Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности | Карданова Мадина Мухамедовна. Работа №354782. Номер работы: №354782

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта (ФОП). В статье рассматриваются различные виды деятельности, которые способствуют формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность интеграции нравственного воспитания и патриотического чувства через игровые, познавательные, художественные и другие виды деятельности. На примере практических рекомендаций показано, как в условиях современной образовательной практики можно эффективно решать задачу формирования у детей ценностей любви к Родине, уважения к традициям и культуре своей страны.

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ПОСРЕДСТВОМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Карданова Мадина Мухамедовна, воспитатель

«МКДОУ «Наль ц1ык1у»

Аннотация. Статья посвящена нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта (ФОП). В статье рассматриваются различные виды деятельности, которые способствуют формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность интеграции нравственного воспитания и патриотического чувства через игровые, познавательные, художественные и другие виды деятельности. На примере практических рекомендаций показано, как в условиях современной образовательной практики можно эффективно решать задачу формирования у детей ценностей любви к Родине, уважения к традициям и культуре своей страны.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, старшие дошкольники, Федеральный образовательный стандарт, виды деятельности, патриотизм, игра, воспитание, ценности, культура, традиции.

 

Воспитание в дошкольном возрасте — это фундамент формирования личности ребенка, и именно в этот период закладываются важнейшие основы его нравственного и патриотического мировоззрения. Современные требования Федерального образовательного стандарта (ФОП) акцентируют внимание на важности комплексного подхода в воспитательном процессе, интегрируя нравственные и патриотические ценности через различные виды деятельности. Важно понимать, что патриотизм у детей старшего дошкольного возраста формируется не только через традиционные формы обучения, но и через игру, творчество, общение и участие в коллективных действиях.

Патриотическое воспитание старших дошкольников не ограничивается только разговором о Родине. Это процесс формирования у детей представлений о своей стране, ее истории, культуре, традициях и особенностях. На этом этапе дети уже способны воспринимать и осмысливать абстрактные понятия, такие как «Родина», «честь», «долг», «гордость», но важно помочь им не только усвоить эти понятия, но и почувствовать их значимость в повседневной жизни.

Одним из самых эффективных способов развития патриотизма у детей является использование игровой деятельности. Игра — это ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста, через который они учат мир, осваивают роли, переживают эмоциональные состояния и закрепляют важнейшие социальные нормы. В рамках игры можно воссоздавать различные исторические моменты, знакомить детей с культурным наследием, изображать символику страны и региона, участвовать в создании макетов памятников, а также воссоздавать традиции народных праздников. Например, в игровой форме можно организовать «путешествие» по России, познакомив детей с различными городами, знаменитыми памятниками и выдающимися личностями.

Практическим примером может быть создание в детском саду тематических уголков, посвященных истории России, где дети смогут знакомиться с важными событиями, такими как День Победы, национальные праздники и великие достижения своей страны. В таком уголке могут быть представлены книги, картины, предметы народного творчества, которые помогут детям лучше понять и почувствовать, что такое патриотизм, что значат любовь и уважение к своей Родине. Например, при подготовке к празднованию Дня Победы можно организовать с детьми мастер-классы по изготовлению поделок, созданию плакатов с патриотическими темами и совместное исполнение песен о войне.

Творческая деятельность также играет важную роль в нравственно-патриотическом воспитании. Рисование, лепка, апликация и другие виды изобразительного искусства позволяют детям выражать свои чувства и мысли о Родине. Занятия по рисованию могут быть направлены на создание картин с изображением природы, героев, символов Родины. Например, дети могут нарисовать карты России, флаги, гербы, а также создать композиции, отражающие красоту и величие своей страны. Работая с детьми, важно создавать ситуации, в которых они смогут не только выразить свое видение мира, но и обсудить, почему именно эти изображения важны для их понимания патриотизма.

Одним из значимых аспектов нравственно-патриотического воспитания является также привитие уважения к традициям и культуре. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать, что культура и традиции их страны — это то, что передавалось от поколения к поколению и является основой национальной идентичности. Познавательная деятельность помогает детям узнать о разных этнических группах, национальных праздниках и обычаях. Например, занятия по русскому народному искусству, рассказы о традициях празднования Нового года, Масленицы, Пасхи, знакомство с народными сказками и играми — все это способствует формированию у детей патриотического сознания.

Воспитатель в этой деятельности играет ключевую роль. Его задача — создать для детей такие условия, которые позволят им проявить интерес к своей культуре, истории и ценностям. Важно, чтобы воспитатели умели не просто передавать знания, но и вдохновлять детей на самостоятельные поиски, развитие любознательности и активной позиции в жизни. Например, можно предложить детям рассказать о своих семейных традициях, создать коллективный проект о любимых местах своей Родины, а также активно участвовать в праздниках, где дети смогут проявить себя через танцы, песни, стихи и другие формы творчества.

Формирование патриотических чувств невозможно без укрепления ценностей дружбы, уважения, ответственности. Важно, чтобы в процессе воспитания дети осознавали значимость личной ответственности за благополучие своей страны, ее народа. Совместная деятельность в группе, участие в коллективных проектах, где каждый ребенок вносит свой вклад, способствует развитию чувства коллективизма и сопричастности к важным задачам. Например, дети могут участвовать в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев или помощи пожилым людям, что позволяет им почувствовать свою важность в рамках общественной жизни.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной и творческой. Это позволяет формировать у детей представления о своей Родине, уважение к ее культуре, традициям и истории. Важно, чтобы воспитание патриотизма начиналось с раннего возраста и было направлено на развитие активной и ответственной личности, готовой гордиться своей страной и вносить вклад в ее процветание.

 

Список литературы

1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: «ООО Издательство „Детство-пресс“», 2017

2. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 21-26. – Текст: непосредственный.

3. Шальнева О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — №10 (69). — С. 10–13.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X