Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом
Автор: Кондратьева Ольга Александровна
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
«Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России». В.А. Сухомлинский
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
«Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России». В.А. Сухомлинский
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Новизна и оригинальность моего опыта состоит в интеграции образовательных областей, где краеведческая деятельность является системообразующим фактором.
Цель: создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного края и города.
Достижению поставленной цели способствовали следующие задачи.
1. Дать детям знания о городе Дзержинске: истории, достопримечательностях, традициях, символике.
2.Формировать у детей понятия «город», «область»; познакомить с природными особенностями.
3.Расширять знания детей о промышленности и людях, прославивших родной город.
4. Развивать познавательную и речевую активность детей в разных видах деятельности.
5. Способствовать развитию диалогической речи, её интонационной выразительности.
6. Побуждать к развитию у детей творческого воображения, памяти, внимания.
7.Обогащать развивающую предметно - пространственную среду по обозначенному направлению.
8.Воспитывать любовь и гордость к своей малой родине.
9. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, формировать ценностное отношение к родному краю.
10. Вовлечь родителей в работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя различные формы взаимодействия с ними.
Предполагаемый результат:
- У детей расширен запас знаний по патриотическому направлению. Дети знают и называют домашний адрес, фамилию, имя родителей, их профессии, город в котором живут, его символику, край. У дошкольников накоплен багаж знаний про столицу нашей Родины - Москву, герб, флаг, гимн России.
- У ребят расширен словарный запас, развита связная диалогическая и монологическая речь.
- У детей сформирован познавательный интерес к родной стране, краю, городу, семье.
- Дошкольники владеют элементарными представлениями о русской народной культуре, её богатстве, красоте, своеобразии.
Для достижения поставленной цели и задач, использовала следующие формы организации детской деятельности:
игровые - познавательные занятия на тему: «Моя семья», «Мой город», «Определи животного по описанию», «Дом в котором я живу».
- Непосредственно - образовательную деятельность интегрированного характера на тему: «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в сказку», «Мои друзья», « Путешествие в Москву».
- Беседы на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес», «Что ты видел по дороге в детский сад», Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии» и другие.
- Творческие рассказы детей на тему: « Что было бы, если я был взрослый», « Три богатыря», «Мой любимый детский сад».
- Совместные праздники с родителями в группе.
- Встречи с интересными людьми города, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ.
- Вечера устного народного творчества, где дети заучивали потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки, былины.
- Обыгрывание русских народных сказок.
- Вечера хороводов и народных игр.
-Экскурсии в аптеку, в магазин, на почту, в музей, в библиотеку, на стадион, в лес, на станцию юннатов, по улицам города.
- Наблюдения на участке в разное время года за деревьями, за птицами, за цветами, за травой, за снегом, льдом, водой, за небом, облаками, за снежинками, за прохожими, за кустами, за посадками на огороде и другими объектами.
- Опыты с живой и неживой природой, экологические исследования.
- Изготовление детьми подарков для родных и близких к 23 февраля, 8 марта.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников явились народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В ходе работы я составила картотеку народных и дидактических игр на тему: « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру». Использовала в своей работе цикл дидактических игр по родному городу: “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится обелиск?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” Все они помогают в развитии у детей любви к родной земле, гордости за свою малую Родину, формируют принадлежность к русскому народу.
Большую помощь в рамках обозначенной темы мне оказали словесные игры. Их я использую при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Воспитанию социально - нравственных качеств помогали сюжетно - ролевые игры разной тематики «Семья», «Детский сад», «Больница», «Почта», «Магазин», Защитники», « Пограничники, а также спортивные игры и эстафеты: « В здоровом теле здоровый дух», « Кто первый к флажку», « Будь ловкий и сильный», «Передай эстафетную палочку».
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Широко использовала в работе по обозначенной теме наглядные методы:
- иллюстрации картин с видами столицы нашей родины Москвы, города Дзержинска, открыток с видами Нижегородской природы;
-географических карт с изображением лесов, рек, морей, гор, животных нижегородского края;
- демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);
- альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой город Дзержинск», «Наша жизнь в детском саду», «Дети войны»;
- лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.
Для закрепления пройденного материала применяла словесные методы: чтение художественной литературы, отгадывание несложных ребусов, составление детьми рассказов на тему: «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном городе, «Улица, где я живу», разгадывание кроссвордов. Большой интерес у детей и родителей вызвала работа по изучению и составлению родословного древа.
Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях.
В рамках исследовательской деятельности совместно с детьми и родителями оформили альбомы по проведенным опытам «Посадка семян», «Черенкование комнатных растений», «Посадка лука», Покраска построек из снега на участке, составили гербарий из листьев деревьев, цветов, трав родного края, делали зарисовку плодов при рассматривании плодовых деревьев.
Практическая деятельность также нашла отражение в системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Дети рисовали, выполняли аппликации, лепили на различные темы: «Семья», « Детский сад», « Наш любимый город», выполняли зарисовки о природе родного края , животного мира, знакомились с народной росписью.
2. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды
Формирование патриотических чувств дошкольников невозможно без обогащения развивающей предметно - пространственной среды. Для этого я оформила центр познавательно-патриотического направления, в который включила:
художественную литературу, фотографии о городе Дзержинске.
Сделала подборку изобразительного материала для продуктивной деятельности (образцы разного вида росписи: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымка и др.)
Сделала презентацию дидактических игр разной тематики.
Организовала выставку книг, рисунков, поделок, фотографий, рассказов о Дзержинске и нижегородском крае.
Оформила подборку песен о семье, городе, природе края.
Оформила альбом с иллюстрациями для художественной и продуктивной деятельности.
Подобрала репродукции картин и иллюстрации про нижегородский край, о городе Дзержинск.
Оформила фотоальбом о семье, о жизни детей в детском саду.
Достижение положительного результата по теме патриотического воспитания дошкольников невозможно без организации тесного взаимодействия с родителями. Привлекая родителей к воспитанию у детей любви к родному городу и краю, я ставила перед собой задачи:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному городу и краю;
- включение родителей как активных участников в образовательный процесс.
Вся работа с родителями была целенаправленной и поэтапной. На первом этапе, я провела анкетирование по теме «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу. Его результаты показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной. Так, к проблеме патриотического воспитания в семье 55% родителей относятся положительно, 20% - отрицательно и 25% - нейтрально, больше половины родителей считают, что детей с родным городом и краем знакомить нужно, сами они знакомят, но большую роль в воспитании любви к родному городу отводят детскому саду.
На втором этапе мной были разработаны и реализованы формы взаимодействия с родителями по обозначенной теме. Наиболее эффективными считаю следующие:
- групповое родительское собрание по теме патриотического воспитания дошкольников;
- консультация на тему: ««Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребёнка»
- круглый стол с родителями и детьми на тему: « Как сделать город чище?» Его итогом стало изготовление родителями памяток для жителей города и размещение их в подъездах своего дома.
- акция на тему: « Неделя добрых дел». В её ходе, родители вместе с детьми наводили порядок на территории детского сада, во дворе своего дома. Дети трудились в группе, наводили порядок в игровых уголках, ремонтировали книги, отбирали сломанные игрушки.
Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей проводилась и в ходе кружковой работы «Тестопластика». Дети с большим желанием лепили из соленого теста фигурки животных нижегородского края, предметы старинного быта и др.
Творческая активность детей позволила им участвовать в городских конкурсах художественно – изобразительного творчества, где они получали грамоты и благодарственные письма.
Подведя итог проделанной работы можно сделать вывод о том, что созданные мною условия были эффективны и результативны. Они помогли сформировать у дошкольников основы патриотического сознания: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, детскому саду. У детей накоплен опыт по культуре, традициям родного края, сформировано понимание неповторимости культуры своего народа.