НОД в средней группе. Тема: «Насекомые» | Кулабухова Анна Анатольевна . Работа №340542
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;
- о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь.
- Вызвать интерес к миру насекомых.
- Формировать реалистические представления о насекомых.
- Расширение кругозора о мире насекомых.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Аленушка»
города Рубцовска
НОД в средней группе.
Тема: «Насекомые»
Разработала: Кулабухова А.А.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Май. 2024 г.
Тема: Насекомые
Цель: - сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;
- о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь.
- Вызвать интерес к миру насекомых.
- Формировать реалистические представления о насекомых.
- Расширение кругозора о мире насекомых.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная,
- познавательная,
- восприятие художественной литературы,
- двигательная,
- игровая,
- продуктивная.
Оборудование: иллюстрации насекомых, полянка с макетами насекомых, 2 ленты синего цвета и строительный материал, колокольчик и повязка на глаза, кружки из картона 5 цветов (красные, черные, желтые, зеленые, оранжевые).
Ход занятия:
Дети стоя все вместе на ковре перед окном в группе здороваются с Машей (Кукла), воспитателем и гостями. Воспитатель сообщает детям, что они сегодня отправятся в интересное путешествие. И что Маша пришла к ним сегодня в гости специально для того, чтобы отправится в это путешествие вместе с ними. Но для начала она (Маша) предлагает детям присесть и послушать интересную историю, которую она хочет им рассказать.
МАША: Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Однажды я гуляла в лесу, и увидела там полянку. И встречались мне на полянке живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто-то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за необычные существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.
Послушайте загадки: Что за гость с голодным брюхом
Скажите-ка, что за букашка? Все звенит у нас над ухом?
На ней в черных точках рубашка, Из цветов не пьет нектар,
Умеет карабкаться ловко Покусает нас. (комар).
По листикам божья. (коровка).
Не пчела она, а жалит. Кто влетает в каждый дом
Мед, варенье обожает. Вместе с летним сквозняком?
Есть на брюшке полоса. Кто жужжит за рамой глухо?
Кто она, скажи? (Оса). Надоедливая. (муха).
Вот букашка - работяга. Что за чудо-вертолет
Целый день трудиться рада. Мошкаре спать не дает?
Ношу на спине своей Только высохнет роса,
Быстро тащит. (муравей). Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик).
Маша: Ребята, вы все загадки отгадали. Какие вы молодцы. А как же одним словом мы можем назвать: муху, комара, пчелу?
Д: Насекомые.
В: Правильно дети, какие вы молодцы. Спасибо Маша тебе за твою историю и загадки, а теперь присаживайся и послушай, что мы с ребятами еще расскажем о насекомых.
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
В: Ребята, а знаете ли вы как передвигаются насекомые?
Ответы детей
В: Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
В: А, чем питаются насекомые?
Ответы детей
Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений, траву. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.
Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).
А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
В: Ребята, как вы думаете, какие это насекомые?
Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик:
Кап-кап-кап! дети останавливаются и приседают
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Грязи в дом не принесу дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу! трясут другой ногой
И потопаю потом дети топают ногами
- Ой, какой от лапок гром!
В: Сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых.
Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле?
Ответы детей.
Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.
- Ребята, а как называются домики у муравьев?
Ответы детей - (муравейник).
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Давайте поиграем с Машей в игру: «Помоги муравьям»
(Материал для игры: 2 ленты синего цвета и строительный материал)
Маша:
Ребята, посмотрите, прошел дождик и перед муравейником побежали ручейки. Как же теперь муравьям перебраться на другую сторону за палочками, чтобы закончить строительство своего домика. Давайте им поможем.
Ребята предлагают варианты. В итоге решают построить мосты через ручейки.
В: Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?
Ответы детей - (комар).
Как вы думаете, есть ли у комара уши?
Ответы детей.
В: Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Игра задание от Маши: «Найди подружку»
(Материал для игры: колокольчик и повязка на глаза)
Играем как в жмурки. Дети встают по кругу у одного ребенка колокольчик, один ребенок в центре круга с завязанными глазами. Ребенок в центре круга ищет по звуку «подругу». Дети не убегают. Не передают колокольчик друг другу.
В: Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого… Помните такую присказку? А какого цвета это насекомое?
Ответ детей (красные с черными пятнышками).
В: Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.
Рассматривание картинок с насекомыми.
Игра задание от Маши: «Птицы»
(материал: цветные кружки из картона разного цвета)
Ребята вы птицы. Кружки раскладываются на полу в хаотичном порядке, а дети их собирают кроме оранжевых и красных.
В: Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых?
(никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений).
Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
В: Подведение итогов: ребята, а давайте вспомним все что мы сегодня узнали о насекомых:
- как передвигаются
- чем питаются
- что у них общего
- почему нельзя обижать насекомых.
В: Ребята какие вы молодцы вот и Маша что хочет вам сказать
Маша: Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых. Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски и полянка с насекомыми. Раскраски вы можете раскрасить и сделать выставку. А игрушечных насекомых вы можете взять в руки и рассмотреть, чтобы не обижать настоящих. А теперь мне пора уходить. До свидание!