Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нормы построения предложений с деепричастным оборотом | Фатима Казбековна Дзицоева. Работа №337867

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

 

Тип урока: урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.

 

Цели в качестве деятельности учеников:

М/п: адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм), подвергать анализу, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

М/к: участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой, достигать соглашения и приходить к общему решению в совместной деятельности, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

1ЛР: овладевать механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).

6ЛР: опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.

3ЛР: моделировать и употреблять в речи предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Нормы построения предложений
с деепричастным оборотом
Подготовила: Дзицоева Фатима Казбековна
Ардон 2024
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Нормы построения предложений с деепричастным оборотом.
Тип урока: урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.
Цели в качестве деятельности учеников:
М/п: адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм), подвергать анализу, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
М/к: участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой, достигать соглашения и приходить к общему решению в совместной деятельности, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
1ЛР: овладевать механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).
6ЛР: опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.
3ЛР: моделировать и употреблять в речи предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ход урока:
Постановка проблемы (мотивация к учебной деятельности).
- В последней работе в формате ЕГЭ 38% учащихся класса допустили ошибку в задании А4, направленном на проверку знаний по теме Нормы построения предложений с деепричастным оборотом. Проблема! Разберемся?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, тема урока – Нормы построения предложений с деепричастным оборотом. Определим задачи, которые вытекают из заявленной темы.
Пробное действие.
- Выполните задание.
Выберите грамматически правильные продолжения предложения.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене,
внимательно, вдумчиво прочитай исходный текст.
ты предварительно продумываешь, какие два примера из художественной литературы можно было бы использовать для аргументации собственного мнения.
мне трудно точно сформулировать проблему текста.
комментарий к проблеме текста игнорируется.
учитывается авторская позиция.
необходимо вначале определить основную мысль анализируемой статьи.
Выявление места и причины затруднения.
- 1,2,3,4,5! Мнения разделились. Предлагаю составить алгоритм, действуя по которому, каждый найдет правильный ответ.
- Начнем с 3 примера. (Ученик, назвавший в качестве верного ответа данное предложение, производит его синтаксический разбор (предложение спроецировано на интерактивную доску).)
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, мне трудно точно сформулировать проблему текста.
- В чем особенность данного предложения? (Оно односоставное, безличное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)
- Обратите внимание на то, что в предложении есть дополнение, которое указывает на лицо, совершающее действие, - мне. Это косвенное подлежащее. А если в предложении с деепричастным оборотом использовано такое подлежащее, значит, оно составлено неверно.
- Исправьте ошибку в употреблении деепричастного оборота, убрав косвенное подлежащее.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, иногда трудно точно сформулировать проблему текста.
- Сделайте 1 вывод о том, в каких типах предложений используется деепричастный оборот.
- Найдите другой подобный пример в рассматриваемом задании. (5)
- Продолжим анализ ответов других учащихся. (Один из учеников, назвавших в качестве верного ответа вариант 4 или 5, производит синтаксический разбор своего предложения (предложение спроецировано на проекторную доску).)
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, учитывается авторская позиция.
- В чем особенность этого предложения? (Оно двусоставное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)
- Так в чем ошибка? Вспомните, каково общее грамматическое значение деепричастия? (Оно обозначает добавочное действие.)
- Как образуется деепричастие? (От глагола при помощи суффиксов -а, -я, -в, -вши, -ши.)
- Преобразуйте данную синтаксическую конструкцию в простое предложение с однородными сказуемыми.
Авторская позиция приступает к созданию сочинения-рассуждения на экзамене и учитывается.
- Что мы наблюдаем? (Подлежащее позиция не согласуется по лексическому значению со сказуемым приступает.)
- Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота в 4 и 5 вариантах задания, вспомнив наш 1 вывод.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, следует предварительно составить комментарий к проблеме текста.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, необходимо учитывать авторскую позицию.
- Найдите среди оставшихся нерассмотренных ответов правильный образец использования деепричастного оборота в двусоставном предложении, для проверки точности 2 вывода преобразуйте найденное вами предложение в простое с однородными сказуемыми.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, ты предварительно продумываешь, какие два примера из художественной литературы можно было бы использовать для аргументации собственного мнения. – Ты приступаешь к созданию сочинения-рассуждения на экзамене и предварительно продумываешь, какие два примера из художественной литературы можно было бы использовать для аргументации собственного мнения.
- Осуществим еще один эксперимент: перестройте двусоставное предложение в односоставное определенно-личное.
- Правильно, достаточно опустить подлежащее ты. А как вы считаете, в этом случае уместно употребление деепричастного оборота. (Да.)
- Вы правы. В данном примере также нет ошибок.
- Итак, какой 2 вывод мы сделаем по результатам анализа данных синтаксических конструкций? (Деепричастный оборот может употребляться в предложении, в котором и у основного действия, выраженного глаголом-сказуемым, и у добавочного, выраженного деепричастным оборотом, один исполнитель – подлежащее.)
- Остался один пример. Рассмотрим и его. (Ученик, назвавший в качестве верного ответа данное предложение, производит его синтаксический разбор (предложение спроецировано на проекторную доску).)
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, внимательно, вдумчиво прочитай исходный текст.
- В чем особенность последнего предложения? (Оно односоставное, определенно-личное, сказуемое, употребленное в нем, выражено глаголом в повелительном наклонении.)
- Это правильный ответ. Сделайте 3 вывод о нормах употребления деепричастного оборота. (Деепричастный оборот употребляется в предложении, в котором сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения.)
Реализация построенного проекта.
Работа в парах – построение алгоритма с опорой на выводы.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Задача успешно решена. Применим наш алгоритм на практике и внесем необходимые коррективы. Один решает, другие помогают! Пробуем по цепочке и в первую очередь те, кто ошибся в проверочной работе. (Каждому ученику дается свое задание, на проекторную доску проецируется алгоритм-тренажер.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь каждый сам решит задание. Если вы ошиблись при выполнении 4 самостоятельного задания тренировочного теста, то продолжите выполнять тест до тех пор, пока не добьетесь положительных результатов. Если вы безошибочно определили правильный ответ, то приступайте к решению контрольного теста. При успешном выполнении всего задания оповестите учителя, нажав на значок сигнал, расположенный на последнем слайде электронного тренажера.
Включение в систему знаний и повторение.
- Все, кто закончил работу, приступают к составлению памятки Советы пишущим сочинение-рассуждение. Все предложения в ней должны быть составлены по одному из типов возможных синтаксических конструкций с деепричастным оборотом.
Рефлксия учебной деятельности на уроке.
- Итак, подведем итоги нашей деятельности по составлению алгоритма Нормы построения предложений с деепричастным оборотом. Как вы оцениваете собственную учебную деятельность на уроке?
- Что ж, вы дали вполне реалистичную оценку. Каждый из вас находится на разных этапах освоения нового алгоритма, поэтому и домашнее задание будет у всех неодинаковым. Продолжите дома работу на тренажере, а также составьте задания подобного типа для своих одноклассников (1 группа – 3 задания, 2 – 2, 3 – 1). Спасибо за плодотворную работу.
Приложение №1
Карточка ученика
Пробное действие.
1) Выберите грамматически правильные продолжения предложения.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене,
1) внимательно, вдумчиво прочитай исходный текст.
2) ты предварительно продумываешь, какие два примера из художественной литературы можно было бы использовать для аргументации собственного мнения.
3) мне трудно точно сформулировать проблему текста.
комментарий к проблеме текста игнорируется.
4) учитывается авторская позиция.
5) необходимо вначале определить основную мысль анализируемой статьи.
2) Разберем предложение.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, мне трудно точно сформулировать проблему текста.
3) Разберем предложение.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, учитывается авторская позиция.
4) Разберем предложение.
Приступая к созданию сочинения-рассуждения на экзамене, внимательно, вдумчиво прочитай исходный текст.
Реализация построенного проекта.
Работа в парах – построение алгоритма с опорой на выводы.
Домашнее задание.
Продолжите дома работу на тренажере, а также составьте задания подобного типа для своих одноклассников (1 группа – 3 задания, 2 – 2, 3 – 1).
Приложение №2
А4
Тренировочная работа.
I. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Знакомясь с оглавлением книги,
1) она может показаться слишком сложной.
2) видишь, что это основательный труд.
3) выясняется, что ее тема шире, чем заявлено в названии.
4) возникает желание непременно прочитать ее.
II. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Не имея часов,
1) сориентироваться во времени помогут растения.
2) есть множество других способов определить время суток.
3) можно определить время по цветам.
4) у нас не было возможности точно определить время.
III. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Наклеивая обои,
1) требуется прежде всего аккуратность.
2) многое зависит от качества клея.
3) лицевая сторона должна быть сухой.
4) следите, чтобы не образовались морщины.
Самостоятельная работа.
I. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Услышав приятную новость о победе в отборочном туре,
1) участникам хора предстоит много трудиться, чтобы стать призерами конкурса.
2) Павел еще яростнее стал добиваться слаженности в звучании голосов всех хористов.
3) голоса хористов зазвучали еще более торжественно.
4) стало легко и радостно.
II. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Став победителем олимпиады,
1) он поступил в университет без экзаменов.
2) вся семья радовалась вместе с ним.
3) у него появилась уверенность в собственных силах.
4) с ним стали чаще советоваться одноклассники.
III. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подходя к озеру,
1) чувствуешь приятную прохладу, исходящую от воды.
2) у меня часто возникает желание искупаться.
3) слышны голоса детей, играющих в песке на пляже.
4) на часах уже было десять.
IV. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проводя эксперимент,
1) требуется соблюдение техники безопасности.
2) исследователь фиксировал в журнале все свои действия.
3) была нарушена последовательность операций.
4) у нас не было возможности давать подробные объяснения.
V. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стремясь к конкурентоспособности,
1) производители повышают качество продукции.
2) особое внимание уделяется рекламе.
3) у руководства возник план расширения рынков сбыта.
4) был изменен дизайн некоторых товаров.
VI. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя стихотворный текст,
1) мной был неверно определен размер.
2) помните об особенностях поэтической речи.
3) у нас завязался спор.
4) учениками часто не учитывается ритм.
VII. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
VIII. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая стиль одежды,
1) это занимает много времени.
2) руководствуйтесь определенными правилами.
3) подчеркивается индивидуальность.
4) большую роль играет цвет.
IX. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прожив долгую и счастливую жизнь,
1) физика Роберта Вуда мучило неодолимое любопытство.
2) у него была замечательная жена.
3) наступило состояние покоя.
4) ученый всегда занимался только тем, к чему лежала его душа.
X. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая лекции Галилея Галилео,
1) имя молодого профессора быстро становится популярным.
2) на его лекции приходило до двух тысяч слушателей.
3) венецианцы испытывали чувство гордости за соотечественника.
4) у священного цензурного комитета Рима возникли проблемы.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×