отвечают за планирование, контроль, внимание, память и другие важные психические процессы. Речь формируется на базе этих процессов, поэтому укрепление и коррекция этих функций через нейропсихологические игры и упражнения позволяет улучшить речевые навыки. Например, недостатки в слуховом восприятии или зрительно-пространственном восприятии могут напрямую влиять на развитие речи. Использование нейропсихологических игр позволяет улучшить восприятие, координацию движений, развитие мелкой и крупной моторики, что положительно сказывается на формировании речевых умений.
Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической практике, ориентированы на активацию различных областей мозга, что способствует развитию и укреплению их функций. Одним из ключевых принципов нейропсихологической коррекции является принцип сенсомоторного единства, который учитывает взаимосвязь между движением и речью. Доказано, что движения, особенно мелкой моторики, тесно связаны с речевыми центрами мозга. На этом основании логопеды используют такие игры, как сортировка мелких предметов, рисование пальцами, лепка, что активизирует зоны мозга, ответственные за формирование речи.
Для работы над развитием внимания, памяти и координации движений можно применять такие упражнения, как «Зеркальное рисование», при котором дети обеими руками выполняют зеркальные движения, рисуя одинаковые фигуры. Это упражнение помогает активизировать межполушарное взаимодействие, что способствует улучшению координации движений и повышению концентрации внимания. Другое популярное упражнение – «Дорисуй фигуру», где ребенку предлагается дорисовать недостающие элементы в различных фигурах. Оно развивает зрительное восприятие, активирует творческое мышление, что помогает улучшить навыки восприятия информации и ее анализа.
Игры, направленные на развитие координации движения и ориентации в пространстве, также важны в логопедической практике. Например, игра «Лабиринт» предполагает проведение ребенка по воображаемому или нарисованному пути, что требует концентрации и ориентировки в пространстве. В таких играх дети учатся управлять движениями, развивают глазомер и пространственное восприятие, что полезно для коррекции дизартрии, дисграфии и других речевых нарушений. Упражнения на развитие зрительно-пространственных навыков являются важными для детей, так как они помогают им осваивать такие важные для речи навыки, как упорядоченность действий и последовательность.
Еще одним эффективным методом коррекционной работы является использование упражнений на развитие памяти и внимания. Например, игра «Запомни и повтори» позволяет развивать слуховую и зрительную память. Ребенку показывают или называют несколько слов или картинок, которые он должен запомнить и повторить через некоторое время. Такая игра помогает детям развивать способность к удержанию информации, что очень важно для понимания и воспроизведения речи. Также активно используется игра «Найди отличие», в которой детям предлагают найти отличия между двумя похожими картинками. Она развивает внимание к деталям, учит детей видеть мелкие различия, что также полезно для общего психического развития и улучшения речевых способностей.
Для развития грамматических и лексических навыков нейропсихологические игры также могут быть адаптированы к логопедической работе. Например, игры на составление предложений или рассказывание историй помогают детям развивать навыки последовательности речи и логического изложения мыслей. Такие упражнения учат детей правильно строить предложения, используя слова в различных формах, что является основой для формирования грамотной речи. В таких играх детям предлагаются тематические карточки, с помощью которых они составляют короткие рассказы, описывают события, что способствует развитию их вербальных навыков и улучшению логического мышления.
Таким образом, нейропсихологические игры и упражнения представляют собой важный инструмент в коррекции речевых нарушений у детей. Их использование в логопедической практике позволяет развивать не только речевые навыки, но и важные когнитивные функции, такие как внимание, память, координация движений, восприятие и мышление. Учитель-логопед, применяя нейропсихологические методы, может создавать эффективные условия для всестороннего развития детей с речевыми нарушениями, помогая им лучше адаптироваться к учебной деятельности и общению с окружающими.
Список литературы
1. Гладкова П. О. Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников / П. О. Гладкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 517-519.
2. Лудченко О. А. Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Лудченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 57-59.