Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в комбинированной группе | Надточий Наталья Сергеевна. Работа №349519

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена нейропсихологическому подходу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях комбинированной группы дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются особенности нейропсихологических методов, которые позволяют повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, адаптируя их к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется структурированию и поэтапному выполнению упражнений, направленных на развитие речевых и когнитивных навыков, а также на коррекцию эмоционально-волевых проявлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

         Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа, тяжелые нарушения речи, логопед, комбинированная группа, дошкольники, коррекционные методы.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ

 

Надточий Наталья Сергеевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска "Детский сад № 74 "Непоседы"

 

Аннотация: Статья посвящена нейропсихологическому подходу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях комбинированной группы дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются особенности нейропсихологических методов, которые позволяют повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, адаптируя их к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется структурированию и поэтапному выполнению упражнений, направленных на развитие речевых и когнитивных навыков, а также на коррекцию эмоционально-волевых проявлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа, тяжелые нарушения речи, логопед, комбинированная группа, дошкольники, коррекционные методы.

 

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требует использования комплексных подходов, способствующих гармоничному развитию речи и когнитивных функций. Нейропсихологический подход, нацеленный на работу с функциональными системами мозга, занимает особое место в практике учителя-логопеда, поскольку позволяет учитывать как когнитивные, так и эмоционально-волевые особенности ребенка. В условиях комбинированной группы, где находятся дети с различными речевыми и психофизическими особенностями, данный подход особенно актуален, так как он позволяет организовать дифференцированное и адресное воздействие.

Одним из ключевых принципов нейропсихологического подхода является диагностика и оценка текущего уровня развития функциональных систем мозга, таких как память, внимание, восприятие и моторика. На основании этой информации логопед может составить программу занятий, включающую задания, направленные на развитие слабых функций и коррекцию нарушений. Для детей с ТНР нейропсихологические методики могут быть направлены на стимуляцию слухоречевой памяти, формирование фонематического слуха, развитие зрительно-моторной координации, что в совокупности помогает создавать благоприятные условия для формирования речи.

Коррекционная работа в рамках нейропсихологического подхода основывается на многоуровневой организации коррекционных упражнений, где занятия строятся от простых моторных заданий к более сложным когнитивным упражнениям, постепенно развивая соответствующие навыки. Например, при формировании звукового анализа и синтеза логопед может начинать с двигательных упражнений, развивающих общую и мелкую моторику, что помогает активизировать зоны мозга, отвечающие за речевые функции. Упражнения на расслабление и концентрацию внимания также играют важную роль, так как помогают детям справляться с тревожностью и повышенной возбудимостью, часто сопровождающими ТНР.

Для того чтобы занятия приносили максимальную пользу, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его темп работы, степень вовлеченности и готовности к сотрудничеству. В этом отношении нейропсихологический подход предусматривает методику, направленную на создание позитивной мотивации и интереса к коррекционным занятиям. Например, логопед может включать в занятия игровые элементы, что не только способствует созданию доверительной атмосферы, но и помогает улучшить память, внимание и воображение. Игры на развитие слухового восприятия, такие как «Найди звук», «Повтори ритм», помогают детям научиться различать звуки, что является важным шагом в преодолении речевых нарушений.

Использование двигательной активности также играет ключевую роль в коррекционной работе с детьми с ТНР. Движения помогают активизировать взаимодействие между полушариями мозга и стимулировать те участки, которые отвечают за формирование речи. Например, задания на координацию движений рук и ног, упражнения с использованием мячей и других предметов развивают пространственную ориентацию, ритмичность, что в дальнейшем помогает детям лучше воспринимать и воспроизводить звуки. Важно помнить, что двигательные упражнения подбираются в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, чтобы поддерживать его интерес и избегать перегрузок.

Кроме того, для успешной реализации коррекционной работы необходимо развивать эмоционально-волевую сферу ребенка, поскольку дети с ТНР часто испытывают трудности в управлении эмоциями и поведением. Нейропсихологический подход предлагает специальные упражнения на релаксацию и регуляцию настроения, которые позволяют ребенку осознать и контролировать свои эмоции. Например, элементарные дыхательные упражнения перед началом занятия или игры с элементами сюрприза и сменой эмоциональных состояний помогают детям справляться с беспокойством и фрустрацией. Такие упражнения повышают устойчивость к стрессу, помогают ребенку адаптироваться к новой информации, что в конечном итоге способствует лучшему восприятию и усвоению материала.

Эффективная работа учителя-логопеда также требует постоянной обратной связи с родителями ребенка. Логопед должен не только объяснить родителям задачи и методы коррекционных занятий, но и предложить рекомендации для занятий дома, направленных на закрепление пройденного материала. Для этого можно проводить консультации и практические занятия с родителями, обучая их базовым упражнениям для развития фонематического слуха, звуко-слогового анализа, артикуляционной гимнастике. Такое взаимодействие позволяет сделать коррекционный процесс непрерывным и улучшить результаты работы.

Не менее важно в работе с детьми с ТНР учитывать комплексный подход, включающий работу в сотрудничестве с другими специалистами ДОУ, такими как психолог и дефектолог. Взаимодействие позволяет учитывать психофизические особенности ребенка и на этой основе подбирать наиболее подходящие методы и приемы работы. Например, психолог может помочь в оценке уровня эмоционального состояния ребенка и дать рекомендации по развитию мотивации и адаптации к коррекционным занятиям, а дефектолог — скорректировать упражнения с учетом особенностей сенсомоторного восприятия ребенка.

Таким образом, нейропсихологический подход в работе с детьми с ТНР в условиях комбинированной группы в ДОУ способствует созданию условий для комплексного и гармоничного развития ребенка. Использование дифференцированных методов и приемов позволяет учитывать особенности каждого ребенка, улучшать его познавательные и речевые навыки, а также помогать в формировании эмоционально-волевой сферы. Главная задача учителя-логопеда заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для преодоления речевых трудностей, опираясь на современные нейропсихологические технологии и тесное взаимодействие с семьей и педагогами детского сада.

 

Список литературы

 

Забудская

, Е. П. Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. П.

Забудская

. —

Текст :

непосредственный // Образование и воспитание.

— 2023. — № 2 (43). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8215/ (дата обращения: 31.10.2024).

Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68819/ (дата обращения: 31.10.2024).

Назарьева Т.П. Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01

(66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nejropsikhologicheskij-podkhod-v-sovremennoj-logopedii-v-rabote-s-detmi-s-rechevymi-narusheniyami.html (Дата обращения: 31.

10

.202

4

)

Нимаева

Х. Д.

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

// Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-podhod-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-uchitelya-logopeda-dou (дата обращения: 31.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×