НОД познавательное развитие в средней группе по теме "Моя Родина" | Золотарева Татьяна Ивановна. Работа №331637
Методическая разработка рассчитана для детей средней группы дошкольных учреждений. Одна из задач социально-коммуникативного развития детей пятого года жизни: «Развивать элементарные представления о родном поселке и стране. Способствовать возникновению интереса к родному поселку и стране» была сочтена нами актуальной и перспективной: знание географического положения на карте необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к большой и малой Родине, гордости за природные богатства, стремление их беречь, чтобы сохранить навеки. НОД на тему: «Моя Родина» направлена на ознакомление детей с не только с малой Родиной, но и с большой страной_- Россией.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»
Методическая разработка образовательной деятельности в средней группе по теме: «Моя Родина»
Золотарева Татьяна Ивановна
Аннотация.
Методическая разработка рассчитана для детей средней группы дошкольных учреждений. Одна из задач социально-коммуникативного развития детей пятого года жизни: «Развивать элементарные представления о родном поселке и стране. Способствовать возникновению интереса к родному поселку и стране» была сочтена нами актуальной и перспективной: знание географического положения на карте необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к большой и малой Родине, гордости за природные богатства, стремление их беречь, чтобы сохранить навеки. НОД на тему: «Моя Родина» направлена на ознакомление детей с не только с малой Родиной, но и с большой страной_- Россией.
«Моя Родина»
Цель: Воспитание патриотических чувств к своей большой и малой Родине, гордость за свой поселок, любовь к месту, где живешь, семье.
Задачи:
Образовательная
1. Дать детям представление о карте Родины, формировать представление о малой Родине, ее географическим положением на карте.
2. Обогащать знания детей о поселке, его природных богатствах: лесах, полях, реках.
3. Закреплять представления о себе, как о жителе поселка Северный.
Развивающая
1. Развивать у детей познавательные интересы к знаниям о своей малой Родине, желание рассказывать о ней своим сверстникам, родителям.
2. Совершенствовать фонематический слух, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос, согласовывать слова (существительные, глаголы, прилагательные) в роде, числе, падеже.
3. Воспитывать чувство любви к родным местам, бережное отношение к природе своей малой Родины, потребность в творчестве.
Воспитательная
1.Воспитывать интерес детей к природным богатствам своей малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут.
2.Воспитывать любовь к родным местам, к своей Родине.
Методы обучения:
Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка.
Практические.
Игровые: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий; отгадывание загадок.
Формы обучения: НОД, Фронтальное
Тип учебного занятия: Комбинированное
Оборудование: Использование ИКТ, аудиоколонка, аудио записи, мультимедийная система, ноутбук, слайды и фото: города Москвы, Санкт-Петербурга; президента В.В. Путина, детского сада, администрации, надземного перехода, памятника воину-освободителю, школы, парка, библиотеки; физическая карта России, схематическая карта поселка Северный (изготовлена воспитателем), картина с изображением леса; маленькие картинки: цветы, грибы, птицы, животные, клей карандаш, салфетки, на каждого ребенка.
Технологическая карта образовательной деятельности
Ход образовательной деятельности.
(Звучит песня композитора Е, Н. Тиличеевой «Родина моя». Дети входят в группу под музыку, останавливаются, делают круг).
Воспитатель:
День необычный сегодня у нас,
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Давайте дружно скажем всем «Здравствуйте»!
Дети:
Здравствуйте!
Здравствуй небо голубое, (Поднимают правую руку)
Здравствуй солнце золотое, (Поднимают левую руку)
Здравствуй матушка – Земля, (Разводят руки от себя)
Здравствуйте мои друзья. (Обнимают себя.)
Воспитатель: (Читает стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря- океаны»)
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля…
Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Какое чувство вызвало стихотворение?
Дети: Чувство радости за то, что такая земля - это наша Родина.
Воспитатель: Чем оно вам понравилось?
Дети: Есть разные страны, но такой не найти.
Дети: Наша земля большая, привольная.
Воспитатель: Мы рады, что у нас такая прекрасная Родина, наша Россия. Наша страна огромная. У нее есть океаны и моря, реки и озера, горы, леса и степи, города и конечно люди, которые живут в этой стране. Мы все живущие в России –россияне, национальный язык – русский. Но особенно она хороша и красива весной, когда ярко светит солнце, расцветают сады, зеленеют поля, нежной светлой зеленью покрываются тонкие ветки деревьев.
(Стук в дверь. Входит Красная Шапочка)
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: Красная Шапочка к нам пришла.
Красная Шапочка: Ребята, меня мама попросила отнести бабушке гостинец, дала мне вот такие карты, с помощью которых я найду дом бабушки. Я ничего в этих картах не понимаю. Вот я решила прийти к вам в детский сад и попросить вас мне помочь в них разобраться.
Воспитатель: Ребята поможем Красной Шапочке?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: (Раскрывает большую физическую карту России).
Ребята, посмотрите, это карта нашей страны, России. Посмотрите, какая она большая. Маленькие кружочки на ней обозначают города, в которых живет очень много людей. В каждом городе много домов, улиц, детских садов, школ, магазинов, заводов, детских игровых площадок, спортивных комплексов, парков, зоопарков, лесов.
(Дети рассматривают карту.)
Воспитатель: Наша страна богата лесами, степями, реками. Есть также горы.
Физкультурная минутка.
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие (показываем большой палец).
Воспитатель: Посмотрите фотографии.
(Показывает 4 фото - слайда с видом города Москвы).
Это город Москва. Самый большой, очень красивый, главный город в нашей стране. Столица нашей Родины.
(Показывает расположение Москвы на карте)
В Москве находится правительство нашего государства, президент нашей страны.
Воспитатель: Как зовут президента России?
Дети: Президент нашей Родины - Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Покажите портрет президента.
(Ребенок показывает портрет президента)
Дети: Это портрет президента Владимира Владимировича Путина.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы.
(Показывает фото-слайд города Санкт-Петербурга)
Воспитатель: Санкт-Петербург еще один большой город.
(Показывает расположение их на карте)
Воспитатель: Кто-то из вас был в каком-нибудь большом городе?
Дети: (Называют города).
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы видели в этих городах?
Дети: В больших городах много улиц.
Дети: В Москве я видел Красную площадь, храмы.
Воспитатель: Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, детский сад, в который мы ходим - это наш поселок, это наша малая Родина.
Воспитатель: Как называется наш поселок где мы живем?
Дети: Мы живем в поселке Северный.
Воспитатель: Наш поселок Северный находится недалеко от города Белгород
(Показывает приблизительно на физической карте, где находится п. Северный).
Воспитатель: На карте России он не обозначен, так как очень маленький. Но мы жители поселка знаем, какой он красивый. В нем есть поля, леса, реки, луга.
Воспитатель: (Показывает слайды поселка: улицы, дома, парки, леса).
Дети: (Называют знакомые им места).
Воспитатель: Посмотрите, Красная Шапочка принесла еще одну карту. Это карта поселка Северный.
(Показывает карту).
Воспитатель: На карте можно найти все, что мы видели на слайдах: дома, в которых вы живете; дом Ани, дом Кости, дом Дениса; наш детский сад, школу, храм, библиотеку, больницу, банк.
Дети: (находят на карте с помощью воспитателя увиденные на слайдах здания).
Воспитатель: Ребята, в этом поселке живет замечательный народ: мамы, папы, дедушки, бабушки, братики, сестрички, ну и конечно же мы- веселые, дружные ребята.
Воспитатель: Давайте поможем Красной Шапочке найти на карте дом ее бабушки.
Воспитатель: Вспомните, где находится дом бабушки?
Дети: Дом находится за лесом.
Воспитатель: Дети, что же такое лес?
Дети: Лес – это место, где растет много деревьев и кустарников, цветов, ягод, грибов.
Дети: В лесу много диких животных, а птицы весело поют свои песни.
Красная Шапочка: У меня в корзинке есть картинки, я нашла их в лесу и хочу вам о их загадать загадки.
(Красная Шапочка загадывает загадки, показывает картинки – отгадки, раскладывает их перед детьми).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
(Дерево)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы
(Береза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
И родители, и детки
Носят модные беретки.
(Грибы)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек
(Желудь)
С ветки в речку упадет,
И не тонет,
А плывет
(Лист)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух
(Одуванчик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький
(Подснежник)
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами
(Еж)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Красная Шапочка: Молодцы ребята, отгадали все загадки о лесе и его жителях.
Красная Шапочка: Дети, посмотрите, так грустно выглядит лес без птиц, цветов, елочек, берез, листьев, грибов и животных.
(Показывает рисунок леса)
Красная Шапочка: Помогите нашему лесу стать красивым, звонким, настоящим. Поселите все эти картинки с помощью клея в этот грустный лес.
(Дети выполняют коллективную аппликацию «Наш лес», наклеивают картинки на общий фон).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с картой нашей большой и малой Родины. Помогли Красной Шапочке на карте найти дом бабушки.
Молодцы ребята! Красивая картина леса у вас получилась. Красная Шапочка ее обязательно покажет своей бабушке.
Воспитатель: (Читает стихотворение)
Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!
Источники информации
Абрамова Л.В, Слепцова И.
Ф.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников, средняя группа. - М.: Мозаика – синтез, 2017.
2. Дубина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, средняя группа. - М.: Мозаика – синтез, 2016.
3. Дубина О. В. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика – синтез, 2016.
4. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: Линка – Пресс, 2011.