Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР | Витько Ольга Алексеевна. Работа №353015
Аннотация. В статье рассматривается нейропсихологический подход как эффективный метод в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Описание теоретических основ нейропсихологии и применения нейропсихологических методов в обучении позволяет логопеду разрабатывать индивидуальные программы коррекции, направленные на улучшение функциональных речевых и когнитивных навыков детей. Приведены примеры работы с детьми с ТНР, использующие нейропсихологический подход, и указаны преимущества данной методики в коррекционно-развивающей деятельности.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, ТНР, нарушения речи, логопедическая работа, нейропсихология, коррекционная работа, когнитивные нарушения, индивидуальная программа.
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
Витько Ольга Алексеевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Аннотация. В статье рассматривается нейропсихологический подход как эффективный метод в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Описание теоретических основ нейропсихологии и применения нейропсихологических методов в обучении позволяет логопеду разрабатывать индивидуальные программы коррекции, направленные на улучшение функциональных речевых и когнитивных навыков детей. Приведены примеры работы с детьми с ТНР, использующие нейропсихологический подход, и указаны преимущества данной методики в коррекционно-развивающей деятельности.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, ТНР, нарушения речи, логопедическая работа, нейропсихология, коррекционная работа, когнитивные нарушения, индивидуальная программа.
В последние десятилетия нейропсихологический подход становится все более актуальным в работе учителей-логопедов, особенно при коррекции речевых и когнитивных нарушений у детей. Этот подход позволяет учесть связь между нарушениями в развитии речи и проблемами, связанными с функциями головного мозга, и использовать нейропсихологические методы для их коррекции. Дети с различными расстройствами нервной системы, такие как задержка психоречевого развития (ЗПР) или нарушение речи на фоне органических поражений головного мозга (ТНР), часто сталкиваются с трудностями в восприятии и переработке информации, что может затруднять развитие их речи. В этом контексте нейропсихологический подход оказывается важным инструментом в работе логопеда.
Нейропсихология изучает взаимосвязь между структурой и функциями головного мозга и поведением человека. В рамках логопедической практики это позволяет более точно определить причины нарушений речи и выбрать методы их коррекции. Например, при ТНР могут наблюдаться проблемы с артикуляцией, нарушениями фонематического слуха, трудности в запоминании и воспроизведении звуков и слов. Эти нарушения могут быть связаны с дисфункцией определенных участков мозга, таких как лобные доли, которые отвечают за планирование и организацию речи, или теменные доли, которые связаны с восприятием и обработкой информации.
Для того чтобы эффективно работать с детьми, имеющими ТНР, логопед должен учитывать не только сами симптомы речевого нарушения, но и особенности нейропсихологического состояния ребенка. Это требует знания анатомии и физиологии головного мозга, а также понимания того, как различные области мозга влияют на развитие речи. Например, у детей с ТНР может быть замедленный темп речи, трудности с концентрацией внимания, а также проблемы с организацией мыслительного процесса. Понимание этих факторов позволяет логопеду разрабатывать индивидуальные программы, которые направлены не только на коррекцию конкретных речевых нарушений, но и на развитие тех когнитивных функций, которые являются основой для нормального речевого развития.
Основной задачей нейропсихологического подхода в коррекционной работе является восстановление нарушенных мозговых функций, которые ответственны за развитие речи. При этом важно работать не только с самой речью, но и с когнитивными процессами, такими как внимание, память, восприятие и мышление. Логопед должен создавать условия для того, чтобы каждый из этих процессов развивался в комплексе. Например, для работы с детьми, имеющими трудности в восприятии и обработке звуков, логопед может использовать упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и внимания. Это может быть как индивидуальная работа, так и групповая, в зависимости от состояния и особенностей ребенка.
Для детей с нарушениями речи важно создавать развивающие задания, которые помогут активировать зоны мозга, ответственные за выполнение речевых и когнитивных функций. Применение нейропсихологических техник, таких как игровая терапия, использование заданий на внимание и восприятие, а также специальные упражнения для развития моторики, играет важную роль в восстановлении нарушенных функций. Например, для улучшения артикуляции и моторики речи логопед может использовать различные артикуляционные гимнастики, направленные на активизацию движений языка, губ и других мышц, участвующих в образовании звуков.
Также важным инструментом работы является использование заданий на внимание и память. Например, для развития зрительной и слуховой памяти могут использоваться упражнения на различение звуков и картинок, а для улучшения концентрации внимания — игры, требующие фокусировки на определенном элементе задачи. Эти задания активируют не только речевые зоны мозга, но и зоны, ответственные за внимание и память, что способствует улучшению общей когнитивной активности ребенка.
К примеру, логопед может использовать задачу на запоминание слов и звуков. Для детей с нарушениями речи можно предложить серию картинок с изображениями предметов, названия которых начинаются с определенного звука. Сначала ребенок должен слушать правильное произношение, затем поочередно называть эти предметы, а затем пытаться составить небольшие предложения, используя эти слова. Такой подход не только способствует развитию артикуляции, но и активизирует память и внимание ребенка.
Важным аспектом нейропсихологического подхода является интеграция логопедической работы с другими специалистами, такими как нейропсихологи и педагоги-дефектологи. Совместная работа позволяет создать более полную картину о состоянии ребенка и позволяет в дальнейшем корректировать процесс лечения. Логопед может применять нейропсихологические методы работы в рамках командной диагностики и коррекционной работы, где каждый специалист дает рекомендации, основанные на своей области знаний.
Кроме того, нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с ТНР предполагает использование методов, которые направлены на эмоциональное развитие ребенка. Это связано с тем, что многие дети с нарушениями речи испытывают трудности в межличностном общении, что может негативно сказаться на их самооценке. Поэтому важно, чтобы логопед активно развивал не только речевые и когнитивные навыки, но и эмоциональную сферу ребенка, создавая благоприятную атмосферу для работы.
Таким образом, нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР является важной составляющей эффективной коррекции речевых и когнитивных нарушений. Он позволяет учесть индивидуальные особенности детей, что способствует более качественной и успешной реабилитации. Применение нейропсихологических методов, таких как задания на внимание, память, восприятие и артикуляцию, позволяет логопеду эффективно работать с детьми, помогая им развивать необходимые для речевого и когнитивного развития навыки.
Список литературы
Батманова
М.
С.
Нейрогимнастика
как средство развития детей дошкольного возраста // Вестник науки и образования. 2024. №8 (151)-2.
Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. /С. В. Покровская, А. В. Цветков. -
М. :
«Издание
Книгком
», 2018.-176 с.
Семенович А.
В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017.—474 с.