"Ниткография как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ " | Мой кабинет. Работа №351048
Актуальность данной методики обусловлена следующими факторами: детей с нарушением речи наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии речи ребёнка позволяют игровые упражнения с цветными ниточками. Данная методика может успешно применяться как для работы с детьми с ОВЗ, так и для детей массовых групп.
Методическая разработка
«Ниткография как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»
В. А. Сухомлинский (педагог, писатель) сказал:
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга, психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контура. Данная методика делает занятие более интересным и разнообразным, способна превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Технология «Ниткография» заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций ( зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций). Также данную методику можно использовать для развития связной речи, лексической стороны речи; загадывать загадки, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. «Ниткографию» можно использовать в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста на фронтальных занятиях, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.
Актуальность данной методики обусловлена следующими факторами: у детей с нарушением речи наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии речи ребенка позволяют игровые упражнения с цветными ниточками. Данная методика успешно может применяться и для детей массовых групп с целью развития связной речи.
Цель: развитие связной речи, формирование лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями с помощью игровых упражнений с цветными нитками.
Ниткография решает ряд важных задач:
Развитие творческих способностей
Совершенствование мелкой моторики
Развитие речевой активности
Развитие и нормализация эмоционально-волевой сферы
Развитие мышления, воображения
Организация непосредственной образовательной деятельности
Формирование навыка выкладывания на фланелеграфе из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения очередной лексической темы. Сначала педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии.
На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью
разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм.
На занятиях по обучению грамоте из ниток выкладываются буквы, слова, составляются схемы к предложениям. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала.
Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук. Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества.
Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок, рассказов.
Работа с рассказом предусматривает определённую последовательность с постепенным усложнением заданий для детей:
педагог сам рассказывает рассказ и на
фланелеграфе
с помощью
ниткографии
изображает предметы;
затем задание усложняется, когда педагог рассказывает рассказ, а дети изображают предметы;
далее детей учат сочетать речь с движениями рук; дети поочерёдно передают содержание произведения с одновременным изображением предметов;
дети самостоятельно придумывают сюжетную линию на заданную тему и «оживляют» ее героев.
С помощью контурных рисунков дети учатся составлять план для пересказа, составлять рассказы, например, о временах года (осени, зиме, весне, лете).
В результате, слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.
Чем более ловкие и умелые пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.
Заключение
Работа с нитью позволяет решать несколько дидактических и коррекционных задач:
совершенствовать зрительное восприятие детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
формировать плавность, ритмичность и точность движений;
подготавливать руку ребенка к письму.
Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления. В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. Картины в технике «ниткография», сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин).
Приложение
Практический материал для работы с детьми
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества; расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире.
Педагог. Ребята, отгадайте название птицы по описанию:
- Это перелетная птица маленького размера с длинными крыльями и раздвоенным хвостом, имеет красный «галстучек» и белую грудку, спит и питается на лету. Дети отгадывают название птицы и выкладывают цветными нитями на фланелеграфе его схематичное изображение.
Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.
Диктант для «рисующей ниточки»
по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы»
Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и активизация словаря по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А - 4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Ранняя осень. Деревья, грибы».
Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: лиственное или хвойное дерево, съедобный или несъедобный гриб.
Рассказ «Ёж»
(И.С. Соколов-Микитов)
Цель: развивать связную речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки изображения предметов с помощью цветных нитей; формировать навыки сочетания речи с движениями рук.
Через лесные поляны, через пни пробирается в свое логово ёж.*
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, в клубки свились скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.*
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик - еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору душистые сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель.*
Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.*
До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
*Условные обозначения – изображение предмета с помощью цветных
нитей.
Список использованной литературы
Н.В.
Гультяева
«
Ниткография
». Солнечная система – Журнал Дошкольное воспитание №2 – 2004.
Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
Ковалько В.И.
Здоровьесберегающие
технологии. – М.: ВАКО, 2007.
О.А. Новиковская
Ниткография
. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб
.:
Паритет, 2008.
А.В. Никитина Рисование веревочкой.
Практическоепособие
для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
Острикова М. А
.
«Современные
здоровьесберегающие
технологии, используемые в детском саду»,
http
://
nsportal
.
ru
/, опубликовано 04.02.2013.