Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы | Смирнова Татьяна Валерьевна. Работа №338460. Номер работы: №338460
Аннотация. Статья посвящена роли художественной литературы в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. В статье рассматриваются основные принципы и методы воспитания через художественную литературу, а также даются рекомендации по выбору и использованию литературных произведений для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, художественная литература, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, патриотические ценности.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Смирнова Татьяна Валерьевна, воспитатель
МК ДОУ «Сокурский детский сад «Тополек», с. Сокур
Аннотация. Статья посвящена роли художественной литературы в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. В статье рассматриваются основные принципы и методы воспитания через художественную литературу, а также даются рекомендации по выбору и использованию литературных произведений для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, художественная литература, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, патриотические ценности.
Воспитание дошкольников является одной из важнейших задач современного общества. Проблема нравственного и патриотического воспитания детей весьма актуальна, поскольку в раннем возрасте формируются основы мировоззрения, индивидуальности и характера ребенка. Одним из основных средств, позволяющих проводить данный процесс, является художественная литература.
Воспитание дошкольников на основе художественной литературы имеет ряд преимуществ.
Во-первых, литература позволяет детям погрузиться в мир фантазии и воображения, развивает их эмоциональную сферу. С помощью сказок, стихов и историй дети могут переживать различные ситуации, сопереживать героям и узнавать о значимости некоторых ценностей, таких как честность, дружба, справедливость.
Во-вторых, художественная литература позволяет передать детям национальные и патриотические ценности. В сказках, стихах и рассказах она раскрывает культурную и историческую сущность народа. Через образы русских народных героев ребенок узнает о народных традициях, обычаях, о национальной культуре. Таким образом, художественная литература стимулирует формирование патриотического чувства и гордости за свою страну.
В-третьих, нравственно-патриотическое воспитание через художественную литературу способствует формированию у ребенка чуткости и эмпатии. Через сопереживание героям и их поступкам, дети осознают ценность моральных качеств, таких как доброта, терпимость и уважение к другим людям. В результате, дети учатся уважать права и достоинство других людей, развивают у себя нравственные нормы и ценности.
Основные принципы и методы воспитания через художественную литературу представляют собой эффективный способ формирования нравственных и патриотических ценностей у детей дошкольного возраста. Воспитание через художественную литературу основывается на двух основных принципах - эмоциональном и эстетическом.
Первый принцип основан на идее, что эмоциональный опыт детей во многом определяет их мировоззрение. Художественные произведения способны вызвать у детей самые разнообразные эмоции - от радости и счастья до грусти и сострадания. Через этот эмоциональный опыт дети начинают осознавать и принимать или отвергать нравственные принципы, которые лежат в основе произведения. Например, книги о дружбе и взаимопомощи учат детей быть доброжелательными и заботливыми, в то время как истории о чести и преданности воспитывают у детей патриотические чувства и любовь к своей стране.
Второй принцип, эстетический, основан на понимании того, что человек формирует свою жизненную позицию и ценности через восприятие прекрасного и гармоничного. Художественная литература позволяет детям развивать свое воображение, эстетический вкус и способность к самовыражению. Они учатся оценивать красоту и гармонию текста, а также анализировать поведение и поступки героев произведений. Эстетическое воспитание через художественную литературу способствует формированию у детей чувства прекрасного, что в свою очередь влияет на формирование их взглядов на этику и мораль.
Основными методами воспитания через художественную литературу являются чтение вслух детям и обсуждение прочитанного. Воспитатели могут использовать различные техники, такие как ролевые игры и творческие задания, чтобы помочь детям углубить свое понимание и восприятие произведений. Они могут также задавать вопросы, спрашивать у детей, какие уроки они извлекли из прочитанного, и помогать им перенести эти уроки в свою повседневную жизнь.
В выборе и использовании литературных произведений для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста необходимо учитывать несколько ключевых моментов.
Во-первых, книги должны быть адаптированы к пониманию и восприятию детей данного возраста. Тексты, сюжеты и язык должны быть доступными и интересными для ребенка. Это поможет увлечь его в чтении и привлечь к постижению нравственных и патриотических ценностей.
Во-вторых, литературные произведения должны пропагандировать добро, мораль и патриотизм. Они должны передавать позитивные образцы поведения и воспитывать у ребенка уважение к истории и культуре своей страны.
В-третьих, важно обратить внимание на иллюстрации книг. Они должны быть качественными, яркими и привлекательными для детей. Визуальная составляющая имеет большое значение, так как помогает удерживать внимание детей и делает чтение более интересным и запоминающимся.
Кроме того, при выборе литературы следует учитывать разнообразие тематики произведений. Дети должны знакомиться с разными аспектами нравственности и патриотизма, например, справедливостью, дружбой, любовью к родителям и Родине. Взаимодействие с различными темами способствует более полному формированию мировоззрения и этических установок у детей.
И напоследок, важно не только предоставить детям доступ к литературным произведениям, но и активно с ними работать. Во время чтения книги ребенку следует задавать вопросы, просить высказывать свои мысли и чувства, обсуждать события произведения. Такая деятельность развивает речь, логическое мышление и способствует усвоению нравственных установок.
Таким образом, использование художественной литературы в процессе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является необходимым инструментом для достижения поставленных целей.
Список литературы
1. Ерохина, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. В. Ерохина, Е. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 42-45.
2. Корниенко, Т. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Т. А. Корниенко, Т. А. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 174-176.