нравственно- патриотическое воспитание детей посредством проектной деятельности ☼ | Аммосова Тамара Яковлевна. Работа №290324
Автор: Аммосова Тамара Яковлевна
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого необходимо наладить доверительные партнерские отношения со всеми членами воспитанников, пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, а значит – отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 84 «Искорка»
городского округа «Город Якутск»
Тема самообразования: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Воспитатель: Аммосова Тамара Яковлевна
Квалификационная категория: высшая.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, имеет свою активную жизненную позицию – основные задачи патриотического воспитания. Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе традиций и современного опыта. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущения себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладывается основы ценностного отношения к окружающему миру.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы - проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого необходимо наладить доверительные партнерские отношения со всеми членами воспитанников, пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, а значит – отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
С помощью проектов реализуются следующие цели:
- знакомить детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны;
- воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
- способствовать сплочению семьи как команды.
Работа над проектами осуществляется:
- во время непосредственно организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей.
Предполагающее совместное творчество сотрудников детского сада, воспитанников и их родителей, работа над проектами во многом способствуют успешному решению задач патриотического воспитания.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы - проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Информационно - практико- ориентированные проекты «Моя семья», «Вечная слава героям», «Родной свой край люби и знай» позволяют систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности ребенка к школе и соответствует принципам основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников основывается на следующих нормативных документах:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон «О национальной доктрине образования Российской Федерации»;
Закон «О днях воинской славы»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Основная цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к культуре родной страны – России, ее достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
• формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;
• формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
• расширение представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своему краю;
• формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.
. Развивающие:
· развитие нравственных норм поведения;
· развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
• воспитание уважения к труду;
• воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Ожидаемый результат:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;
• Расширятся представления о городах России;
• Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей:
Создание проблемной ситуации.
Совместная проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Конкурсы стихов.
Анализ нравственных качеств.
Ручной труд.
Беседа
Инсценировки, театрализация.
Изготовление подарков.
«Уроки доброты».
Выставки и экспозиции.
Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Сказки.
Выставки детских рисунков
обустройство патриотического уголка в группе;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Перспективный план кружковой деятельности
«Я, ты, он, она вместе дружная семья»
№
Тема
Цель
Содержание
ОКТЯБРЬ
1
Занятие «Моя семья»
Познакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной «от себя».
Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных, выразительно прочитать стихотворение о семье.
Материал: фотоальбом «Моя семья», картинка с изображением семьи.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, беседа по их содержанию, индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, заучивание имени и отчества родителей, чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Словарная работа: семья, член семьи, сын, дочь, брат, сестра, семейный альбом.
2
Презентация «Улицы родного города»
Пробудить интерес к истории родного города и страны
Материал: презентация детского сада с домами и улицами, расположенными возле него;
листы белой бумаги, карандаши и фломастеры (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: беседы о городе, о гербе города, его достопримечательностях;
чтение с детьми художественной литературы и стихотворений о Родине, о родном городе;
организация выставки рисунков детей на тему «Вот моя улица, это мой дом…»;
беседа с детьми по теме «Моя родословная», о семейных традициях, рассматривание с детьми фотографий из семейных архивов;
участие детей с родителями в мероприятиях, посвящённых Дню города.
3
Проектов «Как выращивают хлеб»
Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;
Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий
4
«Путешествие по достопримечательностям родного города»
Цель: знакомить детей с
достопримечательностями города Якутска; воспитывать любовь к родному краю.
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Воспитывать чувства любви и гордости за него. Желание беречь окружающую среду. Развивать активную речь, отвечать на вопросы, грамматически правильно строить предложения.
Активизация словаря: Достопримечательность, памятники, экология, юбилей.
Материал: Карта города, иллюстрации исторических мест города.
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и песен об Якутске.
НОЯБРЬ
1
Квест – игра «Живут в России разные народы с давних пор» посвященное ко Дню единства
Познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями
Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции). Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.
Воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Оборудование: костюм путешественника, большой кубик, пазл «Дружба народов», цветные карандаши, бумажные куклы и национальная одежда для них, музыкальное оборудование, народная музыка, картинки «Праздники народов России», медали для награждения.
2
Проект «Путешествие к Фауне Якутии»
Расширить знания детей о животных Родного края.
Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность. бережное отношение к природе, обогащать опыт сотрудничества.
Выдвигать и доказывать свои предположения, развивать чувства эмпатии к родной природе; развивать память, мышление, внимание, связную речь и навыки общения.
Расширять представления детей о живой природе родного края, активизировать словарь детей словами «Фауна», «дикие»; стимулировать монологическую речь детей.
Оборудование и раздаточные материалы:
флэшка с записями голосов птиц, шума леса; с иллюстрациями леса, неба; карточка с животными. Декоративная ёлка и игрушечный заяц. Карточки-билеты с изображением цифр. Цветные квадраты и ножницы для изготовления цветов, карточки с изображением птиц.
3
Проект «В гостях у Флоры Якутии»
Познакомить детей с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; показать красоту и разнообразие природных богатств
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок.
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы.
4
Беседа «Город, в котором я живу.
Символика (Герб и флаг) нашего города».
Углубить знания и представления о гербе, флаге, гимне города, республики.
Уточнить представления детей о родном городе.
Формировать у детей понятие «малая Родина».
Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Развивать внимание, связную речь, мышление. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой и большой Родины.
Словарная работа: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.
Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей города, беседы о городе, словесные игры и сюжетно-ролевые игры детей.
Материал: карта России и Республики Саха (Я), изображение герба и флага города Якутска, цветные карандаши, игрушка-сердечко, мяч.
ДЕКАБРЬ
1
Беседа «История возникновения новогодней игрушки»
Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.
Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую
сторону речи; познакомить с историей возникновения новогодней игрушки; актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.
Предварительная работа: чтение художественной литературы на зимнюю
тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением ёлки, ёлочных
украшений. Просмотр презентации «История елочных игрушек».
Оборудование: искусственная ёлка, презентация «Елочные игрушки советского времени».
Словарная работа: старинный обычай, «Вифлеемская звезда».
2
«Путешествие в страну «Народных игрушек»
Развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству, обобщение и закрепление знаний о народных игрушках.
Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и гжельской игрушках. Расширить представления о природном материале – глина, сформировать представление о том, что из глины можно лепить игрушки, об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора.
Развивать способность выполнять простейшие действия с объектами на интерактивной доске; выделять отличительные особенности народных игрушек; развивать эмоциональную сферу и образное мышление, детское творчество, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, интерес к различным видам игр. Совершенствовать способность отгадывать загадки и слушать стихотворения. Развивать диалогическую речь: способность участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Воспитывать положительное отношение к труду взрослых (мастеров - умельцев, интерес к народному декоративно-прикладному искусству; любовь к народному искусству России.
Материал и оборудование: интерактивная доска, проектор, одежда детям и педагогу – русские народные костюмы, 2 подноса с игрушками, вылепленными из глины и окрашенными в белый цвет, фигурки лошадок и жеребят из бумаги, выполненные в технике оригами.
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.
Методы и приемы:
Практические: пальчиковая игра «Деревня небылиц», физ. минутка
«Мы игрушки расписные».
Наглядные: презентация на интерактивной доске.
Словесные: стихотворение – загадка «Веселая белая глина», загадка о кукле.
Предварительная работа: просмотр презентаций: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжельская игрушка»; рассматривание оригинальных дымковских, филимоновских, гжельских игрушек; изготовление дидактической игры «Раскрась животных» - силуэты фигурок – лошадь и жеребенок; лепка игрушек из глины, раскрашивание в белый цвет, роспись глиняных изделий - рисование разных народных орнаментов, рассматривание картин из серии «Народные промыслы России», чтение стихотворений, отгадывание загадок.
3
«Рассказ о Новогоднем празднике»
Поощрять, попытки детей, составлять развернутый, описательный рассказ по новогодней открытке (руководствуясь планом, предложенным воспитателем;
Формировать эмоционально положительное отношение к празднику.
Формировать эмоционально положительное отношение к празднику; продолжать развивать интерес к новогоднему празднику; расширять знания детей о Деде Морозе; закрепить ориентировку в пространстве; развивать речь детей.
Словарь: торжество, семейные традиции.
Оборудование: открытки «Дед Мороз едет на елку» на каждого ребенка, карта России.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о Новом годе.
Изготовление новогодних открыток и елочных украшений.
4
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Поддерживать традиции совместной подготовки детей и взрослых к новогоднему празднику
Формировать всесторонне развитую, целостную личность;
развивать эстетическое восприятие праздничных событий;
воспитывать творческие способности детей, нравственную чистоту и эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.
Предварительная работа:
Подбор детских художественных произведений.
Подбор игр, заданий, музыкального материала.
Разработка конспекта сценария «Дед Мороз - волшебник»
Оформление музыкального зала к предстоящему празднику.
Родители совместно с детьми разучивают роли, готовят костюмы.
Воспитатели подбирают и разучивают с детьми стихи, слова песен
(выразительно, эмоционально)
, танцы.
ЯНВАРЬ
1
Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»
знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям.
Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.
Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.
Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
«В гости коляда пришла»
Продолжать знакомство детей с православными праздниками. Вызвать интерес к жизни наших предков, их обычаям и традициям.
Продолжение знакомства детей с русскими народными обычаями и традициями.
Продолжать развивать познавательный интерес дошкольников
Формирование любви и уважения к национальной культуре России, гордости за талант русского народа.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций на тему «Рождество Христово»
2. Мультфильм «Рождество Христово»
3. Слушание и разучивание колядок.
4.Художественно-эстетическое развитие: выставка детских рисунков «Что я знаю о Рождестве Христовом»
5. Слушание песен и колядок:
Обогащение активного словаря:
ряженые, коляда, колядки, колядовать
Оборудование:
(медиа) компьютер, мультимедийный проектор, презентация, колонки.
Одежда для ряжения
2
Рисование «Рождественское чудо»
вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре;
воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим;
развивать память, внимание, воображение, мышление;
совершенствовать художественные навыки; учить рисовать по образцу.
Оборудование: иллюстрации (образцы, альбом, краски, кисти, вода.
3
Беседа «Русские народные сказки»
Приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.
Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок. Развивать интерес к русской народной сказке, как произведению устного фольклора. Обогащать словарный запас. Способствовать развитию творческой активности детей в деятельности. Воспитывать читателя способного испытывать сострадание к героям сказок, желание помочь.
Предварительная работа: Рассказывание русской народной сказки «Два мороза» и беседа по ее содержанию. Игра «Два мороза». Рисование картинок к сказке.
4
Рисование «Мой любимый сказочный герой»
Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности
Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе, умение помочь сверстникам.
Материал: Картинки из сказок, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, ластики.
Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок к сказкам.
ФЕВРАЛЬ
1
Беседа «Богатыри – защитники земли русской».
Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях.
Познакомить детей с понятием «русский богатырь», с русской народной сказкой
«Никита Кожемяка», дать первоначальные представления о жанре старинных
сказаний.
Способствовать развитию стремления защищать
слабых.
- Воспитывать в детях отвагу, мужество,
желание служить Отечеству,
содействовать воспитанию любви к Родине, поддерживать в детях
желание быть похожими на русских богатырей.
Используемые материалы:
- текст сказки «Никита Кожемяка»;
- мультимедийная презентация «Богатыри
земли русской».
2
Беседы «23 февраля — День защитника Отечества»
Расширить знания детей о празднике День защитника Отечества.
Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
Развивать память, воображение, речь.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций «армейские будни»; беседы об армии.
3
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Изготовление поздравительной открытки своими руками к празднику папам и дедушкам.
Развивать умение изготавливать открытки своими руками;
развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности детей;
совершенствовать аппликационные умения;
обогащать и активировать словарь детей на тему: «Защитники Отечества».
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма, уважение к папе.
Материалы к занятию: картон синего, сиреневого цвета;
белая и цветная бумага (желтая, красная, синяя);
ножницы;
распечатанные поздравительные стихотворения с 23 феврвля;
клей – карандаш; салфетки; картинки с родами войск.
4
Защита проектов «Наша армия сильна!»
Способствовать формированию чувств патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск,
о людях военных профессий.
Развитие коммуникативных навыков детей;
способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
обогащать словарь новыми словами;
-способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;
воспитывать чувство уважения к российскому воину;
воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;
Задачи для родителей:
-обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском
учреждении и в семье;
-привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.
МАРТ
1
Беседа «Народные традиции. Масленица»
Знакомство с народным праздником – Масленица. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
Знакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица;
разучивать масленичные песни, игры, заклички;
прививать уважение к традициям, обычаям и истории русского народа;
развивать чувство ритма, ощущения танцевальных движений.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая» (раздел «Музыка»).
Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица с изображением народных гуляний; музыкальный репертуар: масленичные песни, заклички, хороводы.
2
Занятие «О мамах родных и очень важных»
Заучивание стихотворения В. Берестова «Праздник мам»
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей
Развивать память, интонационную выразительность речи.
Закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей»
Учить доброму, внимательному отношению к матери;
развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту; умение рассматривать произведения художников и фотографов.
Побуждать детей создавать предметные композиции, дополнять их деталями;
воспитывать у детей, уважение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
развивать различительную способность глаза при рассматривании мелких рисунков.
Словарная работа: библиотекарь, бухгалтер, балерина.
Предварительная работа:
Индивидуальные беседы с детьми о маме.
Рассматривание фотографий из семейных альбомов.
Чтение рассказа «Мамины руки» Б.Емельянов
Заучивание стихов о маме.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
3
Книжки-малышки «Стихи для мамы»
Формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность путем, создания книжки-малышки.
Способствовать повышению интереса детей к книгам. Обеспечить развитие умения у детей свободно высказывать свои мысли. Способствовать обогащению знаний детей о книге в древности. Формировать бережное отношение к книге.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: посылка, книги: картонная книга для малышей, книжка малышка «Русалочка», тонкая и толстая, сказки, стихи, рассказы, энциклопедия, учебник, раскраска; проектор; карточки – символы.
Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок, стихов.
4
Беседа «Перелетные птицы»
Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания.
Активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений. Формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх и имитациях. Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями. Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные знания о птицах
Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Оборудование: мяч, разрезные картинки птиц, аудиозапись голосов птиц, картинки птиц.
АПРЕЛЬ
1
Занятие «Покорение космоса»
Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде –Солнце, о спутнике земли –Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.
Формировать целостное представление о картине мира, расширять кругозор детей и уточнять имеющиеся у них знания. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи через свободное общение с воспитателем и сверстниками. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать патриотические чувства, желание беречь нашу Землю.
Демонстрационный материал: Иллюстрации: космос, солнечная система, космический корабль, Ю. Гагарин, Белка и Стрелка, Земля, скафандр, ракета, планеты.
2
Занятие «Праздник Пасхи»
Формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение
применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности
Приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, изображение кулича, пасхального стола, сувениры.
3
Квест игра «22 апреля – Международный день Земли»
Активизировать познавательную деятельность детей во время прогулки, обобщить представления об окружающем мире.
Дать детям представление о планете Земля. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Познакомить детей с ростом растений. Дать представление о том «Откуда берётся ветер?». Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Закладывать основы экологической культуры. Развивать произвольное внимание, самоконтроль, мелкую моторику мышц пальцев рук. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому. Воспитывать любовь к родной природе, развивать желание беречь ее, заботься о ней.
Материалы и оборудование: песня «Земля – наш общий дом» Н. Б. Караваевой, видеоролик «Как прекрасен этот мир», цветочный горшок, песня «Дружба» группа «Барбарики», стрелки указатели (зелёная, голубая, белая, коричневая, портрет воды (пазл, видеоролик «Облака и ветер», леечка, песня «Солнечные зайчики», песня «С днём рождения Земля!».
Предварительная работа: просмотр видеоролика «Красота планеты», «Катастрофы земли». Знакомство с глобусов. Беседы о живой и неживой природе.
4
Защита проектов «Моя Якутия» посвященный Дню образования якутской автономной советской социалистической республики и день принятия конституции Республика Саха (Я)
Формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории. Воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора.
Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республики.
Развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
Воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к ее природе.
Активизация словаря: герб, республика, Родина.
Предварительная работа: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Саха (Я) - Якутия, заучивание стихов о Родине, подготовка презентации с изображениями достопримечательностей родного города, природы Якутии.
МАЙ
1
Беседа «9 мая-День Победы»
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества. Развивать поисковую деятельность детей в рамках исторического прошлого семьи и Родины. Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь. Продолжать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них. Формы работы: беседа, художественное слово, объяснение, показ фото и видео на компьютере, прослушивание аудиозаписи. Материалы и оборудование: фотографии военных лет, фронтовые открытки, фото памятников родного города, аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», «День Победы», «Священная война».
2
Защита проектов «Дети войны»
Найти сведения о детях-героях участниках тех далеких событий 1941-1945 года.
Защита проекта детьми старшего возраста с презентацией «Дети – герои ВОВ».
Продукт проектной деятельности:
Альбом «Дети-герои ВО войны».
3
Пластилинография
«День Подснежника»
Познакомить детей с весенним праздником - Днем подснежника.
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание).
Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Оборудование: музыка (лес), пластилин, доска для лепки, картон голубого цвета, иллюстрация с изображением подснежника.
4
Занятие «Якутский национальный праздник «Ысыах»
Приобщение детей национальной культуре народа Саха
Знакомство с национальным праздником «Ысыах» и его значении. Укрепить знания о якутском узоре.
Развить творческие способности детей.
Воспитать уважение к национальным праздникам, традициям, фольклору, чувство национальной гордости.
Познавательные: Развитие познавательных интересов
Используемые материалы: якутские куклы Сардаана и Ньургун, Чороон из бумаги, краски акварель, гуашь, кисточеи на каждого ребенка, салфетки и баночки на каждого ребенка.
Платонова Т.В.., Хохлова Е.Е. Люби и знай родной край // Программа и методические рекомендации к программе/ - Якутск; 2009. – 91 с.
И.Л. Паршукова. Проектная деятельность в ДОУ. Из опыта апробации структурных компонентов ФГТ к дошкольному образованию:
метод.пособие
/
под.оющ.ред
. И.Л.
Паршуковой
– СПб.: ЛОИРО, 2011. – 113 с.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипов. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа)- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 112с.
В.И.
Пестерев
, М.К. Илларионова – Якутск:
Бичик
, 2014. – 64 с.
Интернет источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2021/03/20/applikatsiya-kosmicheskaya-raketa
http://doshkolnik.ru/ecologia/23761-kvest-v-starsheiy-gruppe-aprelya-mezhdunarodnyiy-den-zemli.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-pokorenie-kosmosa.html
https://mirdoshkolyat.ru/novosti/nacionalnyj-prazdnik-ysyah-v-dou-respublika-saha
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/02/11/beseda-v-starshey-gruppe-goroda-rossii
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/02/11/beseda-v-starshey-gruppe-goroda-rossii