Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы. | Лидия Владимировна Павленко. Работа №349638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы. Данная деятельность направлена на нравственно - патриотическое воспитание личности ребёнка.

Целью данной деятельности является: Приобщение детей дошкольного возраста к нравственно - патриотическим ценностям  посредством чтения художественной длитературы

В результате реализации данной деятельности у детей сформируется более высокий уровень осмысления  нравственно - патриотических  ценностей, повысится нравственная культура детей дошкольного возраста, поспособствует формированию нравственных качеств дошкольников.

 

 

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Л. В. Павленко воспитатель

МАДОУ № 16 «Детский сад «Колосок»

«О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА НУЖНО СУДИТЬ НЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЕГО УСИЛИЯМ, А ПО ЕГО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Б. Паскаль.

В словаре С. И. Ожегова дается такое толкование: «Нравственность – это правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил поведения».

Русский писатель М. Е. С. – Щедрин говорил: «Воспитательное значение патриотизма громадно: это детский сад, это школа, в которых человек развивается к восприятию идеи о человечестве».

Как часто в наши дни приходится слышать: « совести нет», « советь потеряли», «ни стыда ни совести» и так далее. В прочем удивляться здесь нечему: сплошь и рядом мы видим, как попираются законы чести и справедливости, как нарушаются заповеди Господни, которые учат людей быть достойными звания человека. Беда, когда примеры этих безобразий разворачиваются на глазах у детей, не имеющих еще крепкого нравственного стержня: мы знаем как заразительно, а порой и привлекательно зло, прикрытое нарядными одеждами, какое сильное противоядие нужно иметь против него…

В отечественной литературе немало таких произведений, которые помогают формировать у подрастающего поколения нравственные понятия, в частности понятия совести, чести достоинства, патриотизма.

С древних времен люди получили заповеди Божьи, которые являются основой нравственности, законами человеческого общества. Нарушая их, человек идет против добра, содействует злу. С совестью можно соотнести понятия: честность, справедливость, чувство долга, ответственность, отвращение к злу и любовь к добру.

Если бы совесть на самом деле была у людей на первом месте, они жили бы счастливо и спокойно, в гармонии с миром и друг с другом, не было бы подлостей, обманов, преступлений. Лучше всего это выражено в пословице: « Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука».

Если с младенчества воспитываются в человеке совестливость, честность, порядочность, он не станет подлецом, который живет по законам выгоды, думает только о себе и не считается ни с кем.

Одна из сказок С. –Щедрина заканчивается так: «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Мечта С. –Щедрина так и осталась мечтой. Останется ли так навсегда, во многом зависит от нас самих.

Сказки помогают приблизить детей к нравственно - патриотическим высотам воинов, ощутить истоки, которые питали их мужество и стойкость, осознать и оценить «одухотворенность» и соотнести ее с гражданской позицией современного общества.

Необходимо воспитывать в наших детях любовь к Родине, чтобы берегли, боялись обидеть, навредить. Чтобы, где бы не жили, хранили в сердце своем «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому и обращаемся на занятиях к художественным произведениям направленным на нравственно – патриотическое воспитание.

А. Барто (1906 г. – 1981 г.) посвятила свой талант детям. С раннего детства знакомим ребят с короткими стихотворениями и сказками, с ее трогательными героями.

А. Барто в военные годы не раз выступала перед бойцами в окопах, на передовой. В книге «Записки детского поэта» она пишет, что всегда очень волновалась в такие моменты: нужны ли этим людям, которым скоро предстоит идти в бой, навстречу смерти, ее, детские стишки? И успокаивалась, видя, как на лицах солдат появляются улыбки, как радостно они аплодируют ее стихам, напоминавшим кому –то из них о детях. С которыми их разлучила война, а кому - то их собственное детство.

А знаете, какой автограф оставил А. Барто первый космонавт Земли? На листочке бумаги он, улыбаясь, написал: «Уронили Мишку на пол. Юрий Гагарин». Что это значит? Значит, добрые, трогательные и такие мирные стихи наших русских детских поэтов воспитали целые поколения настоящих героев – героев воины, героев космоса – и просто хороших, добрых людей.

К. И. Чуковский написал произведения: «Мойдодыр», « Муха – Цокотуха», «Путаница», «Телефон», Федорино горе», «Айболит» и.т.д.

Что объединяет эти сказки? Как разноцветные стеклышки в детской игрушке, калейдоскопе, в сказках К. И. Чуковского движутся, пересыпаются, складываются одно с другим опасные приключения, подвиги, беды, испытания и праздники. Добро всегда побеждает зло. Маленький и слабый, но отважный герой торжествует над большими и сильными: маленький Воробушек избавляет тигров и львов от грозного Тараканища; крохотный комарик спасает Муху – Цокотуху. К. Чуковский как бы советует своему маленькому читателю: «Борись – и будешь победителем». Маленькие герои сказок К. Чуковского вдохновляют на борьбу за свободу не только детей, но и взрослых.

С. Я. Маршак, «Терем – теремок».

Эта сказка о дружбе, о том, что нельзя непрошенным гостям приходить в чужой дом, о том, что свой дом нужно защищать. А что говорит нам автор о природе в своих произведениях? Природа добра к человеку – труженику, который с уважением, бережно относится к ней. Но она не прощает, наказывает того, кто видит в ней лишь средство обогащения. Только для доброго, трудолюбивого человека природа раскрывает все свои богатства, все свое изобилие, только ради него творит чудеса.

Мысли С. Маршака важны, мудры. Наша Земля, природа будет нуждаться в человеке – друге, человеке – работнике, который любит, бережет ее и уважает ее законы.

В сказке А. Н. Толстого «Заяц – хваста», заяц решил отогнать от овса других зайцев, похвастаться своим бесстрашием и мнимой силой. Всем зайцам, конечно же, это не понравилось, они рассказали обо всем вороне. Ворона в свою очередь решила его проучить. Но на самом деле, заяц, оказался храбрым, не трусом. Своим поступком он доказал, что готов на подвиг, что бесстрашен.

В русской народной былине «Три поездки Ильи Муромца» мы видим, что богатство ему не нужно, семьи нет, а жениться поздно, молодость прошла давно. По - этому Илья Муромец, отважный богатырь земли Русской, решил отправиться в том направлении, где его ждала верная гибель.

Ведь для настоящего богатыря, семья – это его Родная Земля, которую он должен защищать от врагов.

Это произведение, учит детей бороться с трудностями для достижения своей цели, идти до конца, быть храбрым, справедливым, честным и мужественным.

Например, рассказ К. Ушинского, «Слепая лошадь».

Дети должны для себя сделать вывод: нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, даже если это уже старое больное животное. И слово свое всегда надо держать. «Мы в ответе за тех, кого приручили», - эти слова сказал А. Экзюпери. А русский поэт С. А. Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими». Рассказ нас учит тому, что за добро надо платить добром. А доброта, добро начинаются с любви ко всему живому: к людям, к «братьям нашим меньшим». Но очень часто к сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к животным, вчерашним своим друзьям. Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и предает друга. Всегда стоит помнить о добре, которое вам сделали. К. Ушинский это всегда говорил своим читателем через контекст произведений. Неслучайно «Слепая лошадь» является притчей.

Прочитав рассказ, на душе осел осадок боли и печали. Автор смог полностью донести проблему неблагодарности как человека к животным, так в скрытом подтексте, людей друг к другу.

Считаю быть благодарным, значит быть искренним, добрым, сострадающим. Бедная лошадь Догони – ветер, которая могла отдать свою жизнь ради своего хозяина , не задумываясь о награде, поистине символ благодарности, любви и добродушия. А хозяин Вседом любил его только тогда, когда лошадь была ему полезна, была его гордостью и предметом людской завести. После того как лошадь Догони – ветер практически спасла жизнь своему богатому хозяину, тот одарил его самым лучшим овсом, но забыл про любовь. Он поручил его уход ленивому работнику, который погубил животное.

А что же тогда любил Вседом? Семью? Не уверена. Мое мнение таково, что любовь и счастье этого человека заключалось только в деньгах; чем их больше, тем он счастливее.

Догони – ветер после болезни слишком сильно стал обременять своего хозяина, так как он приносил только одни убытки, оставшись наедине со своими страданиями.

Какого это оглохнуть и ослепнуть, потерять все свои силы, понять то, что тебя предали в самую тяжелую минуту жизни. Автор говорит, что зло всегда возвращается. Народ осудил богача и вынес приговор. Если было бы у богача чуть больше души?! Что было бы?! Думаю, он был бы уважаемым в кругу народа, вырос в их глазах как добрый с большим сердцем человек.

Но?! Сердце зачерствело, жадность выросла до бесконечности. Нет места для любви и заботы о ближнем?! Даже животное, которое дарит такую любовь, чище которой может быть только ее доброта, порой остается неоцененным. Считаю , что именно в этом корень человеческого несчастья и страдания от неумения принять такие драгоценные дары как доброта, искренность, любовь.

Рассказ оставляет тягостное впечатление и заставляет задуматься над многими вещами. Например, имеет ли право человек считать себя умным, благородным, если он равнодушен к тем, кто слабее его. Наверное нет. Истинная доброта распространяется на все живое, в том числе и на братьев наших меньших. Читая рассказ понимаешь, что подаренное, а затем отнятое добро превращается еще в большее зло, а обманута любовь приводит к трагедии.

Нравственные проблемы поднимаются и в рассказе Л. Н. Толстого «Косточка». Здесь автор рассказывает о том, как маленький мальчик Ваня впервые в жизни увидел сливы, как он не удержался и съел одну сливу. Сливы были на пересчет. Мама сразу поняла, что одной сливы не хватает. Ваня не признался. Тогда отец рассказал о том, что если съесть косточку от сливы, то она прорастет в животе. Испуганный Ваня сказал, что выбросил косточку.

Ваня главный герой рассказа. Он понял, что брать без спросу некрасиво, но еще хуже обманывать.

Главная мысль рассказа: не умеешь лгать – не берись, а еще лучше – никогда не лги, тем более своим родным, которые все равно простят.

Прослушав рассказ, дети делают вывод, что раскрытый обман всегда приносит человеку больше бед, чем принесла бы вовремя сказанная правда.

Л. Толстой «Огурцы»

Нравственные проблемы решаются автором и в рассказе «Огурцы». Мальчики шли с рыбалки. А так как они ничего не поймали, то решили нарвать огурцов с колхозного поля. Родители не одобрили поведение одного мальчика. Другой оказался хитрее. Он отдал ему свои огурцы. Родители первого мальчика заставили отнести огурцы назад, где взял. Мальчик не хотел идти, плакал. На улице было темно. У сторожа было ружье, он знал об этом. Все закончилось прекрасно: мальчик поборол страх темноты, подружился со сторожем. Душа его почувствовала облегчение. Назад он уже бежал весело и легко. Главная мысль рассказа – не брать чужое без спроса. Павлик и Котька поняли, что это плохо – брать чужое. Если ты хочешь, можно просто попросить.

Бальмонт в своем стихотворении «Будем как солнце» говорит о цели существования человека на земле. А значит, и о цели существования воспитателя.

«Быть как солнце» - это завет красоты. Любить, зажигать и в тоже время « самому светло сверкать». От воспитателя зависит и жизнь на земле, и состояние человеческой души. Его нравственное состояние.

Какие богатые возможности таятся в душе русского человека, какой озаренностью и талантливостью может он обладать!

От ясных и ласковых сказок воспитателя с их добрыми и справедливыми героями, научившими детей верить в торжество и силу добра, мои дети устремятся дальше, к силе человеческой мысли, которую для них (для детей) олицетворяет воспитатель.

Литература:

А. Н. Толстой «Заяц –

хваста

»..

Детская литература. 1983.

В. Бианки. Сова. М. Малыш. 1980. С. 3

.

В.В.Бианки

. Большая книга сказок. Сказки леса. М. Умка. 2021. С. 34

.

В. Воронцов «Симфония разума. М. 2007

.

Дунаев М. М. Православие и русская литература. М. Христианская литература. 1997. Ч. Т. С. 342-373

.

Евангелие от Матфея (гл.18,20) Евангелие от

Иоаннас

(гл.11)

.

Е.

Таратута

«Драгоценные автографы». М .1986. С. 149.

И. О.

Жиркова

. «Русские былины. Богатыри киевские». М. 1904. С. 46-52.

Л. Н. Толстой. «Косточка». М. Детская литература. 1989. С. 11

.

М. Зощенко. Показательный ребенок. М. Стрекоза. 2007 С.12.

Н. И. Павлова. Обрести душу. Литература в школе 1996. №5. С. 117 – 121.

Н. Носов. «Огурцы». М. Самовар.2008. С.15

Тынянов Ю. «Корней Чуковский». Детская литература 1939.№4.

С. 24-25.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×