НОД ознакомление с природой | Самсонова Анжела Витальевна. Работа №209956
Автор: Самсонова Анжела Витальевна
Совместный проект дошкольников с родителями
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: Создание условий для развития у детей любознательности через формирование представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о предметах живой и неживой природы и применения их в жизни через беседу с детьми в мини-музее «Природа»;
2. Формировать представления детей о почве, воде через презентации детей и загадки;
3. Обогатить словарный запас детей (перегной, минеральная вода, гумус, вещества, теплопроводность, водопроницаемость, плодородие);
4. Дать представления детям о верхнем слое предметов неживой природы при помощи проскопа (камень, ракушка, дерево);
5. Предложить детям продолжить изучение предметов живой и неживой природы через зарисовку в тетради.
Материалы: проскоп, ракушки, срезы камня, изделия из дерева, камня, глины.
Предварительная работа: наблюдение за объектами живой и неживой природы; рассматривание альбомов о временах года; беседы о воде, почве, солнце; в режимных моментах работа в блокнотах по наблюдению.
Словарная работа: перегной, минеральная вода, вещества, гумус, теплопроводность, водопроницаемость, плодородие.
Воспитатель:
Дети, предлагаю послушать Вам загадки и подумать о чём они?
1. Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей,
Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака)
2. От одного очага весь свет греется. (Солнце)
3. Зелена, а не луг
Бела, а не снег
Кудрява, а без волос. (Берёза)
4. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
И так, как Вы думаете, о чём они?
Дети:
О живой и неживой природе.
Воспитатель:
Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие по нашей группе. Кто мне подскажет, где в нашей группе находятся продукты живой и неживой природы?
Дети:
В мини-музее «Природа».
Воспитатель:
Вот туда мы с Вами туда и отправимся. На полках мини-музея находятся экспонаты живой и неживой природы.
Что такое живая природа?
Что такое неживая природа?
А сейчас рассмотрим, что находится на верхней полке.
Изделия из дерева и глины.
Скажите, пожалуйста, где в жизни применяются изделия из дерева?
Дети:
Делают мебель, посуду.
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, где в жизни применяются изделия из глины?
Дети:
Делают посуду, игрушки.
Воспитатель:
А на следующей полке у нас находятся камни и изделия из них.
Какая это природа?
Как используется камень в жизни?
Дети:
Камень – это неживая природа. Делают из него дома, памятники.
Воспитатель:
На следующей полке у нас находятся дары моря.
Какая это природа?
Как используются дары моря в жизни?
Воспитатель:
А на следующей полке у нас находятся дары какой природы?
Дети:
Живой.
Воспитатель:
Загадка о песке:
Он жёлтый и сыпучий, на дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать, сколько нужно с ним играть.
Что модно сделать из песка? Где он применяется в жизни?
Я предлагаю Вам сегодня стать исследователями и еще больше узнать о неживой природе, которая нас окружает.
Загадка о воде:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужная, кто я такая?
Сейчас Рустам поделится своими исследованиями о неживой природе.
(Презентация 1 прилагается)
Какие новые слова, Рустам, ты узнал, когда готовил презентацию?
Загадка о земле:
Весь мир кормлю, а сама не ем.
(Презентация 2 прилагается)
Какие новые слова, Дима, ты узнал, когда готовил презентацию?
Загадка о солнце:
В дверь, в окно стучать не будет,
Оно взойдёт и всех разбудит.
У нас на подоконнике есть огород. Здесь растут лук и рассада цветов.
Ребята, а что необходимо для роста растений?
Дети:
Почва, свет, вода, тепло.
Воспитатель:
Вывод:
Почва, солнце, вода необходимы для жизни всего живого на земле. Мы очень связаны с неживой природой и должны бережно относиться ко всему, что нас окружает.
А сейчас мои любимые исследователи мы отправимся в опытно-экспериментальную лабораторию. И с помощью проскопа исследуем поверхность таких предметов неживой природы, как камень, ракушка, стекло.
Работа в тетрадях:
Изображаем схематично предметы живой и неживой природы.
Стихотворение:
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
В следующий раз мы поближе познакомимся с металлом.
(Презентация 3 прилагается)
Вода:
Без воды невозможна жизнь на земле. Вода окружает нас повсюду.
В жидком состоянии вода знакома нам в виде рек, морей, дождя, росы. В твёрдом состоянии вода встречается в виде града, снега, льда. В газообразном состоянии это пар, туман.
В состав каждого живого организма входит вода. Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни формы. Она бежит или волнуется ветром, она движется и даёт жизнь всему, что её окружает. Если бы мы с Вами взглянули на Землю из космоса, то увидели бы, что большая часть нашей планеты покрыта водой.
Вода не только поит человека, но и кормит его, без неё не приготовить еду, лекарства. Вода минеральных источников используется как лечебное средство. Это очень ценное и полезное вещество. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях.
От воды зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности океанов и превращается в водяной пар, из которого образуются облака. Ветер переносит облака на сушу. Вода поступает в почву с дождём или при таянии снега.
Вода нужна животным для жизни. Для водных животных вода – среда обитания.
Вода – добрый друг и помощник человека. Она – дорога по морям и океанам, где плавают корабли.
Как же огромен и прекрасен мир волшебницы воды. Так давайте беречь и охранять воду.
Почва:
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Только наша планета имеет почву.
Почва относится к неживой природе.
Состав почвы: песок, глина, мелкие камешки (гравий), воздух, вода и перегнившие останки животных и растений (гумус).
Возникает почва длительное время, при разрушении гор под воздействием воды, воздуха, тепла, холода и деятельности растений, животных и человека.
В почве живут дождевые черви, насекомые и их личинки, мелкие животные (например, кроты). Они рыхлят почву, облегчают проникновение в неё влаги и воздуха.
Все почвы разделяются на плодородные и неплодородные.
Свойствами почвы являются:
- теплопроводность;
- водопроницаемость;
- сыпучесть;
- плодородие.
Главным свойством почвы является её плодородие. Зелёные растения не могут расти без почвы.
Если уничтожить все растения – деревья, кустарники, почва станет неплодородной и исчезнет.
Плодородие почвы – одно из главных богатств любой страны. Всем нам необходимо бережно относиться к земле, на которой мы живём.
Влияние солнца на растения.
Цель: изучение влияния солнца на рост и развитие растений.
Задачи:
- изучить литературу о влиянии солнца на рост и развитие растений;
- провести опыты с растениями.
Гипотеза: без солнца невозможна жизнь на нашей планете.
Была проведена работа с литературой и интернет источниками.
Солнце – это звезда, состоящая из раскалённых газов. Оно согревает все планеты. Даёт тепло, свет и энергию.
Особенно важен свет для растений. Под его влиянием происходит преобразование углекислого газа в воду и кислород. Без света процесс невозможен.
Опыт. Стаканчик с луком под №1 я поместил на подоконник. А стакан №2 в тёмное место (шкаф).
В ходе опыта я отслеживал рост лука. Через три дня появился росток в стакане №1, а стакане №2 только через неделю.
Вывод. Для роста растений нужны: влага, тепло и свет.
Солнце стало высоко, стало на земле светло.
Сверху лучики летят, всё вокруг согреть хотят.
Любит солнце всё живое: птицы, звери и цветы,
Любит солнце даже море и дельфины и киты!
Солнышко слепящее радость всем дарящее!