Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности | Матвеева Елена Анатольевна. Работа №347288. Номер работы: №347288
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта (ФОП). Описываются различные виды деятельности, способствующие формированию патриотических чувств у детей, а также их влияние на развитие личности в целом. Статья включает примеры практической деятельности, направленной на воспитание гражданственности, любви к Родине и уважения к культурным ценностям.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, старшие дошкольники, Федеральный образовательный стандарт, виды деятельности, гражданственность.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности
Матвеева Елена Анатольевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Верх-Коён» Искитимского района Новосибирской области необособленное структурное подразделение
детский сад «Золотой ключик»
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта (ФОП). Описываются различные виды деятельности, способствующие формированию патриотических чувств у детей, а также их влияние на развитие личности в целом. Статья включает примеры практической деятельности, направленной на воспитание гражданственности, любви к Родине и уважения к культурным ценностям.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, старшие дошкольники, Федеральный образовательный стандарт, виды деятельности, гражданственность.
В последние годы в системе дошкольного образования особое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию. Это связано не только с актуальностью формирования у детей основ гражданственности, но и с необходимостью интеграции патриотических ценностей в образовательный процесс. С внедрением Федерального образовательного стандарта (ФОП) воспитатели получили новые возможности для реализации этих целей через различные виды деятельности.
Нравственно-патриотическое воспитание — это процесс, направленный на формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, а также осознания своей принадлежности к отечеству. Важно, чтобы этот процесс был органично встроен в повседневную практику воспитания, что позволяет детям осваивать ценности через игру, творчество и общение.
Одним из эффективных способов реализации нравственно-патриотического воспитания является использование тематических дней и мероприятий. Например, в детском саду можно организовать день патриотического воспитания, в рамках которого проходят различные мастер-классы, викторины и выставки, посвященные истории России и ее культуре. Дети могут создать поделки из материалов, символизирующих регионы страны, или подготовить выставку рисунков на тему "Моя Родина". Эти виды деятельности способствуют не только познанию культурных и исторических аспектов, но и развитию творческих способностей детей.
Важным элементом патриотического воспитания является ознакомление детей с народными традициями и обычаями. Воспитатель может организовать занятия по народным ремеслам, где дети будут учиться изготавливать простые изделия, такие как куклы-мотанки или деревянные игрушки. В процессе работы дети не только получают знания о традициях, но и развивают терпение, усидчивость и внимательность. Это формирует у них чувство гордости за культурное наследие своей страны.
Еще одним направлением является интеграция патриотических тем в занятия по художественному творчеству. Например, во время занятий рисованием можно предложить детям нарисовать свои любимые места в России или создать коллаж, изображающий природу родного края. Обсуждая свои работы, воспитатель может задать детям вопросы о том, почему они выбрали именно эти места, и какие чувства у них возникают при их изображении. Это способствует развитию критического мышления и способности к самовыражению.
Кроме того, следует уделять внимание литературе. Чтение книг о великих россиянах, народных сказках и легендах также способствует формированию патриотических чувств. Воспитатель может организовать чтение с обсуждением, где дети смогут делиться своими мыслями и впечатлениями от услышанного. Важно выбрать такие произведения, которые бы не только развлекали, но и вдохновляли детей на познание своего народа и его истории.
Ключевым аспектом является вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания. Воспитатели могут организовать совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии или проекты, которые объединяют детей и родителей. Это не только укрепляет связи внутри семьи, но и формирует у детей осознание важности семейных ценностей и традиций.
Еще одним эффективным методом является организация экскурсий на местные памятники, музеи или выставки, где дети могут непосредственно познакомиться с историей своего края. В процессе экскурсии воспитатель может задавать вопросы, побуждая детей к размышлениям и обсуждению. Это позволяет детям не просто получать информацию, но и формировать собственные представления о значимости культурных и исторических объектов.
Важно отметить, что нравственно-патриотическое воспитание не должно ограничиваться только занятиями на эту тему. Патриотизм можно формировать в повседневной жизни через уважительное отношение к окружающим, соблюдение норм поведения и проявление заботы о природе и окружающей среде. Воспитатели должны быть примером для детей, показывая на собственном опыте, как важно любить свою страну и заботиться о ней.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП — это многогранный процесс, включающий разнообразные виды деятельности, которые могут быть адаптированы под интересы и потребности детей. Важно, чтобы воспитатели использовали творческий подход и разнообразные методики, что позволит сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. В конечном итоге, целью этого воспитания является формирование гармоничной личности, готовой к жизни в обществе и обладающей глубокими патриотическими чувствами.
Список литературы
1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: «ООО Издательство „Детство-пресс“», 2017
2. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 21-26. – Текст: непосредственный.
3. Шальнева О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — №10 (69). — С. 10–13.