Нравственное и эстетическое воспитание детей | Карелина Екатерина Ивановна. Работа №310731
Данная статья посвещена педагогическому анализу детских игрушек, популярных среди детей и их родителей. Содействуют ли она развитию творческого воображения, обогащают ли они игру детей или, напротив, делает ее однобокой и примитивной, вызывая неврозы и агрессию среди детей. Расширяют ли данные игрушки кругозор ребенка, стимулируют ли его к развертыванию интересной ролевой игры.В данной статье я хотела показать ценность и значимость эстетического вида игрушки, его значения и роли в развитии ребенка.
Герой нашего времени или улыбка Хаги-Ваги
Педагог эстетического развития Карелина Екатерина Ивановна.
Как педагог заметила недоброе, а порой и агрессивное отношение детей друг к другу, к животным, к окружающей их природе и даже взрослым людям. Пришла к неутешительному выводу, что причина в игрушках, которыми увлечены сейчас ребята. Полки магазинов, киоски Союзпечати, а также интернет-магазины и маркетплейсы изобилуют откровенными страшилищами, такими, как Хаги-Ваги, сиреноголовые, человеки-пауки, роботы-убийцы и тому подобное. Откуда они взялись? Кто посчитал, что эти «персонажи» сумеют лучше воспитать наших детей, чем те игрушки, в которые играли и мы когда-то: куклы, кубики, мягкие пушистые зайки, котята. Где наш любимый Чебурашка и крокодил Гена, куколки в русских народных костюмах, резиновые звери, пупсы с добрыми озорными личиками. Вместо добрых, оптимистичных героев на витринах «красуются» монстры о двух головах с черными зубами и непонятных расцветок. Разве такая «концепция» воспитания детей ширпотребом может развить в детях гуманное отношение к природе, к друзьям, к окружающему миру? В связи с такой огромной проблемой, как отсутствие понимания роли игры и игрушки в дошкольном возрасте, хотелось бы обратиться к научным трудам наших отечественных педагогов, отводивших главенствующую роль игре, как ведущему виду деятельности дошкольника.
Игра и игрушка – обязательные спутники детства. Н.К.Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать.
По словам Евгении Александровны Флериной, хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Евгения Александровна прежде всего учитывала особенности ребенка, и правильно указывала, что дети, которые мало играют, плохо развиваются.
Значение игры она понимала в том, что в ней ребенок реализует свои мысли и чувства в действии. Эта важная мысль подтверждена сейчас многими психологическими и педагогическими исследованиями: выражая в игре свои мысли и чувства, дети осваивают впечатления жизни, размышляют над ними, глубже проникают в их смысл.
Классификация игрушек, разработанная Е.А.Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные , мебель, транспорт), технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов – дощечек, планок), дидактические, игрушки-забавы, музыкальные, театральные.
Е.А.Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. Так же она обращала особое внимание на то, из каких материалов сделаны игрушки, и соответствуют ли они реальным предметам. Она говорила о том, что тема, материал и способ оформления требуют целесообразного взаимодействия, экономного, выразительного и действенного образа. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение.
Будучи радостной и занимательной, игрушка должна быть ценной с идеологической и педагогической точки зрения. Игрушка в игре занимает важное место, она зачастую определяет характер игры, ее содержание, наталкивает ребенка на определенные действия, переживания, возбуждает те или иные интересы, вырабатывает навыки. Есть игрушки, которые расширяют кругозор ребенка, активизируют его, развивают воображение, стимулируют к конструированию, изобретательству, коллективным играм.
В наше сложное время всеобщего духовно-нравственного кризиса, когда на смену устоявшимся принципам и постулатам приходят новые символы времени, новые правила жизни, продиктованные стремительным ритмом социальной жизни, в которой качеству и гарантиям безопасности практически нет места, вызывает особую тревогу отношение родителей к подбору игр и игрушек. Дети мало играют, сюжеты их игр лаконичны, оскуднены замыслом и игровыми действиями. На рынке детских товаров засилье игрушек, несущих опасность для здоровья! Игрушки, продаваемые в широкой сети, не отвечают санитарно-гигиеническим и эстетическим нормам! Забыто то, о чем говорили педагоги и психологи советского времени. А ведь игра всегда была большой частью жизни ребенка, где он мог получить удовольствие от общения, самоутвердиться, получить эстетическое удовольствие. Игрушки были безопасными, проходили контроль качества (чего нельзя сказать о сегодняшних современных игрушках).
Наступило время тотальных игр с монстрами и уродцами! Хаги-Ваги стал настоящим героем нашего времени. Такой популярности и славы удостаивался в 80-е годы только Чебурашка и крокодил Гена. Как грустно оттого, что позабыто прошлое, а ведь так много было хорошего и позитивного. Вспомните наши добрые советские игрушки – куклы, зайчики, солдатики. Так хочется возродить отечественные ценности, свою культуру, свои традиции! И видеть на прилавках детских магазинов наши российские игрушки, пробуждающие только добрые чувства! Отказываясь покупать детям жуткие по сути и виду игрушки – вы спасаете их от искаженного восприятия мира! Красота спасет мир!