Нравственно-эстетическое воспитание школьников через уроки музыки, внеурочную деятельность и дополнительное образование | Мой кабинет. Работа №352862
Из опыта работы "Нравственно-эстетическое воспитание школьников через уроки музыки, внеурочную деятельность и дополнительное образование". Это тема по самообразованию. Представленный опыт работы можно использовать другим учителям музыки, тем, кто ведет внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Из опыта работы учителя музыка «Нравственно-эстетическое воспитание школьников через уроки музыки, внеурочную деятельность и дополнительное образование»
Описание работы: Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. В ней раскрыты актуальные вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. Статья содержит примеры практической работы в данном направлении и рекомендации по работе с разновозрастной категорией обучающихся и их представителей.
Цель: привлечь внимание к проблемам нравственности и региональной идентичности в современной школе
Задачи: раскрыть новые возможности воспитания в современной школе.
Современная российская система образования должна ориентироваться на формирование у учащихся высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Большое значение в этом смысле имеют патриотизм, гражданский долг, ответственность за судьбу Родины и готовность к её защите.
А система общего и дополнительного музыкального образования имеет широкие возможности воспитания у школьников гражданско-патриотических, нравственно-патриотических основ.
Убеждена, что приобщение к музыкальному искусству послужит фундаментом для развития и воспитания чувства патриотизма учащихся только тогда, когда эта работа осуществляется по четко выстроенной методике, включает в себя интересный и познавательный материал, различные формы и методы работы, опирается на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Выстроенная линия музыкального образования в общеобразовательной школе отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования:
• осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечивается духовно-нравственное развитие учащихся;
• формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. В программу включены русские народные песни, в том числе вологодского края
На мой взгляд, невозможно воспитать активную жизненную позицию у современного человека, дать ему высокие ориентиры в жизни без опоры на народное наследие, в частности, музыку. Именно на уроках художественно-эстетического цикла через произведения искусства раскрываются богатство и красота родной природы. Основой таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду является способность эмоционально-чувственного восприятия и понимания музыкальных произведений. С целью формирования региональной идентичности обучающихся в современных социокультурных условиях, на уроках музыки происходит знакомство с музыкальными традициями родного края, народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Опыт работы в школе показывает, что деятельность по развитию и воспитанию нравственных качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке.
Нравственно-эстетическое воспитание школьников продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия этой направленности. Традиционными стали праздники День знаний, Праздник урожая, Новый год, Никольская ярмарка, Зарница, 8 матери, Последний звонок, Выпускной вечер. В этих мероприятиях я принимаю участие не только как учитель музыки, разучивая песни, но и как классный руководитель. В рамках новогодних праздников проводится также конкурс чтецов "Новый год у ворот». Проводится в школе фестиваль солдатской песни, фестиваль народной культуры «Русь». Мы разучиваем песни. Являясь классным руководителем, я также уделяю большое внимание нравственно-эстетическому воспитанию. Невозможно привить любовь к родине, не зная своего родного края, поэтому экскурсии обязательно входят в план моей работы.
В районе и в школе проводятся различные музыкальные конкурсы, призванные прививать детям любовь к прекрасному, родному краю, его природе. В частности, городской фестиваль «Солдатская лира», фестиваль «Вашкинские звездочки», агитбригады.
Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. В школе создан хор начальных классов (через внеурочную деятельность). Музыкальный репертуар хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает в себя песни военных лет (не раз выступали ребята с полюбившейся песней "Поклонимся великим тем годам" А.Пахмутовой ) также патриотические песни современных композиторов (например «Я-Гражданин", "Гимн России"), песни воспитывающие уважение к семье, материнству("Детство начинается с маминой улыбки", "Здравствуйте , мамы", "Наши мамы самые красивые" ) к школе, как второму дому, к учителям (С удовольствием исполняют дети песни " С днём учителя, милые дамы", "Спасибо, учителя", "Школьная страна» и гимн Школьной страны «Дорога Добра»)
Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения: воспитанники хора участвуют в различных концертных программах. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
Ещё один вид музыкальной деятельности – это дополнительная образовательная программа «Театральное искусство». Мы разучиваем сказки, танцы, инсценировки, ставим представления на школьных мероприятиях, в дошкольной группе.
Делая выводы, следует отметить, что деятельность, проводимая на уроках музыки, во внеурочной деятельности и по дополнительному образованию на сегодняшний день очень актуальна в плане нравственно-эстетического воспитания. Приобретенные на занятиях основы служат фундаментом для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.