Новые результаты образования как основа современного урока физической культуры | Гатиятулина Екатерина Ринатовна. Работа №359310
Новые результаты образования как основа современного урока физической культуры
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образовании
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные ,коммуникативные.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Для того, чтобы обеспечить достижение представленных результатов , в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено следующее:
- личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей ;
-предметные результаты через формирование основных элементов научного знания;
-метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (УУД).
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам . Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий .
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме формирования УУД (Д. В. Татьянченко, 2004; А. Н. Хуторской, 2002; Л. Ю. Степашкина, 2006), вопросы организации данной работы на уроках физической культуры представлены недостаточно. Имеющиеся разработки в области теории и методики физической культуры не могут предложить учителю ни перечня УУД, востребованных на уроке физической культуры, ни их специфическое содержание, ни способы их формирования.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК для их достижения Данное противоречие определило проблему исследования, которая связана с необходимостью выявления условий формирования УУД на уроках ФК и проектирования учебного процесса по достижению метапредметных результатов.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности обучающихся (В. П. Лукьяненко, 2007). Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Самоопре-деление
2.Смысло-образование
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Как показывает практика, учителя физической культуры в большей степени склоны к формированию регулятивных УУД на всех разделах учебной программы. Вышеописанные виды УУД, по мнению учителей, являются наиболее подходящими для формирования на уроках физической культуры, которые повысят эффективность физкультурного образования школьников.
Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры. Тем не менее, учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом
Формирование УУД в процессе обучения различным видам двигательной деятельности
Виды УУД
Легкая атлетика
Гимнастика
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Личностные
+
+
Регулятивные
+
+
+
Познавательные
+
+
+
Коммуникативные
+
Например, раздел «гимнастика» предоставляет возможность формирования всех УУД, в особенности познавательных, личностных и регулятивных (такие как формулирование цели, сравнение, выделение необходимой информации, прогнозирование и оценка).
3. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК или умениях и навыках по данному предмету.
4. Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.
Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии. Можно предложить обучающимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому. При этом устно выделять существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах (показ учителя или ученика, изображения, видеоматериалы). Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.
Для обучения целеполаганию, сравнению и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию. С помощью фронтальной беседы можно помочь обучающимся отнести новое двигательное действие к известной группе упражнений.
На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Рекомендуется организовать работу по выявлению необходимости в изменениях условий выполнения движения и самостоятельное их изменение; по обоснованию различных способов выполнения действия путем апробации.
Также работа обучающихся на уроке может строиться на создании условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями), усложнение условий выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания, заключающиеся в написании (или графическом изображении) движений, сходных с изучаемым, в составлении различных условий и ситуаций и их сравнение с изучаемыми на уроке.
Также на каждом этапе обучения движение анализируется и фиксируется в дневнике, не просто заносится изучаемое двигательное действие, но и к какой классификации относится.
5. Осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и умений. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению широкого круга УУД, которые формируются по различным предметам.
6. Осуществлять подбор контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями к результатам обучения. Так как прежние способы оценивания не в полной мере подходят для оценки результативности обучения по ФК. Создать в процессе текущего контроля условия, адекватные современным технологиям обучения и обеспечивающие развитие вариативности и доступности для учащихся учебных программ; повысить роль самоконтроля, самокоррекции и самооценки в учебной деятельности. Использовать не только количественные виды оценочных средств, но и качественные.
Новые результаты образования как основа современного урока физической культуры
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образовании
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные ,коммуникативные.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Для того, чтобы обеспечить достижение представленных результатов , в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено следующее:
- личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей ;
-предметные результаты через формирование основных элементов научного знания;
-метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (УУД).
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам . Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий .
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме формирования УУД (Д. В. Татьянченко, 2004; А. Н. Хуторской, 2002; Л. Ю. Степашкина, 2006), вопросы организации данной работы на уроках физической культуры представлены недостаточно. Имеющиеся разработки в области теории и методики физической культуры не могут предложить учителю ни перечня УУД, востребованных на уроке физической культуры, ни их специфическое содержание, ни способы их формирования.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК для их достижения Данное противоречие определило проблему исследования, которая связана с необходимостью выявления условий формирования УУД на уроках ФК и проектирования учебного процесса по достижению метапредметных результатов.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности обучающихся (В. П. Лукьяненко, 2007). Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Самоопре-деление
2.Смысло-образование
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Как показывает практика, учителя физической культуры в большей степени склоны к формированию регулятивных УУД на всех разделах учебной программы. Вышеописанные виды УУД, по мнению учителей, являются наиболее подходящими для формирования на уроках физической культуры, которые повысят эффективность физкультурного образования школьников.
Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры. Тем не менее, учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом
Формирование УУД в процессе обучения различным видам двигательной деятельности
Виды УУД
Легкая атлетика
Гимнастика
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Личностные
+
+
Регулятивные
+
+
+
Познавательные
+
+
+
Коммуникативные
+
Например, раздел «гимнастика» предоставляет возможность формирования всех УУД, в особенности познавательных, личностных и регулятивных (такие как формулирование цели, сравнение, выделение необходимой информации, прогнозирование и оценка).
Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК или умениях и навыках по данному предмету.
4. Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.
Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии. Можно предложить обучающимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому. При этом устно выделять существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах (показ учителя или ученика, изображения, видеоматериалы). Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.
Для обучения целеполаганию, сравнению и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию. С помощью фронтальной беседы можно помочь обучающимся отнести новое двигательное действие к известной группе упражнений.
На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Рекомендуется организовать работу по выявлению необходимости в изменениях условий выполнения движения и самостоятельное их изменение; по обоснованию различных способов выполнения действия путем апробации.
Также работа обучающихся на уроке может строиться на создании условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями), усложнение условий выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания, заключающиеся в написании (или графическом изображении) движений, сходных с изучаемым, в составлении различных условий и ситуаций и их сравнение с изучаемыми на уроке.
Также на каждом этапе обучения движение анализируется и фиксируется в дневнике, не просто заносится изучаемое двигательное действие, но и к какой классификации относится.
5. Осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и умений. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению широкого круга УУД, которые формируются по различным предметам.
6. Осуществлять подбор контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями к результатам обучения. Так как прежние способы оценивания не в полной мере подходят для оценки результативности обучения по ФК. Создать в процессе текущего контроля условия, адекватные современным технологиям обучения и обеспечивающие развитие вариативности и доступности для учащихся учебных программ; повысить роль самоконтроля, самокоррекции и самооценки в учебной деятельности. Использовать не только количественные виды оценочных средств, но и качественные.