НОД «Транспорт. Правила дорожного движения» | Варягина Светлана Ивановна. Работа №222687
Автор: Варягина Светлана Ивановна
конспект логопедического занятия (НОД) по развитию речи для детей ОВЗ старшего дошкольного возраста, тема "Транспорт, Правила дорожног движения"
МБДОУ «Д/с №16»
НОД «Транспорт. Правила дорожного движения»
по развитию речи для детей ОВЗ старшего дошкольного возраста
Подготовила
Учитель-логопед 1 кв. категории
Варягина С.И.
г. Южноуральск
Тема «Транспорт. Правила дорожного движения»
Цель: - содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи;
- закреплять знания о видах транспорта, действия, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение
Задачи: - закреплять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;
- уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения;
- образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы;
-образовывать существительные путём сложения основ;
- образовывать сравнительной степени прилагательных;
-употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать общую и мелкую моторику;
- логическое мышление, внимание, память, воображение;
Материал: раздаточный материал - картинки с разными видами транспорта; картинка Незнайки; картинка с наглядным планом; демонстрационный материал - картинки: поезд, такси, скорая помощь, самолёт, трамвай, корабль; светофор; красный, жёлтый, зелёный круги; дорожные знаки; картинки по точкам.
1.Орг. момент
Логопед: Сядет тот, кто назовёт свою картинку.
( у детей на столах картинки с изображением разных видов транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный).
Логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
2.Беседа о транспорте
Логопед: Какие виды наземного транспорта вы знаете?
(автобус, автомобиль, поезд, трамвай)
Какой водный транспорт вы знаете?
(корабль, яхта, катер, лодка)
К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт?
(к воздушному)
А что относится к подземному транспорту?
(метро)
3.Лексико-грамматические упражнения
Логопед: Вы любите, путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкую волшебную страну Транспортландию, где живут разные виды транспорта и знаки дорожного движения.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
( на доске появляется картинка Незнайки)
Незнайка хочет с нами отправиться в путешествие. Хочет познакомиться с видами транспорта и узнать правила дорожного движения.
Логопед: Чтобы начать наше путешествие надо помочь Незнайке составить рассказ, дополняя нужными словами по смыслу, опираясь на план.
Упражнение «Расскажи-ка»
( на доске выставляется картинка с наглядным планом)
Логопед: Незнайка летом собрался отдохнуть на море. Из дома Незнайка (что сделал?) …….. (вышел), речку по мостику он….. (перешёл) и дальше …. (пошёл). Незнайка к дороге …. (подошёл), на (мотоцикл) сел и …. (поехал). По дороге ехал, в горку …. (въехал), с горки …. (съехал), озеро… (объехал), кочку…… (переехал), и на железнодорожный вокзал… (приехал). На ( поезд) Незнайка сел и …. (поехал). В город …. (приехал), из поезда вышел, остановку нашёл и к ней …(подошёл). Незнайка в… (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на … (самолёт) и …. (полетел). Лес он (пролетел), горы … (перелетел), летел, летел и … (прилетел). Из …(самолёта) Незнайка вышел и пошёл. Шёл, шёл, в порт ….. (пришёл). Сел он на …. (катер) и от берега … (отплыл). К пляжу он … (приплыл) и стал отдыхать.
Упражнение «Объясни слово»
Вот задачки мы решаем
И словечки получаем
Части слова мы слагаем
В играх транспорт повторяем.
Само + лет получаем (самолёт) Почему так называем?
Само + кат получаем (самокат) Почему так называем?
Само + ход получаем (самоход) Почему так называем?
Верт + лёт получаем (вертолёт) Почему так называем?
Луно + ход получаем (луноход) Почему так называем?
Молоко + воз получаем (молоковоз) Почему так называем?
Везде + ход получаем (вездеход) Почему так называем?
Упражнение «Закончи предложение»
( дети проговаривают предложение сначала целиком хором, а затем по очереди)
Пример: Самолёт летит высоко, а ракета выше.
Самолёт летит далеко, а ракета дальше.
Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.
Самолёт большой, а ракета больше.
Самолёт длинный, а ракета длиннее.
Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.
Упражнение «Мы едем, едем»
Нужно помочь Незнайке подобрать картинку к предложению.
Едет современный (что?) (поезд)
К дому подъехало (что?) (такси)
Мчится в больницу (что?) (скорая помощь)
Летит быстрый (что?) (самолёт)
Грохочет по рельсам (что?) (трамвай)
Едет по волнам (что?) (корабль)
4.Физкультминутка
Логопед: Дальше поедем на автобусе в поисках светофора.
Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)
И в окошко посмотрели (Смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал («Нажимают» на педаль)
И автобус побежал (Убегают)
Логопед: Посмотрите, ребята, мы приехали прямо к Светофорчику.
(появляется макет « Светофор»)
Логопед: Для чего нужен Светофор? (регулировать движение на перекрёстке)
5. Сценка «Светофорчик»,
Дети читают стихи.
6.Игра «Светофор»
На красный круг – стой
На желтый круг – хлопай в ладоши
На зелёный круг – шагай на месте
7.Игра «Дорожные знаки»
(Детям раздаются карточки с изображением дорожных знаков. Логопед называет дорожный знак, ребёнок показывает его всем, и определяет значение знака.)
8.Развитие мелкой моторики
Обведи картинки по точкам. Назови каждый предмет ласково.
9. Итог занятия.
Логопед: Как вы думаете, Незнайке понравилось наше путешествие? С какими видами транспорта он познакомился? О каких дорожных знаках узнал?