«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» | Саакян Елена Георгиевна. Работа №350597
Статья посвящена наработкам для раннего выявления, обучения и воспитания детей с повышенным уровнем интеллектуального развития.Внимание акцентировано на идее дифференцированного подхода в обучении, с необходимостью уделять больше времени таким детям. Следовательно, возникает объективная необходимость выбора особых, эффективных технологий и осуществления специально организованных видов деятельности с данной категорией обучающихся, нуждающихся в дополнительных информационных и образовательных средствах, способствующих их оптимальному развитию.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
Включение в урок материалов сегодняшней жизни способствует созданию атмосферы иноязычного общения, мотивации к иноязычной деятельности. Самое главное здесь для учителя – проявить интерес к жизни учащихся, учесть их настроение, чувства, увлечения, принять во внимание события, происходящие в классе, в школе, в жизни отдельного ученика.
Обязательным элементом работы с учащимися с повышенным уровнем интеллектуального развития считаю планирование самостоятельной работы дома. При этом во главу угла ставлю творческий характер задания. Часто использую задания по смысловой и творческой переработке информации, углублению знаний, личностному отношению к изучаемому материалу.
лицей № 35 города Ставрополя
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки
(творческая работа)
Автор:
Саакян Е.Г.
учитель английского языка
Ставрополь
2024
Главная задача учителя –
научить подрастающего человека мыслить,
а не дать какую-нибудь порцию знаний.
Одной из актуальных проблем совершенствования современной российской системы образования является раннее выявление, HYPER13 HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&url=http%3A%2F%2Fvladim-school.narod.ru%2Fmetodich%2Fodarennie_deti.doc&fmode=envelope&lr=4&l10n=ru&mime=doc&sign=db692b5c24de2f474fe036eae29da42a&keyno=0" \l "YANDEX_1" HYPER15обучениеHYPER13HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&url=http%3A%2F%2Fvladim-school.narod.ru%2Fmetodich%2Fodarennie_deti.doc&fmode=envelope&lr=4&l10n=ru&mime=doc&sign=db692b5c24de2f474fe036eae29da42a&keyno=0" \l "YANDEX_3" и воспитание HYPER13 HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&url=http%3A%2F%2Fvladim-school.narod.ru%2Fmetodich%2Fodarennie_deti.doc&fmode=envelope&lr=4&l10n=ru&mime=doc&sign=db692b5c24de2f474fe036eae29da42a&keyno=0" \l "YANDEX_3" HYPER15детей с повышенным уровнем интеллектуального развития. Поэтому все практикующие учителя, на мой взгляд, согласны с идеей дифференцированного подхода в обучении, с необходимостью уделять больше времени таким детям. Следовательно, возникает объективная необходимость выбора особых, эффективных технологий и осуществления специально организованных видов деятельности с данной категорией обучающихся, нуждающихся в дополнительных информационных и образовательных средствах, способствующих их оптимальному развитию.
Я думаю, именно работа с детьми, способными быстро осваивать азы, имеющими и время, и желание глубже разобраться в более сложном материале должна быть приоритетной в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми: существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.
В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
При планировании работы с детьми с повышенным уровнем развития стараюсь учесть следующие факторы: уровень развития и информированности, а в некоторых случаях и особенности менталитета учащихся нашей школы, обязательную опору на русский язык, систему работы над лексическим и грамматическим материалом особенно на этапе тренировки. Выделяю лексические единицы для активного и пассивного усвоения, составляю упражнения, которые обеспечат тренировку лексики для учащихся с разной языковой подготовкой и индивидуальными особенностями. Например, для эффективного запоминания лексики, планирую упражнения с разными речевыми заданиями, выполняя которые учащиеся следуют определенному образцу, представленному или на доске, или в реплике учителя.
Предусматриваю и упражнения переводного характера: с английского на русский и с русского на английский. Так, задания по двустороннему переводу не только помогают улучшить разговорные навыки, но и делают занятия интересными. В частности, учащиеся охотно играют в переводчиков, делают вольное изложение текста с русского, обзоры статей различного характера.
Особое внимание уделяю тематике, связанной с нашей страной, ее культурой, достижениями и проблемами в ее жизни, а, следовательно, и в жизни каждого ее гражданина. Так, например, в 7 классе, по теме English as an International Language, была предусмотрена дискуссия по проблеме”English words in Russian: Is it good or bad for the Russian language?” Учащиеся работали в группах по составлению развернутого ответа на поставленные вопросы: одна группа доказывала, что этот процесс носит негативный характер для нашего языка, другая - что этот процесс обогащает русский язык
Планируя уроки, я уделяю особое внимание постоянно присутствующим в нем компонентам, таким, как направленность урока на раскрытие личностного потенциала учащихся, его положительных личных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и др.), создание атмосферы иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации.
Естественно, нельзя построить целостный урок, если вышеперечисленные компоненты не связаны друг с другом и не образуют единое целое. Поэтому я стараюсь предусмотреть такие задания и формы деятельности на уроке, которые предполагали бы комплексное воплощение в себе постоянных компонентов урока. С этой целью я часто использую коллективную учебную деятельность, такие ее формы, как работа в парах, работа в группах. Эти формы позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, но в первую очередь, ученика продвинутого. Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.
Например, после работы над текстами “Teenagers protest over school uniform”, “Students demand dress code” в 10 классе была организована дискуссия. Перед участниками была поставлена задача, обсудить тексты, поддержать или не согласиться с мнениями учащихся британских школ по поводу введения школьной формы. После завершения работы над текстами была организована групповая работа по вопросу: Что хорошего и что плохого в школьной форме? Мнения учащихся разделились; в результате состоялся очень интересный личностный разговор. На дом ученики получили задание написать статью, выражающую свое мнение о введении формы в нашей школе.
Включение в урок материалов сегодняшней жизни способствует созданию атмосферы иноязычного общения, мотивации к иноязычной деятельности. Самое главное здесь для учителя – проявить интерес к жизни учащихся, учесть их настроение, чувства, увлечения, принять во внимание события, происходящие в классе, в школе, в жизни отдельного ученика. Так, по завершении темы “Are you keen on sports”, были организованы дебаты, в ходе которых обсуждались преимущества и недостатки занятий спортом. При этом учащиеся говорили как об общеизвестных фактах, так и о своем личном спортивном опыте. В частности, участники туристического слета школ района обсудили проведенные спортивные состязания; отметили, что у них получилось, а что – нет.
Обязательным элементом работы с учащимися с повышенным уровнем интеллектуального развития считаю планирование самостоятельной работы дома. При этом во главу угла ставлю творческий характер задания. Часто использую задания по смысловой и творческой переработке информации, углублению знаний, личностному отношению к изучаемому материалу. Вот некоторые виды заданий на дом, которые я использую при прохождении материала учебников.
- Дополните текст “Russian Olympic Committee to award gymnast Alexei Nemov for his performance in Athens Olympics” информацией о его герое, спортсмене Алексее Немове.
- Проведите социологический опрос по теме “Can studying foreign languages change your life’. Составьте вопросник, опросите не менее 10 человек разного возраста.
Таким образом, существует много новых педагогических технологий, которые направлены на развитие личности учащегося и позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Для меня, как для педагога, особый интерес представляет также проектная технология. Преимущества ее известны давно и широко используются в методике преподавания иностранных языков.
Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения определяются самим учащимся на основе его индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, мотивов, способностей. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Роль ученика – творец своих успехов в мире знаний. Учитель – компас, который помогает не сбиться с намеченного пути и найти необходимую информацию.
Работая по учебно-методическому комплексу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, я имею возможность использовать проектную методику, как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрена организация данного вида деятельности
Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, способствующих развитию познавательной активности учащихся, воображения, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Учащимся дается возможность на практике использовать знания и навыки, взятые из других предметных областей. Например, при выполнении проекта По следам потерянных цивилизаций учащиеся смогли использовать знания, полученные из курса истории. При этом, участники проекта провели аналогию, существующую между древними, исчезнувшими цивилизациями и нынешней, заострив внимание на проблемах нашей цивилизации и опасностях, грозящих ей в результате неразумного обращения с природой и ее ресурсами.
Таким образом, связь идеи проекта с реальной жизнью, интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников способствует формированию внутреннего мотива речевой деятельности.
Выполнение проекта по теме Кино позволило не только узнать отношение учащихся к кино, вспомнить историю создания кино, жанры фильмов, разыграть диалоги по поводу просмотренных фильмов, но и научить детей алгоритму написания обзора фильмов в качестве кинокритика.
Следующим важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является погружение в культуру, оосновными формами которой являются предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.
В ходе предметных недель я практикую проведение конкурсов страноведческого характера. Конкурсы эти обычно организуются между командами классов-параллелей. В ходе подготовки к конкурсам знатоков Великобритании, Австралии, Лондона учащиеся добывают дополнительную информацию о географическом положении, символах государств, знаменитых людях и т.д. При этом дети показывают не только знания в области изучаемого языка, но и великолепные художественные способности, создавая прекрасные иллюстрации к своим рассказам.
Развитие и реализация интеллектуальных и творческих возможностей талантливых детей происходят также в таких сложных видах деятельности, как олимпиады, выполнение которых требуют нестандартных подходов и решений.
Таким образом, использование разнообразных приёмов и стратегий, современных образовательных технологий позволяет учителю английского языка формировать широкие познавательные мотивы, развивать у обучающихся познавательный интерес к учебному материалу.
Подводя итог, необходимо отметить, что педагог, работающий с одарёнными детьми, должен обладать высоким уровнем профессионализма, личностными качествами, позволяющими создать благоприятную атмосферу сотрудничества в классе, увлечь своим предметом, содействовать формированию адекватной самооценки одарённых детей.