НОД "Путешествие Чебурашки по Республике Хакасия" | Анна Александровна Ноздрина. Работа №336233
Нравственно - патриотическое воспитание. Чебурашка путешествует вместе с дошколятами по Республике Хакасия. Узнаёт от ребят: об официальных символах республики и района, в котором проживают ребята; как называются коренные жители республики, как называется жильё в котором они жили раньше; играет с ребятами в народные игры хакасов; узнаёт о природе Хакасии, её достопримечательностях; посещает мини - музей детского сада под открытым небом, экспозицию "Туристическое кольцо Усть - Абаканского района". В конце путешествия получает в подарок альбом с достопримечательностями Республики Хакасия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
(«Познавательное развитие» патриотическое воспитание)
Автор – составитель - Ноздрина А.А., воспитатель І квалификационной категории
Тема: «Путешествие Чебурашки по Республике Хакасия»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности детей посредством путешествия по своей малой Родине – Республике Хакасия.
Задачи:
- стимулировать проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры малой Родины;
- развивать познавательные умения: формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Интеграция областей: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: Беседа: «Моя Хакасия», знакомство с флорой и фауной Хакасии, работа с лепбуком «Моя Родина – Хакасия», участие в районном конкурсе мини – музеев с экспозицией «Туристическое кольцо Усть – Абаканского района»
Форма проведения: познавательно – игровое занятие.
Оборудование: Карта России, карта Хакасии на магнитах, магнитные растения и животные, разрезные картинки герба, флага РХ и Усть – Абаканского района, раскраски достопримечательностей республики, экспозиция туристического кольца Усть – Абаканского района, лепбук «Моя Родина – Хакасия», музыкальная колонка, персонаж Чебурашка, подарок Чебурашке.
Методы и приёмы: Словесный, практический, репродуктивный.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу с воспитателем)
Утром радуга встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет, (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
- Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я, (Поднять руки над головой).
Отвечаю я ромашке, (Опустить руки на ковер).
Отвечаю я березке, (Поднять руки над головой и покачать ими).
- Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Место, где мы родились)
- А, как называется наша Родина? Столица? (Россия, Москва)
- Как называется наша малая Родина? Назовите столицу Республики Хакасия? (Республика Хакасия, Абакан)
- Скажите, вы знаете, в каком районе мы живем? (Усть – Абаканский р-н)
- Что знаменательного произойдёт в этом году в нашем районе? (100 –летие района)
Историческая справка
Ребята, а вы знали, что наш Усть Абаканский район, раньше назывался Чарковским?
100 лет назад, в январе 1924 года был образован Хакасский уезд. В это же время образовался Чарковский район, в него входили три волости: Синявинская, Знаменская и Усть-Абаканская.
10 февраля 1924 года - волости упразднили, были созданы новые административные единицы - районы.
И только через 6 лет в октябре 1930 года Чарковский район был переименован в Усть – Абаканский, а районный центр был перенесён из улуса Чарков в пос. Усть – Абаканский.
- Ребята, теперь назовите поселок, в котором мы живём? (Ответы детей)
Основная часть
(Слышится шум)
Воспитатель: Кто шумит?
(Под музыку появляется Чебурашка)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята, я Чебурашка.
(Воспитатель и дети здороваются с Чебурашкой)
Чебурашка: Я очень люблю путешествовать, и решил побывать в вашей республике, вы расскажите мне про неё?
- Ну, что, ребята, поможем Чебурашке узнать больше о Хакасии?
(Ответы детей)
- Но что бы путешествовать, мы должны знать, где на карте находиться наша республика Хакасия. Посмотрите внимательно на карту, на ней изображена наша родина - Россия. Это самая большая страна в мире. А это Хакасия, такая маленькая по сравнению с нашей страной, но очень красивая и богатая. Как вы думаете, сколько районов в Республике Хакасия? Какие? А сколько городов? Назовите их. (Ответы детей)
Ребята, теперь можно отправиться в путь, вы готовы? А ты Чебурашка?
Ой, а на чем мы отправимся в путь, вы не знаете?
Чебурашка: (мечтательно) А я так хотел бы полетать и посмотреть с высоты птичьего полёта на вашу Республику.
Воспитатель: А вы ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что ж, решено! Лётчики на аэродромы!
(звучит музыкальная игра «Летчики на аэродроме»)
1) Остановка «Государственные символы РХ»
- Ребята, а у республики Хакасия есть свои символы? Какие? (Дети отвечают, что это флаг и герб нашей республики).
- А в Усть – Абаканском районе есть свои государственные символы? Какие?
(на 2х столах лежат разрезанные флаг и герб Хакасии Усть – Абаканского района, которые нужно собрать и склеить на листе бумаги. Дети делятся на две подгруппы, первая - собирает и склеивает герб и флаг Республики, вторая – герб и флаг района)
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (Дети показывают)
Воспитатель: Что изображено на флаге Республики?
- Что символизируют эти полосы?
Дети: зеленый цвет – это цвет вечной жизни, весенней тайги, степей и лугов. На зеленой полоске расположен солярный знак, который обозначает солнце, а четыре угла - это четыре времени года и четыре стороны света.
Синяя полоса – это цвет неба, веры, верности и постоянства.
Белый цвет – обозначает мир, чистоту, совершенство.
Красный символизирует энергию, силу, любовь.
-А что вы знаете о гербе Хакасии?
Дети: в центре расположен красный щит, он защищает и охраняет народ Хакасии. В центре щита крылатый барс, сверху солярный знак, символ солнца и звезды. По краю находятся березовые ветви с зеленой листвой, внизу изображен хакасский орнамент.
- Что скажет вторая подгруппа о гербе и флаге Усть - Абаканского района?
Дети: герб и флаг разделен пополам по диагонали - это значит, что наш район расположен на карте в центре Хакасии;
- бело - голубое поле, с белыми и голубыми волнами - 2 реки района Абакан и Енисей;
Чебурашка: Ребята, почему изображён конь на флаге и гербе вашего района?
Дети: жёлтый (золотой) конь - символизирует любовь коренного населения района к степным красавцам. Коневодству в районе уделяется большое внимание. В нашем районе очень много проводится конноспортивных соревнований. Конь, гордое и статное животное, символ преодоления расстояний и препятствий, символ отваги, силы, скорости;
Чебурашка: А что это за желтенький кружочек в углу?
Дети: жёлтый круг, окаймлённый пятью красными лепестками, - символ одного из хакасских солярных знаков. Солярные, то есть солнечные знаки, широко использовали местные народы, украшая ими одежду, оружие, жилища. Они являлись для хакасов оберегами от злых духов.
Белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Голубой цвет (лазурь) - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Жёлтый цвет (золото) - символ урожая, богатства, стабильности, уважения.
Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
-Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие!
(«Летчики на аэродромы!»)
2) Остановка «Традиции и быт хакасов»
-Ребята, как называются коренные жители Хакасии?
Дети: Хакасами.
Чебурашка: А в каких домах они жили.
Дети: Традиционное жильё хакасов – юрта.
- Давайте поподробнее остановимся на юрте. Какой она формы? На сколько частей делится юрта? Где помещался очаг? Из чего делали юрту? Какой она была?
(Дети рассказывают и показывают на макете лепбука в форме юрты)
Чебурашка: Ребята, какую пищу раньше ели хакасы?
Дети: Традиционной едой хакасов были молочные продукты, мясо, рыба, потому что они разводили скот, любили охотиться и рыбачить.
Все правильно, ребята. В юрте женщины готовили пищу, шили одежду, смотрели за домашним хозяйством, растили детей. Дети тоже много трудились, помогали родителям и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в хакасскую национальную игру
Хакасская народная игра
Продолжаем наше путешествие, летчики на аэродромы!
(Звучит музыка «Летчики на аэродромы!»)
3) Остановка «Достопримечательности Хакасии»
Воспитатель: Ребята, на столах лежат раскраски с достопримечательностями нашей республики, ваша задача, раскрасить и рассказать, что на них изображено.
(Дети выполняют задание)
- Здорово, молодцы! Летим дальше!
(Звучит музыка «Летчики на аэродромы!»)
4) Остановка «Природа Хакасии»
(Перед детьми расположена карта Республики Хакасии на магнитах)
Ребята, посмотрите, перед нами карта Хакасии, на ней изображены деревья, которые растут на территории республики, посмотрите внимательно и назовите их.
(ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь)
- Молодцы, лес есть, но его нужно заселить. Чего на карте не хватает? (Животных)
Для того чтобы заселить лес животными, я буду вам загадывать загадки о животных, а вы отгадывать и размещать животное на карте.
- Летом ходит без дороги.
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит ... молчком,
Уши серые — торчком. (Волк)
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
- Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
- Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
(Воспитатель параллельно спрашивает, в каком «домике» живёт животное и чем любит питаться)
- Нам пора на аэродром, лётчики приготовьтесь!
(Звучит музыка «Летчики на аэродромы!»)
5) Остановка «Туристическое кольцо Усть - Абаканского района»
Воспитатель: Ребята, а что это за район такой, Усть – Абаканский?
(район, на территории которого мы проживаем)
- Все правильно, ребята, напомните, пожалуйста, какое значимое событие пройдет в этом 2024 году в нашем районе? ( Усть – Абаканскому району исполняется 100 лет)
- Именно поэтому, я предлагаю посетить экспозицию нашего мини – музея под открытым небом «Туристическое кольцо Усть - Абаканского района». А проведёт её для вас наш экскурсовод Ярослав Игнатовский.
Ярослав:
Салбыкский
курган
Есть такое место в Хакасии под названием долина Царей. Это место, где захоронены древние цари, среди которых самый главный Салбыкский курган!
А ещё, он такой же важный и значимый как Стоунхендж в Англии!
Чебурашка: Он наверное такой же большой?
Ярослав: Когда-то эта каменная пирамида была такой высокой, как 6 этажный дом (более 20 метров в высоту). Сегодня от кургана остались огромные каменные плиты.
В центре квадратной, каменной ограды был похоронен старец – воин. Рядом с ним нашли захороненными еще 6 человек. Это были члены царской семьи, служанки, молодые воины, чтобы служить, и охранять своего повелителя в загробной жизни.
Скала
Хызыл
Х
ая (Красная скала)
Эти Горы Хызыл Хая в переводе означают Красная скала. Это не одна скала, а много много гор, которые использовали для добычи и доставки камня в местное село Камышовое. Каменные плиты и блоки использовали для создания крупных курганов (захоронений тех, кто умер).
Это удивительное место! На этой скале есть место, которое пользуется дурной славой у населения – Турачах, что означает «домик». Как говорят местные жители, именно в этом месте из скалы выходят духи, скалы раздвигаются, выпуская духов и сдвигаются, когда духи возвращаются, а еще там часто пропадают люди.
Барсучий лог
Это музейный комплекс. Состоит из каменных плит разных размеров, положенных друг на друга, которые создают ограду захоронения. Барсучий лог называют младшим братом Салбыкского кургана, потому что они очень похожи, отличается только тем, что когда строили Барсучий лог использовали старый и хрупкий камень.
Барсучий лог – это красный квадрат, в центре которого находится склеп (скифское захоронение)
Уйбатский
Чаа
тас
(Камень войны)
Уйбатский Чаа тас - в переводе это - Камень войны, могильник расположенный в Уйбатской степи. Необычность его в том, что там много разных необычных по форме поминальных камней, напоминающих древних воинов.
А еще! при определенном освещении каменные глыбы вдруг обретают очертания фантастических зверей, а иногда они похожи на людей, шаманов.
Уйбатский Чаа тас – это бескрайний каменный лес, курганы, где стоят причудливые камни, а ещё там есть древние рисунки!
Уйбатский
замок
Малый дворец – сначала это был дворец из кирпича с колоннам и башнями. Его использовали, чтобы защититься от набегов кочевников и там же с ними сражались.
Малый дворец был частью большого средневекового города, раскинувшегося на 7 километров.
Гора
Кюн
Таг
(Гора Солнца)
Кюн Таг в переводе значит гора Солнца. Это культовая гора поклонению Солнца, откуда открывается потрясающий вид на долину Енисея. На этой горе есть Подкунинская писаница, это наскальные рисунки людей, животных, а также сцены охоты и войны.
А еще древние люди использовали для того чтобы спастись от вражеского набега.
Городище Узун
Хыр
(Длинный холм)
Городище Узун Хыр, в переводе с хакасского, значит Длинный холм. Это комплекс каменных плит, в который входят сооружения похоже на кольца, стрелы и площадки из плит песчаника.
Самый большой каменный фундамент здесь называется «Шаманским городищем» и он очень большой.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодец, Ярослав, у тебя получилась очень познавательная экскурсия. И наше путешествие подходит к концу. Чебурашка, тебе понравилось путешествовать по нашей республике Хакасии?
Чебурашка: Да, ребята! Это было очень интересное и познавательное путешествие, у вас очень красивая республика и гостеприимные люди! Воспитатель: Чебурашка, а что нового и интересного узнал для себя?
Чебурашка: Новым для меня было все, оказывается, хакасы жили не только в юртах, у них ещё и замок был. А ещё, в Усть – Абаканском районе есть Долина Царей, а Салбыкский курган такой же значимый, как и Английский Стоунхендж.
Воспитатель: Ребята, а вам что понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе подарить на память альбом с достопримечательностями республики Хакасия, чтобы ты иногда листая его, вспоминал нас и наше с тобой путешествие.
Чебурашка: Спасибо большое, очень приятно! Ребята вы большие молодцы, я хочу вам вручить медали «Лучший экскурсовод республики»! Давайте похлопаем друг другу.
А ещё я обязательно расскажу об этом путешествии всем своим друзьям, может быть и они, захотят приехать к вам в гости и всё увидеть своими глазами! До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Чебурашка!
Воспитатель: Ну, что пойдемте, нас с вами ждёт уголок природы, нужно будет цветы полить.