НОД по речевому развитию в средней группе «Прогулка в осенний лес». | марина Александровна мельникова. Работа №308220
Конспект занятия подойдет для работы воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию по теме "Прогулка в осенний лес". Цель: развитие языковой и речевой культуры детей среднего дощкольного возраста. Используются следующие инновационные методики: ТРИЗ (решение проблемных ситуаций), стихотворение - приветствие психологической направленности; сюрпризный момент - игровая технологтя; сопровождение речи движениями; ЗОЖ - дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; психогимнастика; мнемотехника.
НОД по речевому развитию в средней группе
«Прогулка в осенний лес».
Цель: Развитие языковой и речевой культуры детей среднего дошкольного возраста
Обучающие задачи:
- Закреплять знания детей об осени и животном мире;
- Продолжать учить внимательно слушать и отвечать на вопросы;
- Активизировать словарный запас, учить образовывать прилагательные от существительных, использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы, знакомить с многозначными словами (ножка, шляпка);
- Формировать ЗКР;
- Формировать умение заучивать стихотворение с использованием мнемотаблиц;
- Формировать умение понимать поставленную задачу.
Развивающие задачи:
- Развивать умение классифицировать и дифференцировать предметы;
- Развивать память, внимание, слуховое восприятие, внимательность, логическое мышление и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- Формировать культуру речевого общения;
- Воспитывать доброе отношение к природе, игровым персонажам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
- Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Используются следующие инновационные методики:
ТРИЗ (решение проблемных ситуаций, игра «хорошо – плохо»);
Стихотворение-приветствие психологической направленности;
Сюрпризный момент – игровая технология;
Сопровождение речи движениями;
ЗОЖ - Дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика;
Психогимнастика;
Мнемотехника
Материал:
Уголок осеннего леса в зале, солнышко, картинки с изображением лесных животных, музыкальное сопровождение, картинки и мнемотаблица к стихотворению «Осень», костюм Осени, листочки, игрушки - звери (зайчик, белка, ёжик), корзина с угощениями (морковь, капуста, грибы, яблоко), прищепки, игрушечное одеяло, иллюстрации к игре «Хитрые слова», картинки к игре «Четвертый лишний», угощение для детей.
Предварительная работа:
- Экскурсии и наблюдения в природе;
- Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам;
- Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Найди маму», «Кто где живет?», «Кто кем был»;
- Рассматривание иллюстраций и картин «Осень», «Дикие животные»;
- Создание альбома «Животные нашего края», «Деревья нашего края»;
- Создание и решение проблемных ситуаций (ТРИЗ).
Ход занятия:
Воспитатель с детьми читает стихотворение-приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня день.
Дети: Пасмурный.
Воспитатель: Нам весело, когда день пасмурный?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего нам не хватает, чтобы стало весело?
Дети: Солнышка.
Воспитатель: Давайте позовем его в гости
Дети: Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.
На ребяток погляди и ребяткам посвети.
Воспитатель: Вот и солнышко вышло. Какое оно?
Дети: Веселое, радостное, лучистое.
Воспитатель: Почему сейчас так редко светит солнышко?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Послушайте, какое я знаю стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
М. Ходякова «ОСЕНЬ»
Воспитатель: Давайте его выучим, а помогут нам волшебные картинки.
Заучивание стихотворения с применением мнемотехники.
Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда листья падают – это явление как называется?
Дети: Листопад
Воспитатель: Давайте расскажем стих про листья.
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
Ребята, покажите как дует ветер?
Воспитатель: Посмотрите, сколько листочков упало, давайте соберём их.
Молодцы, все листочки собрали. А вы хотите отправиться со мной в осенний лес на прогулку?
Дети: Да.
Воспитатель: По тропинке мы идем
Да по узенькой идем, идут змейкой
Через ямки перепрыгнем, (перепрыгивают “ямку”),
Лужи все перешагнем! (перешагивают через «лужи»)
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Воспитатель: Кого мы можем встретить в лесу?
Дети называют лесных животных. Их изображения появляются на мольберте.
Скажите мне, как их называли, когда они были маленькие.
Словарная игра "Кто кем был?"
Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок, белка - бельчонок, ёж – ежонок, заяц – зайчонок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите
Под кусточком у опушки зайка серенький сидит,
У него замерзли ушки, он от холода дрожит.
Подойдем к нему – быть может чем-то зайчику поможем.
Ой, какой он мокрый и грустный. Ребята как вы думаете, что случилось с зайчиком?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Осень: Как мы можем помочь зайчику?
Дети: Высушить феном. Вытереть полотенцем, согреть одеялом, положить на солнышко.
Осень: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. Вот наш зайчик и согрелся, только он все еще грустит. Давайте его угостим. Что он любит?
Дети: Морковку, капусту.
Воспитатель: Правильно. Давайте подарим зайчику морковку, он сделает из нее сок. Как он будет называться?
Дети: Морковный
Воспитатель: А еще мы угостим его капустой и вместе сделаем из нее салат. Какой?
Дети: Капустный.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Воспитатель: Вот наш заинька согрелся и наелся, а теперь ему пора готовиться к зиме, шубку свою менять.
Падает шишка, зайчик убегает.
Воспитатель: Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Дети: Белочка.
Белочка: Это я нечаянно, я не хотела вас обидеть, я готовлю себе запасы на зиму. Вот сколько я шишек набрала.
Воспитатель: Ребята, возьмите по шишке и покатаем ее ладошками.
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.
Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
Воспитатель: Давайте посмотрим, чем мы можем угостить белочку?
Дети: грибами.
Воспитатель: Посмотрите на этот гриб, у него большая шляпка и толстая ножка. А у этого маленькая шляпка и тонкая ножка.
Посмотрите на эти грибочки, как их поел червячок, давайте найдем соответствующую заплаточку к грибочку.
Воспитатель: Молодцы! Справились.
Давайте угостим белочку грибами.
Белочка: Спасибо за угощение, побегу грибы сушить.
Воспитатель: Ну что ж ребятки пойдемте дальше гулять. У нас в корзинке осталось яблочко, кого мы можем им угостить?
Дети: Ёжика
Воспитатель: Давайте позовем ежика.
Вместе с детьми проговаривает чистоговорку.
Жа-жа-жа – дружно позовем ежа.
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу
Воспитатель: Спрятался Ежик под елочку, почему-то не встречает гостей. Не бойся нас, мы тебе угощение принесли. (Отдаем яблоко). Ребята посмотрите на него внимательно, мне кажется, он на себя не похож. Что с ним?
Дети. Ему не хватает иголок.
Воспитатель: Ежик, Ежик, где гулял? Где колючки потерял?
Может, быстро он бежал? Может, в ямку он упал?
Как же теперь ежику быть без колючек? Ему, наверное, будет холодно?
А вы хотите ежику помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы поможем ежику, если выполним это задание.
Дети: Прищепки.
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день и даже самые простые вещи могут нам пригодиться. Пусть эти прищепки превратятся в иголки для ёжика.
Дети прикрепляют прищепки на ежа.
Ежик: Спасибо, ребята, теперь мне никакие холода не страшны. Я побегу собирать опавшие листочки и делать себе теплую норку.
Воспитатель: Как хорошо мы с вами погуляли, мне кажется, вам уже пора возвращаться в детский сад.
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и немного покружись!
Оглянитесь все назад:
Мы попали в детский сад!
Воспитатель: Вам понравилось на осенней прогулке?
Кого вы встретили в лесу? Молодцы, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.