Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реферат "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова Карина Валерьевна
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие нравственной личности. Проблема нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем современного образования, что подтверждается современными нормативно-правовыми документами.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В ФГОС ДО в пункте 4.6. определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.

В Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одним из направления воспитания является социальное направление воспитания, целью которого является: формирование его ценностного отношения к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Анализ содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», выделенной в ФГОС ДО, основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой показал, что в образовательной области «социально-коммуникативное  развитие» программой предусмотрено решение задач нравственного воспитания детей при организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах . В работах российских педагогов В.Г. Нечаевой, С.А. Козловой, А.М. Виноградовой, В.А. Блюмкина рассмотрены теоретические основы организации нравственного воспитания, методы, формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Реферат

 

 

 

ИсполнительКузнецоваКарина ВалерьевнаСпециальность 44.02.01Дошкольное образованиегруппа 23 АРуководительТемереваЛюдмила Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2022

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

1. Понятие и теоретические исследования нравственного воспитания в дошкольном образовании........................................................................................6

2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.......................................................................................................................13

3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.......................................................................................................................17

Заключение.......................................................................................................22

Список использованных источников.............................................................24

 


Введение

 

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие нравственной личности. Проблема нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем современного образования, что подтверждается современными нормативно-правовыми документами.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [2, стр.3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункте 4.6. определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты [1, пункт 4.6.].

В Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одним из направления воспитания является социальное направление воспитания, целью которого является: формирование его ценностного отношения к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создания условий для реализации в обществе [4].

Анализ содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», выделенной в ФГОС ДО, основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой показал, что в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрено решение задач нравственного воспитания детей при организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах [14]. В работах российских педагогов В.Г. Нечаевой, С.А. Козловой, А.М. Виноградовой, В.А. Блюмкина рассмотрены теоретические основы организации нравственного воспитания, методы, формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Мне стало интересно, какие особенности есть в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, какие средства и методы можно использовать для воспитании в дошкольниках нравственности.

Проблема реферата заключается в вопросе: какие особенности, средства и методы есть в нравственном воспитании дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема реферата - «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель реферата – изучение нравственного воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и теоретические исследования нравственного воспитания в дошкольном образовании;

2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3. Описать методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

По этапам поиска:

-метод отбора материала

По уровню проникновения в сущности:

1. Эмпирический

-изучение литературы

2. Теоретический:

-анализ и синтез

Теоретической основой реферата являются работы В.Г. Нечаевой, С.А. Козловой, А.М. Виноградовой, В.А. Блюмкина, А.Н. Леонтьева, М.Р. Битянова.

1. Понятие и теоретические исследования нравственного воспитания в дошкольном образовании

 

По мнению Ильина Е.П. нравственность — это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе, а нравственное воспитание — это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения [21].

На всех этапах развития российского общества ученые исследовали проблему нравственного воспитания.

Во второй половине XIX века сформировались основные подходы к организации нравственного воспитания. В этот период осуществляются попытки с научных позиций подойти к разработке теории нравственного воспитания, переосмысливается его социальная роль, нравственные понятия обогащаются новым содержанием.

И.Г. Песталоцци рассуждал на эту тему: «Всё элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...» [15].

По его мнению, только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Он полагал, что главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.

И.Г. Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

К.Д. Ушинский в своих трудах писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [19].

К.Д. Ушинский убежден, что в нравственном воспитании и состоит цель воспитания в целом, а для достижения ее необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье. Он считал, что: «Чувство общественности или, другими словами, нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, т. е. нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения».

По его мнению, нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов.

К.Д. Ушинский так же считал, что нравственность и свобода не могут существовать друг без друга, «потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то, в крайней мере, не нравственное действие».

Особую роль Л.Н. Толстой отводил духовно-нравственному аспекту воспитания. Он создал новый идеал нравственного поведения.

Л.Н. Толстой считал, что нужно отстаивать добро, но не насильственными способами. Применение психического или физического насилия обязательно вызовет чувство ненависти у противника, а где ненависть, там нет места добру. Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший может задуматься или даже устыдиться своего поступка [20].

В 20 веке проблема нравственного воспитания рассматривалась в трудах многих российских педагогов.

По определению Б.Т. Лихачёва, «нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующее» потребности, мотивы и определяющие интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность задаёт поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе» [11].

В исследованиях В.А. Блюмкина все нравственные качества личности отнесены к четырем типам собственно нравственных качеств, обладающих наиболее явно выраженным нравственным содержанием:

1. Коллективистские качества – коллективизм, чувство солидарности и товарищества, сознание и чувство долга, развитое чувство ответственности.

2. Гуманистические качества – гуманность, доверие к людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства.

3. Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования – нравственная активность, способность к самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага, справедливость, благодарность, бескорыстие.

4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования - честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость [6].

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассмотрена в трудах С.А. Козловой, A.M. Виноградовой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой.

В работе С.А. Козловой описан механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста [9].

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающихся качеств.

Но знания и чувства порождают потребность их в практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, формируется механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого качества личности [9].

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

A.M. Виноградова утверждала, что в воспитании необходимо заниматься развитием нравственного сознания, которое позволяет ребёнку-дошкольнику не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему надо поступать, так или иначе, видеть нравственный мотив за каждым поступком [7].

Период развития дошкольного образования в 21 веке характеризуется исследованиями о развитии субъектности ребенка в овладении базовыми национальными ценностями.

Ценности — это то, что люди считают важным в жизни. Это их принципы, ориентиры, убеждения. Ценности бывают материальными и духовными. К материальным ценностям относятся: достаток, богатство, стабильное финансовое положение. К духовным ценностям относят: любовь, честность, доброту.

С.Л. Рубинштейн замечал, что ценность – это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения [17].

В теории деятельности А.Н. Леонтьева понятие ценностей ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой. Автор определил функцию мотивов, как оценивание жизненного значения для субъекта различных обстоятельств и действий, придающее им личностный смысл. При этом часто встречается несовпадение смыслов и значений.

Рассматривая ценностные ориентации, А.Н. Леонтьев отмечал, что на формирование личности огромное влияние имеет ведущий мотив – цель, который не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей [12].

Понятие «ценность» не имеет однозначного толкования. При определении понятия «ценность» мы будем придерживаться точки зрения С. Л. Рубинштейна, который под ценностью понимает то, что представляет из себя наибольшую значимостью для человека и именно эти идеалы становятся ориентирами поведения.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

М.Р. Битянова в статье «Ценностный аспект современного образования» дает определение ценностей как систему устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми. Ценности - это внутренний источник поведения человека, основание его выборов [5].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выделены базовые национальные ценности, отражающие содержание нравственного воспитания:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

• гражданственность – служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [3].

Рассмотрев различные точки зрения российских педагогов 19, 20 и 21 века о понятии нравственного воспитания, мы пришли к выводу: несмотря на то, что авторами используются различные формулировки, все авторы говорят о необходимости формирования нравственных понятий, ценностей, отношений, мотивов, поступков, формированию нравственного поведения. Нравственное воспитание рассматривается как педагогическая система, предусматривающая решение задач по формированию нравственного сознания и нравственного поведения в процессе внутренне мотивированной деятельности.

Можно сделать вывод, что человек выстраивает свои жизненные стратегии, отталкиваясь от определенных ценностей, которые, в свою очередь, выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных поступков и действий. Личность формирует свой взгляд на окружающий мир, выдвигает свои мотивы, перерабатывает информацию через призму индивидуальных и общественных ценностей. В этом отношении ценностные ориентации выступают как представления субъекта, общества о главных и важных целях жизни, а также об основных средствах достижения этих целей.

На современном этапе развития образования нравственное воспитание воспринимается как процесс, направленный на воспитание базовых нравственных ценностей. К этим ценностям относится патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество.

2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

 

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в исследованиях A.M. Виноградовой, В.Г. Нечаевой и других ученых.

Ведущая роль в их формировании, отводится организации внутренне мотивированной деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной и других).

Правила, нормы, ценности, навязанные ребёнку извне, личностно не принятые, усваиваются формально. Создается ситуация, когда ребёнок знает, как надо поступить, но при отсутствии внешнего контроля действует противоположным образом. Вот почему следует поощрять открытое выражение детьми своих мыслей, основанных на собственном жизненном опыте и наблюдениях. Интерес воспитателя к миру детей приносит им чувство удовлетворения («я важен», «моё мнение ценно»), позволяет ощутить ценность собственных нравственных качеств.

В Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в пункте 2.1.2 в социальном направлении воспитания определены задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы;

- анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;

- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;

- развитие способности поставить себя на место другого как проявлении личностной зрелости и преодоление детского эгоизма [4].

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены следующие задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья

- воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками

- формирование личности ребенка, воспитание уважительного отношения к себе, уверенности в своих силах, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; воспитание стремления творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций

- воспитание основ культуры поведения, навыков вежливого общения с окружающими (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, извиняться и пр.) [14].

Начиная с раннего возраста, можно упражнять детей в добрых поступках, формировать у них гуманные чувства. В этот период у детей идёт интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения.

По мнению A.M. Виноградовой, Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, уже трёхлетний ребёнок при систематическом целенаправленном воспитании, приобретает нравственные привычки поведения.

В возрасте 4-6 лет дети способны правильно оценивать собственные поступки и поступки товарищей, они стремятся оказать друг другу помощь, соблюдать общепринятые правила поведения, усваивают правила вежливости, проявляют уважение к старшим и внимание к сверстникам.

У детей 5-7 лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение. У них формируется общественная направленность и чувство коллективизма. Ребёнок способен высказать одобрение и порицание совершённым поступкам. Однако нравственные проявления у детей отличаются неровностью и неустойчивостью, но постепенно в них вырабатывается отношение к поведенческому правилу как к норме. Среди детей развиваются такие взаимоотношения как содружество и товарищество. Происходит активное усвоение этических норм, формируется способность к мотивированной оценке, появляется более точная характеристика поведения.

В соответствии с задачами нравственного воспитания детей 6-7 лет, должны воспитываться такие нравственные качества, как: доброжелательное отношение к взрослым и детям; доброжелательное отношение к профессиям разного труда; забота; ответственность; доброжелательное отношение к членам семьи.

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста показало, что нравственное воспитание в работах российских ученых понимается как педагогическая система, предусматривающая решение задач по формированию нравственного сознания и нравственного поведения в процессе внутренне мотивированной деятельности.

Результатом нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности, а это длительный, непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека, начиная с рождения. Оно должно проходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у дошкольника будут складываться представления о сущности нравственных качеств, их необходимости и преимуществах овладения ими.

3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

 

Для решения задач нравственного воспитания педагоги используют методы нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:

- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

- формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. В.И. Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) [8].

Приучение – практическая выработка у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение относится к методам формирования нравственного поведения и широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: детей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат приучения – формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения. Приучение предполагает использование упражнений.

Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.

Руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания только тогда, когда формирование личности в процессе деятельности обеспечивается целенаправленным руководством ею со стороны педагога.

Основная функция методов данной группы – формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений.

Убеждение рассматривается как метод воздействия на сознание, чувства и волю детей с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе.

Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, коллективом.

Для нравственного воспитания обычно применяют этическую беседубеседу на моральные темы. Функция ее моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным.

Пример как метод нравственного воспитания это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого.

Непосредственное воздействие может оказать не только личный пример окружающих людей, но и примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают большой силой эмоционального воздействия на детей и облегчают усвоение нравственных привычек и навыков.

Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогической коррекции. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение [8].

Условия использования методов нравственного воспитания:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Или в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают. Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию - от выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат, будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей [9].

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

1. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, мультфильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место отводится общению, как средству нравственного воспитания, которое лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [9].

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Рассмотрев методы нравственного воспитания, мы пришли к выводу: в российской педагогике выделяют такие методы как: формирование нравственного поведения, формирование нравственного сознания и стимулирование чувств и отношений.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. В процессе нравственного воспитания педагог использует средства воспитания. Средствами нравственного воспитания являются художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение и атмосфера.

Но нельзя забывать, что средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста становятся эффективными только в сочетании с методами воспитания.


Заключение

 

Цель данного реферата заключалась в изучении нравственного воспитание детей дошкольного возраста.

Были реализованы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и теоретические исследования нравственного воспитания в дошкольном образовании;

2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3. Описать методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

После анализа различных точек зрения педагогов 19, 20 и 21 века о нравственном воспитании, мы пришли к выводу, что авторами используются различные формулировки. Однако, не смотря на это, все авторы говорят о необходимости формирования нравственного поведения. Нравственное воспитание рассматривается как система, предусматривающая решение задач по формированию нравственного сознания.

Можно сделать вывод, что человек выстраивает свои жизненные стратегии, отталкиваясь от определенных ценностей, которые выступают критериями оценки всей жизни личности и отдельных поступков.

Сейчас нравственное воспитание воспринимается как процесс, направленный на воспитание базовых нравственных ценностей. К этим ценностям относится патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и т.д.

Результатом нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности, которое должно проходить осознанно.

После рассмотрения методов нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что в российской педагогике из методов выделяют: формирование нравственного поведения, формирование нравственного сознания и стимулирование чувств и отношений.

Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. В процессе нравственного воспитания педагог использует средства воспитания, которыми являются художественные средства, природа, самостоятельная деятельность детей, общение и атмосфера.

Нельзя забывать, что средства нравственного воспитания детей становятся эффективными только в сочетании с методами воспитания.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута. Продолжение исследования планируется в курсовой работе на тему «Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Список использованных источников

 

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. – Каменск-Уральский: ГАПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. - Текст: непосредственный.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года:

Утверждена

Распоряжением Правительства 29 мая 2015 № - 996-р.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос

.

а

кад. образования. ― Москва:

Просвещении

, 2009. ― 00 с. ―

Текст:

непосредственный.

Примерная программа воспитания на основе Федерального закона от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Битянова

,

М. Р. Ценностный аспект современного образования (

психологопедагогическая

технология развития ценностных ориентаций у детей и

подростков) / М.Р.

Битянова

.

– Текст: непосредственный

// Основы религиозных культур и светской этики. – 2011. – №2. – С. 34-40.

Блюмкин, В.

А.

Нравственное воспитание: ф

илософско-этические основы / В.А. Блюмкин, Г.Н.

Гумницкий

, Т.В.

Цырлина

. – Воронеж

: Издательство Во

ронежского университета, 1990. –

143 с.

– Текст: непосредственный.

Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

Дошкольная педагогика

: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой и

П.

Г.

Саморуковой

.

2-е изд.,

испр

. и доп.

Москва

: Просвещение, 1988.

– 255 с. – Текст: непосредственный.

Козлова, С.

А

.

Дошкольная педагогика: Учеб

.

п

особие для с

туд. сред.

пед

. учеб. заведений /

С. А.

Козлова, Т. А

. Куликова. – 3

-еизд.,

исправ

. и доп. – М

.: Издател

ьский центр «Академия», 2001. –

416 с

. – Текст: непосредственный.

Козлова, С.А.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб

.

п

особие для студ.

высш

.

пед

. учеб. заведений / С.А. Козлова,

Н.

К.

Дедовских, В.

Д.

Калишенко

и др.

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

59 с

.

– Текст: непосредственный.

Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев

; под ред.

В.А.

Сластенина

. – М

.:

Гуманитар

, изд. центр ВЛАДОС,

2010. –

647 с.

– Текст: непосредственный.

Леонтьев

,

А

.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. –

М.:

Психология, 2012. – 318 с.

– Текст: непосредственный.

Нечаева, В.Г.

Нравственное

воспитание в детском саду

/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. –

М.: Педагогика, 2011.

300 с.

– Текст: непосредственный.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа

дошкольного образования

/

П

од ред. Н.Е.

Вераксы

, Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой. – 3-е изд.,

испр

. и доп. –

М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. –368 с.

Песталоцци

,

И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.

/ И.Г. Песталоцци; п

од ред. В.А.

Ротенберг

, В.М.

Кларина

.

Т.1.

М.: Педагогика, 1981.

336 с.

– Текст: непосредственный.

Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / И.Г. Песталоцци; под ред. В.А

.

Ротенберг

, В.М.

Кларина

. – Т.2. – М.: Педагогика, 1981. – 41

6 с. – Текст: непосредственный.

Рубинштейн

, М.

М. Эстетическое воспитание

детей / М.М. Рубинштейн. – Изд. 3-е,

испр

. – М.

:

Т-во

«В. В.

Думнов

,

наследн

.

бр

.

Салаевых

», 1924. –

118

с. – Текст: непосредственный.

Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. /

К.Д. Ушинский; по ред. А.М.

Еголина

. – М.: Академия педагогических наук, 1958. –

742 с

.

– Текст: непосредственный.

Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении

/

К.Д. Ушинский. – Текст: непосредственный //Журнал Министерства народного просвещения. – 2013. - №8. – С. 283-295.

Чудакова

, М.А.

Урок нравственности Л. Н. Толстого

/ М.А.

Чудакова

.

– Текст: непосредственный //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

. – 2018. –

С. 464-467.

Ильин

,

Е.

П

.

Что такое нравственность и нравственное воспитание

/ Е.П. Ильин. – Текст: электронный //

Р

syera

:

[

сайт

]

. – 2014. –

22 окт. –

URL

:

https://psyera.ru/chto-takoe-nravstvennost-i-nravstvennoe-vospitanie_7553.htm

(дата обращения: 21.01.2022).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×