Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нейропсихологические методы в работе учителя-логопеда | Крылова Надежда Леонидовна, Платонова Татьяна Сергеевна. Работа №341262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основной целью современной логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. Эффективность коррекции речи зависит от многих факторов и, в частности, от возможности правильно диагностировать речевой дефект. Решение задачи всестороннего развития детей с нарушениями речи в наибольшей степени зависит как от выбора действенных, эффективных способов коррекции, так и от правильного понимания сущности речевого нарушения, особенностей его структуры, локализации, выраженности. Умение правильно диагностировать речевую патологию, правильно отобрать методы коррекционного воздействия позволяет обоснованно подходить к выбору содержания и методики обучения, помогает уверенно дифференцировать и индивидуализировать процесс сопровождения детей с нарушениями речи.

В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Нейропсихологические методики приобретают все большую популярность, так как успешно применяются и для диагностики, и для коррекции проблем в развитии речи детей разных возрастов и взрослых.

Учитель-логопед «МАОУ СОШ №65» гор. Чебоксары

Платонова Татьяна Сергеевна

Учитель-логопед «МАОУ СОШ №65» гор. Чебоксары

Крылова Надежда Леонидовна

 

Нейропсихологические методы в работе учителя-логопеда

 

Основной целью современной логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. Эффективность коррекции речи зависит от многих факторов и, в частности, от возможности правильно диагностировать речевой дефект. Решение задачи всестороннего развития детей с нарушениями речи в наибольшей степени зависит как от выбора действенных, эффективных способов коррекции, так и от правильного понимания сущности речевого нарушения, особенностей его структуры, локализации, выраженности. Умение правильно диагностировать речевую патологию, правильно отобрать методы коррекционного воздействия позволяет обоснованно подходить к выбору содержания и методики обучения, помогает уверенно дифференцировать и индивидуализировать процесс сопровождения детей с нарушениями речи.

В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Нейропсихологические методики приобретают все большую популярность, так как успешно применяются и для диагностики, и для коррекции проблем в развитии речи детей разных возрастов и взрослых.

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) [1, 4].

Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода.

Как известно, к задачам нейропсихологической коррекции относится задача развития высших психических функций, функциональная активация подкорковых образований мозга, обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические, в том числе и речевые функции, стабилизация межполушарного взаимодействия, обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (речевой, тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой, обеспечение регуляции, программирования и контроля психической, в том числе, речевой деятельности (Симерницкая Э.Г.,Ахутина Т.В., Цветкова Л.С., Манелис Н.Г., Корсакова Н.К., Семенович А.В., Цыганок А.А., Пылаева Н.М.) [1].

В настоящее время в своей работе успешно применяю нейропсихологические методы для диагностики  речи детей. А также упражнения по коррекции дисграфии с использованием приемов нейростимуляции «Древнерусское письмо», «Неудачный робот». Суть заключается в том, что ребенок записывает слова не полностью, а только определенную часть (последний слог, 2 слог, только согласные, а гласные многоточиями). Эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию. Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. По мнению целого ряда исследователей (Э. Г. Симерницкая, А. В. Семенович, Б. А. Архипова), развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, обоснованной в учении А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе. В связи с широкими возможностями нейрокоррекционной работы, а так же хорошо разработанными и апробированными методиками нейрокоррекции детей (Т.Г. Визель, В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.) в логопедичскую работу целесообразно включать блоки из нейрокоррекционных методик [2,3].

Исследования специалистов нейрофизиологов и нейропсихологов убедительно доказывают, что включение результатов обследований, проведенных с использованием нейровизуализации (МРТ, КТ), позволяет качественнее оценить тяжесть и локализацию нарушений, а также анатомических структур мозга, выделить сохранные области, на которые впоследствии можно опираться при проведении коррекционных мероприятий, выделении компенсаторных механизмов. Особенно это актуально в отношении детей-алаликов, имеющих нарушения корковых речевых зон [2, 4].

Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, принято делить на две большие группы: нейрологопедическое исследование и нейрологопедическая коррекция.

Нейропсихологический аспект диагностики нарушений речи и сопровождающих их неречевых нарушений предполагает более точное определение причины нарушения, позволяет выяснить, какие отделы мозга являются функционально более слабыми. Вся последующая коррекционно-развивающая работа строится с учётом этих особенностей. Нейропсихологический метод позволяет, во-первых, выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других аномальных проявлений, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – более точно определять дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Нейропсихологическое обследование позволяет качественно решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей.

В процессе нейропсихологического исследования решаются и важные дифференциально-диагностические задачи: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Нейропсихологическая диагностика позволяет вскрывать механизмы, лежащие в основе нарушения, позволяет подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

Второе направление нейрологопедическая коррекция – преследует цель стимуляции развития речи и формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур  мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений, развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

В ходе нейропсихологических занятий происходит коррекция психофизиологической основы речевой деятельности. По данным разных авторов, методы нейрологопедии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми нарушениями у детей, чем традиционно применяемые методики. Помимо исправления речи происходит продвижение ребенка и в других областях - интеллектуальном развитии, в развитии внимания, памяти, нормализуется поведение.

Работа с детьми, имеющими речевое нарушение – процесс длительный и трудоёмкий. При подозрении на наличие незрелости каких-либо структур головного мозга кроме разработки индивидуальной психолого-педагогической программы, рекомендуется проведение полноценного нейропсихологчиеского обследования и консультация у врача - невролога, поскольку только комплексный подход (коррекционно-педагогический и медицинский) могут дать ожидаемо хороший результат в исправлении нарушения.

Применение нейропсихологических методик в своей работе существенно расширяет его возможности . Нейропсихологические методы все шире входят в практику работы учителей-логопедов, однако, успешность их применения определяется уровнем владения специалистов методикой, технологией, наличием у него опыта, что определяет необходимость проведения специальных исследований в этой области. Опыта работы у меня мало, но сама суть нейропсихологической методике очень заинтересовала меня. Основной целью своей работе на начальном этапе является подбор методической литературы и оформление игр. В дальнейшем планирую внедрять нейропсихологические методы для коррекции речи детей.

 

Список литературы.

Ахутина

Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/

Т.В.Ахутина

, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

Визель

Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов / Т. Г. 

Визель

. - Москва: В. Секачев, 2017. – 264 с.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.

Симерницкая

Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости//нейропсихология сегодня/ Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.

Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 421-424.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X