Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через экологию родного края | Ложкина Гульнара Шамиловна. Работа №346515

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль экологии родного края в процессе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Автор акцентирует внимание на важности формирования у детей любви к своей родине через понимание ценности окружающей природы, заботы об экосистеме и уважения к культурным и природным ресурсам своей местности. Педагогический процесс интеграции экологических знаний с патриотическим воспитанием способствует не только развитию экологической грамотности, но и формированию у дошкольников чувства принадлежности к родному краю и ответственности за его будущее.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование, экология, родной край, старший дошкольник, природа.

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЮ РОДНОГО КРАЯ

 

Ложкина Гульнара Шамиловна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №34» г. Краснотурьинск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль экологии родного края в процессе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Автор акцентирует внимание на важности формирования у детей любви к своей родине через понимание ценности окружающей природы, заботы об экосистеме и уважения к культурным и природным ресурсам своей местности. Педагогический процесс интеграции экологических знаний с патриотическим воспитанием способствует не только развитию экологической грамотности, но и формированию у дошкольников чувства принадлежности к родному краю и ответственности за его будущее.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование, экология, родной край, старший дошкольник, природа.

 

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из ключевых задач в формировании личности ребёнка. На этапе дошкольного детства закладываются базовые ценности, такие как любовь к родине, уважение к культуре и истории своего народа, бережное отношение к природе. Важно, чтобы эти ценности формировались не абстрактно, а через конкретные примеры и действия, близкие и понятные ребёнку. Одним из эффективных методов является использование экологического подхода, который способствует нравственному и патриотическому воспитанию через познание природы родного края. Этот подход помогает развивать у дошкольников не только экологическую грамотность, но и чувство привязанности к родной земле, формируя осознанную ответственность за её сохранение.

Экология родного края – это не только наука о природе и её охране, но и основа для формирования патриотических чувств у детей. Изучая флору и фауну родного региона, ребёнок начинает осознавать уникальность своей местности, что стимулирует интерес к её сохранению и защите. В процессе взаимодействия с природой у детей возникает эмоциональная связь с родным краем, что способствует развитию чувства гордости за свою родину.

Патриотическое воспитание через экологию позволяет ребёнку увидеть свою малую родину не только как место жительства, но и как часть большего целого – страны, к которой он принадлежит. Изучая природные богатства своей местности, ребёнок учится ценить её уникальность и понимать, что забота о природе – это проявление заботы о своей родине. Важно, чтобы экологическое образование было неразрывно связано с нравственными и патриотическими аспектами воспитания, что позволяет формировать у детей целостное мировоззрение и глубокое осознание своей роли в жизни общества.

На уровне дошкольного возраста любовь к родине чаще всего формируется через близкое окружение: семью, детский сад, двор и природу, окружающую ребёнка. Природа родного края становится первым объектом, к которому ребёнок испытывает привязанность. Наблюдение за сезонными изменениями, уход за растениями, участие в экологических акциях по уборке территории – все эти действия способствуют развитию у детей глубокого чувства привязанности к месту, где они живут.

Через знакомство с природными объектами – лесами, реками, полями – ребёнок учится не только понимать красоту окружающего мира, но и осознавать его ценность. Экологические занятия, посвящённые изучению родного края, способствуют расширению кругозора и укреплению связи ребёнка с природой. Важно, чтобы такие занятия проходили не только в стенах детского сада, но и на открытом воздухе, где дети могли бы ощутить непосредственную близость с природой.

Помимо эмоционального привязывания к природе, экологическое воспитание старших дошкольников имеет ещё одну важную задачу – формирование у детей чувства ответственности. Ребёнок должен осознавать, что будущее родного края зависит от его поведения и отношения к окружающей среде. Это осознание приводит к развитию экологического мышления, что в свою очередь стимулирует нравственное отношение к природе и желание защищать её.

Экологическое воспитание как основа патриотического сознания Экология родного края предоставляет уникальные возможности для интеграции нравственно-патриотического воспитания в образовательный процесс. На занятиях, связанных с изучением природы, воспитатели могут включать элементы патриотического воспитания, рассказывая детям об истории местности, её культурных традициях и природных памятниках. Такое сочетание экологических и патриотических знаний формирует у детей целостное восприятие мира, в котором природа, культура и история неразрывно связаны.

Важную роль в этом процессе играют практические занятия, направленные на сохранение и улучшение состояния окружающей среды. Участие в субботниках, посадка деревьев, уход за растениями на территории детского сада – все это становится важным опытом, который помогает детям осознать значимость своей деятельности для родного края. Такие действия развивают у дошкольников не только чувство ответственности за природу, но и желание быть полезными своей малой родине.

Эмоциональная связь, которая формируется у детей через взаимодействие с природой, позволяет им глубже осознать своё место в обществе и важность заботы о родной земле. Через экологическую деятельность ребёнок учится бережно относиться к природным ресурсам, что становится основой для развития патриотического сознания.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через экологию родного края является важным элементом образовательного процесса, который способствует формированию у детей не только экологической культуры, но и глубокого чувства любви к родной земле. Взаимодействие с природой помогает детям осознать свою ответственность перед окружающим миром, развивает чувство привязанности к родному краю и формирует патриотические ценности. Важно, чтобы воспитатели уделяли внимание интеграции экологических знаний с нравственным и патриотическим воспитанием, создавая условия для гармоничного развития личности ребёнка.

 

Список литературы

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями / Е. С. Кладова, А. А. Фиронова, Е. А. Евдокимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 438-440.

2. Полякова Т. В. Знакомим детей с малой Родиной. — М.: АСТ, 2016.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×