Нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольного учреждения | Злобина Олеся Сергеевна. Работа №261899
Автор: Злобина Олеся Сергеевна
Согласно ст. 1 Конституции РФ «Россия — правовое государство..», это означает верховенство закона на всей территории Российской федерации, знание, исполнение и уважение к закону. А один из базовых принципов права гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
По официальным данным сайта Рособрнадзора (кстати, тоже недавно поменявшим свой статус и ставшего органом исполнительной власти), в настоящее время, кроме ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», напрямую регулируют образовательные отношения 33 постановления Правительства РФ, 125 — приказов Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения и 1516 ФГОС, 132 — Акта федеральных органов исполнительной власти. И это не считая актов законодательства субъектов Российской Федерации. И весь этот массив нормативно-правового материала динамично развивается.
Воспитатель дошкольной разновозрастной группы 1 категории МБОУ Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района Алтайского края,
студентка магистратуры программы Управление дошкольным и дополнительным образованием ФГБОУ ВО АлтГПУ ИПиП,
Злобина О.С.
Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия—правовое государство.., это означает верховенство закона на всей территории Российской федерации, знание, исполнение и уважение к закону. А один из базовых принципов права гласит:Незнание закона не освобождает от ответственности.
По официальным данным сайта Рособрнадзора (кстати, тоже недавно поменявшим свой статус и ставшего органом исполнительной власти), в настоящее время, кроме ФЗ №273 Об образовании в Российской Федерации, напрямую регулируют образовательные отношения 33 постановления Правительства РФ, 125—приказов Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения и 1516 ФГОС, 132—Акта федеральных органов исполнительной власти. И это не считая актов законодательства субъектов Российской Федерации. И весь этот массив нормативно-правового материала динамично развивается.
С практической точки зрения образовательное право выступает как система нормативных правовых актов, т.е. законодательства. В п. 1 Ст.4Федерального Закона Российской Федерации Об образовании в РФ, определена структура законодательства в области образования, а именно:
– Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
– Федеральными законами Российской Федерации;
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подзаконные акты федерального уровня);
– законы субъектов Российской Федерации в области образования;
– подзаконные акты субъектов Российской Федерации в области образования;
– Конституция РФ(основной закон), обладающий высшей юридической силой и прямым действием.
Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации. Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно). В соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних.
На уровне субъектов федерации может приниматься региональный закон об образовании, дополняющий на территории субъекта федерации нормы федерального законодательства с учетом особенностей системы образования конкретного субъекта Российской Федерации (Минобрнауки России был разработан соответствующий модельный закон).
Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации и органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, по установленным федеральным законом об образовании. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать федеральному закону об образовании и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 Ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации—часть правовой системы России. В этой же статье установлен приоритет международных договоров Российской Федерации над законом. Из чего следует, что к источникам образовательного права относятся такие документы как:
– Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. (Ст. 26);
– Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
– Декларация прав ребенка (1959);
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
До принятия ФЗ Об Образовании в Российской федерациизаконодательство об образовании до недавнего времени было представлено двумя основными, системообразующими актами: Закон Российской Федерации Об образовании 1992 г. и Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 г., а также типовыми положениями об образовательных учреждениях по уровням и видам образования, которые, утверждались постановлениями Правительства Российской Федерации, а по сути, заменяли законодательное регулирование (об учреждениях общего образования, об учреждениях дополнительного образования и т.д.).
В процессе разработки Федерального закона звучали предложения о принятии Образовательного кодекса, то есть такого, как Уголовный или Трудовой кодексы. Не смотря на то, что все-таки был принят Федеральный закон, нельзя не заметить определенных черт кодификации (высшего уровня систематизации норм права).
Так, впервые в истории национального образовательного законодательства введены определения основных понятий. В Общих положениях (гл.1 ФЗ № 273) дано толкование 34 правовых дефиниций. (Например: качество образования, конфликт интересов педагогического работника, присмотр и уход за детьми).
Четкое определение значения термина—обеспечивает защиту от произвола, является залогом правильного правоприменения и толкования закона.Основной нормативный правовой акт, регулирующий образовательные отношения состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Каждая глава сфокусирована на конкретной области.
Конституционная реформа нашла свое отражение в ФЗ Об образовании в РФ, в частности, согласно п.3 ч.1 статьи3 приоритетными целями воспитания является взаимоуважение, трудолюбие, гражданственность, патриотизм, ответственность, правовая культура, бережное отношение к природе и окружающей среде, в то время как в предыдущем законе в этом качестве выступали эфемерные общечеловеческие ценности.
Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.
Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. Конвенция о правах ребенка ООН является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа. Вопросы реализации идей Конвенции это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно Стратегии приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Фрагмент: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В числе задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Одним из новшеств Федерального закона № 273-ФЗ применительно к дошкольному образованию стало отнесение последнего к системе общего образования. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 Об образовании (далее - Закон Российской Федерации Об образовании) в ст. 19 устанавливал три ступени обязательного для каждого общего образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, рассматривая тем самым дошкольное образование как взаимосвязанное с общим (об этом свидетельствует, в частности, общая целевая направленность дошкольного и общего образования на развитие личности и приобретение основополагающих знаний, умений, навыков, а также нормы ст. 17, устанавливающие преемственность образовательных программ дошкольного и общего образования), но отграниченное от него. При этом Закон Российской Федерации Об образовании в части дошкольного образования делал акцент на особой роли родителей как первых педагогов.
Новейшим законодательством об образовании предложен иной подход к конструированию системы общего образования: дошкольное образование определено в качестве ее составной части, начальной ступени. Это в первую очередь означает отнесение к дошкольному образованию всех требований, установленных для общего образования.
Вместе с тем отметим очевидное разночтение в нормах Федерального закона № 273-ФЗ. Так, ч. 5 ст. 66 определяет, что начальное общее, основное общее, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Тем самым презюмируется, что дошкольное образование обязательным не является. При этом ч. 4 ст. 44, 11 определяя права и обязанности родителей (законных представителей), предусматривает, что родители (законные представители) обязаны обеспечить детьми получение общего образования (термин общее образование здесь используется в широком смысле). Такая двусмысленность норм Закона представляется некорректной и может внести сложности в практику правоприменения.
Законодательным новшеством является определение в Федеральном законе № 273-ФЗ самого понятия дошкольное образование. Закон Российской Федерации Об образовании не содержал четкого определения данного термина, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей.
Федеральный закон № 273-ФЗ делает акцент на общеразвивающей цели дошкольного образования.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольной образовательной организацией признается образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Таким образом, указанный Федеральный закон определяет общие параметры правового статуса дошкольной образовательной организации; специфика ее деятельности устанавливается с учетом подзаконных нормативных правовых актов на локальном уровне (самой организацией).
Ранее детализация организации деятельности дошкольного заведения и особенностей его правового статуса осуществлялась на подзаконном уровне Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562. Однако учитывая, что подобного рода нормативных актов Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает, со вступлением в силу названного Федерального закона Типовое положение отменено.
Вместо Типового положения приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) утвержден Порядок:
Фрагмент: 3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Одним из основополагающих документов, регламентирующих деятельность дошкольного образования на современном этапе, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155), вступивший в силу с 1 января 2014г. Требования подобного рода впервые появились в нормативном поле системы дошкольного образования.
Еще один документ, регламентирующий деятельность ДОУ - СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Закон Об образовании в Российской Федерации: Статья 98. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
Образовательное законодательство динамично развивается. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Основным нормативным правовым актом регулирующим отношения в сфере образования является ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
Для работы в правовом поле необходимо знать содержание основных законодательных актов в сфере образования, уметь правильно выбирать соответствующую норму учитывать иерархию НПА и требования законодательства к вступлению их в силу.
Литература
Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А.,Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; отв. ред. Н.В. Путило, Н.С. Волкова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.—М.: ИД Юриспруденция, 2015.—480 с.
Духанина Л.Н.,Учителя и ученики: права и обязанности / Л. Н. Духанина. —Москва : Редакция Российской газеты, 2019. —144 с.
Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации(постатейный) (Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.).