Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Ниткография как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ " | Мой кабинет. Работа №351048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность данной методики обусловлена следующими факторами: детей с нарушением речи  наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии речи ребёнка позволяют игровые упражнения с цветными ниточками. Данная методика может успешно применяться  как для работы с детьми с ОВЗ, так и для детей массовых групп.

 

Методическая разработка

«Ниткография как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

 

В. А. Сухомлинский (педагог, писатель) сказал:

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга, психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи.

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контураДанная методика делает занятие более интересным и разнообразным, способна превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.  Технология «Ниткография» заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций ( зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций). Также данную методику можно использовать для развития связной речи, лексической стороны речи; загадывать загадки, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. «Ниткографию» можно использовать в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста на фронтальных занятиях, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.

 

Актуальность данной методики обусловлена следующими факторами: у детей с нарушением речи наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии речи ребенка позволяют игровые упражнения с цветными ниточками. Данная методика успешно может применяться и для детей массовых групп с целью развития связной речи.

 

Цель: развитие связной речи, формирование лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями с помощью игровых упражнений с цветными нитками.

 

Ниткография решает ряд важных задач:

Развитие творческих способностей

Совершенствование мелкой моторики

Развитие речевой активности

Развитие и нормализация эмоционально-волевой сферы

Развитие мышления, воображения

 

 

 

Организация непосредственной образовательной деятельности

Формирование навыка выкладывания на фланелеграфе из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения очередной лексической темы. Сначала педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии.

На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью

разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм.

На занятиях по обучению грамоте из ниток выкладываются буквы, слова, составляются схемы к предложениям. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала.

Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук. Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества.  

Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок, рассказов.

 

Работа с рассказом предусматривает определённую последовательность с постепенным усложнением заданий для детей:

педагог сам рассказывает рассказ и на

фланелеграфе

с помощью

ниткографии

изображает предметы;

затем задание усложняется, когда педагог рассказывает рассказ, а дети изображают предметы;

далее детей учат сочетать речь с движениями рук; дети поочерёдно передают содержание произведения с одновременным изображением предметов;

дети самостоятельно придумывают сюжетную линию на заданную тему и «оживляют» ее героев.

С помощью контурных рисунков дети учатся составлять план для пересказа, составлять рассказы, например, о временах года (осени, зиме, весне, лете).

В результате, слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным. 

Чем более ловкие и умелые пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

 

 

Заключение

Работа с нитью позволяет решать несколько дидактических и коррекционных задач:

совершенствовать зрительное восприятие детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

формировать плавность, ритмичность и точность движений;

подготавливать руку ребенка к письму.

Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления. В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. Картины в технике «ниткография», сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин).

 

 

Приложение

Практический материал для работы с детьми

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества; расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире.

Педагог. Ребята, отгадайте название птицы по описанию:

- Это перелетная птица маленького размера с длинными крыльями и раздвоенным хвостом, имеет красный «галстучек» и белую грудку, спит и питается на лету. Дети отгадывают название птицы и выкладывают цветными нитями на фланелеграфе его схематичное изображение.

Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.

Диктант для «рисующей ниточки»

по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы»

Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и активизация словаря по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А - 4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы».

Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: лиственное или хвойное дерево, съедобный или несъедобный гриб.

Рассказ «Ёж»

(И.С. Соколов-Микитов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: развивать связную речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки изображения предметов с помощью цветных нитей; формировать навыки сочетания речи с движениями рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через лесные поляны, через пни пробирается в свое логово ёж.*

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, в клубки свились скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.*

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик - еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору душистые сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель.*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

*Условные обозначения – изображение предмета с помощью цветных

нитей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Н.В.

Гультяева

«

Ниткография

». Солнечная система – Журнал Дошкольное воспитание №2 – 2004.

Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.

Ковалько В.И.

Здоровьесберегающие

технологии. – М.: ВАКО, 2007.

О.А. Новиковская  

Ниткография

. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб

.:

Паритет, 2008.

А.В. Никитина Рисование веревочкой.

Практическоепособие

для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

Острикова М. А

.

  «Современные

здоровьесберегающие

технологии, используемые в детском саду»,

http

://

nsportal

.

ru

/, опубликовано 04.02.2013.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×