Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственно-патриотическое воспитание в хореографическом коллективе | Лагунова Галина Викторовна. Работа №304377

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы побуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине.

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района Волгограда»

 

 

Приняты на заседании

педагогического совета

от «16» сентября 2020 г.

Протокол № 2

 

Утверждаю:

Директор МОУ Центр Ворошиловского района ______________Е.С. Принева

Введены в действие

Приказ №101/19 от 16.09. 2020 г.

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКА

«Нравственно-патриотическое воспитание

в хореографическом коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Лагунова Галина Викторовна,

концертмейстер

 

 

 

 

 

Волгоград – 2020

«Нравственно-патриотическое воспитание в хореографическом коллективе»

 

 

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы побуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

На занятиях с обучающимися младшего возраста предоставляется возможность детям познакомиться с различными народными музыкальными инструментами (гармонь, балалайка, ложки и др.). И в завершении этого этапа дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные) и исполнять с ними различные танцевальные постановки. С детьми среднего возраста доступны более сложные образцы народного искусства: это красивые, затейливые хороводы «Рябинушка», «Плетень», «Весенняя капель». Итогом проделанной работы всех возрастных групп коллектива становятся выступления на традиционных праздниках, конкурсах, различных мероприятиях. Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё танцевальное творчество. Разучивая и исполняя специально составленные хореографические композиции, дети необыкновенно глубоко проживают самобытные музыкальные образы и характеры, с удовольствием представляют своё творчество на различных концертных площадках, на конкурсах и фестивалях.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые впечатления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы воспитаем настоящего патриота, человека, любящего свою Родину.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа.

Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Человек ущербен, не ощущает своих корней без одного из самых сильных чувств - чувства любви к Родине. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог и концертмейстер должны научить любить и беречь.

Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность образовательных учреждений в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей. Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа.

Как же хореографическое искусство может повлиять на личностное развитие ребенка?

Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства. Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний.

При изучении темы Великой Отечественной войны и Победы, обучающиеся имеют возможность изучать эту тему не только на занятиях по истории в школе, но и на занятиях хореографии. Тема Победы важна для нас, потому что это святой праздник для всей нашей страны. При подготовке танцевальных номеров дети знакомятся с музыкальным материалом, связанным с темой Великой Отечественной войны, просматривают видеоматериалы с выступлением лучших танцевальных коллективов, посвященных военной тематике. Проводятся с обучающимися беседы о героических подвигах наших соотечественников, о горе и радости на войне, значении Великой Победы. Дети прониклись этой темой и сумели воплотить лучшие качества в танцевальных образах.

В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в постановочной работе. Педагог-хореограф и концертмейстер исполняют работу режиссера, подбирают музыкальное оформление и костюмы. Их отношение к истории, традициям и культуре передается обучающимся.

В хореографическом ансамбле патриотическому воспитанию должна отводится важная роль. Суть воспитания в коллективе состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Но без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Поэтому столь важно познакомить обучающихся с историей, бытом и национальной культурой народа. об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.

Решая задачи воспитания патриота и гражданина, хореографический ансамбль «Аюшки» работает в разных направлениях, тесно взаимосвязанных между собой. И это отражается в репертуаре ансамбля, который постоянно обновляется.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия, кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры. Поэтому в ансамбле «Аюшки» русским танцам уделено особое внимание. О русских "дробях", "вертушках", "припаданиях" знают даже самые маленькие участники коллектива.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных моих задач как педагога хореографа, так и концертмейстера. Поэтому, при постановке того или иного танцевального номера они совместно с детьми изучают исторический материал и содержание постановки, чтобы дети понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи.

Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия как «воинская честь и достоинство». Упал престиж воинской службы.

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма как основы укрепления государства. А ведь уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.

В этом направлении стоит задача хореографа и концертмейстера - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности. Проводим с обучающимися беседы о героических подвигах наших соотечественников, о горе и радости на войне, значении Великой Победы. Ребята прониклись этой темой и сумели воплотить лучшие качества в танцевальных образах ("Яблочко", "Три танкиста", "Военное попурри" и др.). В рамках празднования победы в Великой Отечественной войне дети неоднократно принимали участие в районных и областных мероприятиях, посвященных знаменательной дате.

Еще одной важной задачей патриотического воспитания является знакомство с символикой нашего государства: герб, флаг, гимн и развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Работая в это направлении, мы знакомимся с другими танцевальными культурами народов мира. Изучение танцев разных народов позволяет ощутить причастность к великому культурному наследию. Ни одна народность мира, какой бы малой она не была, не обходилась без существования танца, который является отражением культурного развития человечества на протяжении всей его истории. обучающиеся сделали вывод: танец является частью древнейшей культуры каждого народа и возник в процессе основной деятельности и исторических событий каждой нации и отражает вехи ее развития, а также моменты трудовой деятельности. Работая над тем или иным танцем дети поняли: танцы народов мира для тех, кто любит экзотику и неординарность, кто готов познать традиции других народов и привнести в танец что-то свое, кто ценит в танце импровизацию и самовыражение.

Жизнь в коллективе насыщенна и увлекательна: уроки, репетиции, концерты, конкурсы. С большим интересом ребята просматривают видеоматериалы других коллективов, делятся впечатлениями, дают оценку исполнительскому мастерству и постановочным работам, сравнивая со своим исполнением. Такие совместные просмотры конкурсных танцев и лучших номеров известных танцевальных коллективов не только способствуют развитию эстетического вкуса, творческого потенциала, но и воспитывает чувство коллективизма, дружбы, понимания ответственности. Итогом творческой работы коллектива являются результат участия в конкурсах и фестивалях различного уровня: международных, всероссийских, межрегиональных, областных и районных. 

Дети - наше будущее, значит будущее страны - в наших руках. Нам предстоит много важных, больших и малых, державных и семейных, личных и общественных дел по патриотическому воспитанию детей. Если мы вырастим бездельников и бездушных неучей - значит, собственноручно загубим наше государство, своё будущее. Если же правильно воспитать ребят, вырастить патриотов, активных, деятельных и здоровых людей - значит, быть уверенным в будущем государства. Думается, что это поможет всем нам выбраться из противоречий эпохи.

Сделаем вывод, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства родины, уважении к армии и готовность защищать родину, служить её интересам. А уроки хореографии непременно в этом помогают.

 

Список литературы.

 

1. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей [Текст] / Н.А. Баранов // Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. - СПб.: БГТУ, 2003. - С.50-53

2. Боякова, Е.В. Художественное развитие детей [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Электронный научный журнал "Педагогика искусства". – 2011. - № 1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru

3. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание [Текст] / - А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.

6. Иванова, С.Ю., Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм [Текст] / С.Ю.Иванова, В.И. Лутовинов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.

9. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе [Текст] / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 89-97.

10. Конорова, Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст] / Е. Конорова. - М.: Просвещение, 2000. – 60 с.

11. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца [Текст] /В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

20. Ротерс, Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика [Текст] / Т. Ротерс. - М.: Просвещение. - 1989. – 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×