НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ | Мой кабинет. Работа №353888
статья предназначена для руководителей фольклорных ансамблей и раскрывает тему приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Если раньше приобщение детей к народному творчеству протекало естественным путем, то сейчас необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом. Наша обязанность – передать молодежи крупицы фольклорных знаний, дошедших до нас.
Орехова Наталья Анатольевна,
Преподаватель,
МБУ ДО ДМШ №1,
г.о. Жигулевск, Самарская область,
Российская Федерация.
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
«…Среди тревог и суеты большого города разливалась, звенела, смеялась и плакала старая русская песня…Звучит в ней радость и горе, любовь и страдание, веселье и тоска. И как все это искренно, как далеко от искусственности!». Так писали М. Е. Пятницкому критики, певцы, композиторы в своих отзывах о концертах народных певцов, которых он привез в Москву из различных губерний.
Мы сейчас также испытываем трепетные чувства, слушая народные песни. Завораживают они нас своей искренностью и глубиной. Хочется детям передать эту любовь к народному искусству, познакомить их с лучшими образцами творчества народа, научить любить свою Землю, свое Отечество, свой Народ.
Раньше от отцов и дедов воспринимали дети умение «водить» песню, распевать ее на голоса. У них вырабатывалась своя певческая манера, характерная для той местности, где они жили. В наше время почти стерлась межобластная грань. Умирают старые песельницы, сказительницы, унося с собой драгоценные образцы певческой культуры народа. Поэтому говорить сейчас о передаче песен «из уст в уста», от родителей к детям мы не можем. Очень правильное высказывание Федора Абрамова о наших современниках: «все как будто у нас грамотные, информированные люди, а на поверку – культурно, духовно развиты гораздо меньше, чем иные из стариков и старух, у которых духовность заложена в крови, покоится на испокон веков существовавших в народе и передававшихся из поколения в поколение нравственных принципах».
В народе всегда придавали значение детским играм, песням да прибауткам, берегли и учили своих детей лучшим образцам детского фольклора. Раньше, в патриархальном крестьянском обществе дети были естественно включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль.
К сожалению, городская жизнь все больше приводит к пространственной и психологической разобщенности родителей и детей. Мамы не знают колыбельных песен, дети не умеют и не имеют возможности играть в наших современных дворах. А потребность к изучению фольклора и интерес к нему у детишек велик, так как трудно найти другой материал, столь близкий им по духу. В народном творчестве кроется огромное количество разнообразных форм работы, содержащих столько воспитательно-обучающих возможностей, а также приобщающих подрастающее поколение к миру прекрасного.
Профессор академии им. Гнесиных Л. В. Шамина так писала о педагогическом воздействии народного искусства на нравственное становление личности ребенка: «С погружения ребенка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером». Национальное же формирует фундамент культуры».
Рассматривая содержание занятий в младшей группе фольклорного ансамбля, полезно обратиться к опыту психологов, исследующих специфику детского мировосприятия. Детство есть накопление жизненных представлений и ощущений, разворачивающихся на протяжении всей взрослой жизни. Природа человека так устроена, что каждый год, каждый этап становления ребенка оказывается подготовительным к ней. Причем, каждый период нацелен на запечатление определенных действий и явлений, происходящих в мире, которые ребенок воспроизводит в своей взрослой жизни.
Весь цикл становления личности – 24 года. Первая половина (до 12 лет) – это период накопления информации, в которой происходит запечатление внешнего поведения взрослых людей. Вторая – после 12 лет – период самостоятельных действий и закрепление всего запечатленного.
Что же такое возраст 7-10 лет? Вот как характеризует этот возраст А. Ц. Гармаев, педагог-психолог, изучающий возрастные особенности нравственного становления детей: «Удивительно, что это тот период детства, когда мир схватывается целостно, не членится на математику, музыку, литературу. Внутренне ребенок открыт на целостное и сущностное восприятие мира». Интересно, что до семилетнего возраста детская память сохраняет как наиболее важное для себя – взаимоотношения с окружающими его близкими людьми: родителями, братьями, сестрами. Познается суть жизни. В 7-10 лет ребята начинают осознанно относиться к удивительному миру природы. И действительно, каждый взрослый помнит ту радость, которую он испытывал, наблюдая за весенними ручейками, любуясь первой травкой на проталинках и голубыми незабудками на лугу! И полный восторг осознания себя в это мире оттого, что рядом подруги, друзья, теплое солнце, дом, в котором мама с папой – вся окружающая красота.
Вот это состояние, состояние детской открытости, и является ведущим фактором детского мировосприятия. Очень важно, в какую среду воспитания ребенок попадет, в нем сформируется либо расчлененный внешний план, либо, наоборот, целостный план сути происходящего в мире.
С этой позиции давайте рассмотрим роль преподавателя в ансамбле и поговорим о том, какое влияние оказывает фольклор на нравственное становление маленьких певцов.
На руководителя коллектива ложится очень важная миссия введения ребенка в мир народной музыки, в мир народной игры. Будет иметь огромное значение, станут ли его занятия желанными для детей или разочаруют их, не вызовут интереса. Ребятишки в этом возрасте всей душой открыты для того, чтобы брать пример со взрослых. Дети искренне хотят учиться, познавать новое для себя. Преподаватель оказывается наиболее авторитетным для них человеком, поэтому очень важно, как сложатся взаимоотношения в вашем коллективе. Если дети чувствуют добро, любовь к ним и понимание, то эти качества запечатлеваются ими на всю жизнь как способ общения с людьми. Встреча с преподавателем, как с человеком, дает возможность уже позднее, во взрослой жизни, при общении со всяким, даже неприятным человеком, находить в нем что-то хорошее и благодаря этому хорошему общаться с ним, перенимать его опыт и знания.
Когда налажен контакт с детьми, когда они приходят на встречу к вам с радостью, ребятишки раскрываются в своей неповторимости. Видно, насколько они все разные, сколь своеобразна их фантазия и как каждый из них внутренне эмоционально переживает предлагаемое. Здесь нужно сказать о том, что очень важно не забывать об особенностях детского фольклора, разбираться в его жанрах. Все это необходимо для правильного подбора репертуара. К сожалению, во многих коллективах присутствуют подражание и копирование взрослых песен, исполнители стараются повторить и манеру пения, что совершенно не отвечает творческим возможностям и интересам детей, в результате – наигранная веселость, зажатость и «пустые» глаза. Детям нужен иной материал – детский фольклор, который представляет собой обширную и оригинальную область традиционного народного творчества. Он включает песенки-попевки, заклички и приговорки, потешки и небылицы, календарно-обрядовые песни и различные игры. Усваивая музыкально-игровой фольклор с раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного песенного творчества. Кроме того, традиционные детские песни развивают не только музыкальный слух и память, но и укрепляют физическое здоровье – легкие и голосовой аппарат, так как большинство закличек, дразнилок поются полным голосом, на свободном грудном резонировании, как можно громче.
Детское музыкально-поэтическое творчество имеет функциональное, утилитарное значение. Оно будит творческую фантазию, помогает организовать и интереснее провести игру. Песенки, припевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да это и не нужно. Руководителям коллективов нужно искать такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Если раньше приобщение детей к народному творчеству протекало естественным путем, то сейчас необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом. Наша обязанность – передать молодежи крупицы фольклорных знаний, дошедших до нас.
Список использованной литературы:
Гармаев А. Ц. Этапы нравственного становления ребенка. - М., 1991
Орехова Н. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. – Тольятти, «Полиар», 2002
Шамина Л. В. Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей //Музыкальный фольклор и дети: научно-методическое пособие/ Сост. Л. В. Шамина. – М:РАН, 1992