Нравственное воспитание младших школьников через воздействие на эмоционально-чувственную сферу | Венская Оксана Алексндровна. Работа №363571
Нравственное воспитание школьников через воздействие на эмоционально-чувственную среду.
Сегодня как никогд широко осознаётся ответственность общества за нравственное воспитание подрастающего поколения. /Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Нравственноевоспитаниемладшихшкольниковчерезвоздействиенаэмоционально-чувственнуюсферу
Сегодня,какникогда,широкоосознаётсяответственностьобществазанравственноевоспитаниеподрастающегопоколения.Реформаобщеобразовательнойипрофессиональнойшколынацеливаетнаиспользованиевсехвозможностей,всехресурсовдляповышенияэффективностиучебно-воспитательногопроцесса.Далеконевсепедагогическиересурсыиспользуютсявсферевоспитания.Ктакиммалоиспользуемымсредствамвоспитанияотноситсявоздействиенаэмоционально-чувственнуюсферуребёнка.
В.А.Сухомлинскийподчёркивалнеобходимостьформированияэмоцийвмладшемшкольномвозрасте,поясняя,что“недостаткиэмоциональноговоспитанияещёболеетрудновосполняемы,чемнедочётывумственномразвитии”.
Младшиешкольникитолькочтовышлиизпериода,когдаролеваяиграбылаведущимтипомдеятельности.Длявозраста6 – 10летхарактерныяркость,непосредственностьвосприятия,лёгкостьвхождениявобразы.Детиэтоговозрастахарактеризуютсяподатливостьюквнушениямивпитываемостьюэмоциональныхвоздействий(этотпериодшкольногодетстваназываютвозрастом“губки”).Всёэтонеобходимоучитыватьприпланированииработыпонравственномувоспитаниюучащихся,вкоторойставлюследующиецели:
-
Формированиеправильногомироощущения,созданиеатмосферыдоброжелательностидругкдругуиокружающему.
-
Воспитаниевысшихэмоций:сочувствия,сопереживанияит.п.
-
Формированиеумениявладетьсвоимиэмоциями.
-
Формированиенавыковречевогоэтикета.
Длявыполненияпоставленныхцелей,считаюнеобходимым(впервуюочередь!)изучитьиндивидуальныеособенностиличностимладшегошкольникачерезнаблюдение,различныепсихологическиеметодики.Второй,неменееважнойстороной,являетсяприобщениеродителейкрастущемучеловеку, тоестьумениевзрослых“переключаться”натрепетностьдетскогомировосприятия.Чтоэтозначит?ЗаметьтестоитВамтолькосказатьмалышу:“Вотвидишь,тыударилкуклу,аонаизаплакала”,какребёноксразуже“видит”слезинкиурезиновогочеловека,“слышит”всхлипыванияигрушечноготоварища.Такогородавосприятия-закондетскойжизни.
Вотэту-тоособенностьнивкоемслучаенельзяобходить:делаязамечанияребёнку,предъявляякнемутребования,надочёткоосознаватьккомуихпредъявляешь.Безсоблюдениямерыввоспитаниидушевнойщедрости,силыволи,доброжелательногоотношенияклюдям-невоспитатьнравственно-здоровогочеловека.
Ребёнок6-7 летприходитвшколусопределённым“багажом”привычек, норм,которыеужесформированысемьёй.Япопыталасьвыяснитьприпомощипсихологическихигр,наблюденийследующее:
1.самооценкукаждогоребёнкаи2.комуиздетейтруднееобщатьсявклассномколлективе.Результатпоказал,чтовосновномэтодетисзавышеннойсамооценкой(“захваленныедети”).Данныйперекосввоспитаниивлечётзасобойнесоблюдениеправилигрыребёнком, (если,вдругоноказалсяневцентревнимания),оскорблениетоварищейиз-замалейшейобиды.Здесь, (вданномслучае),какотмечалосьвышенеобходимасовместнаяработасродителямиребёнка.
Воспитаниеперестаётбытьдейственным,еслилишаетудовольствия,какнаставников,такиучеников.Малотого,общениесдетьмидолжнобытьрадостным,несопровождатьсязатаённо-ироническимиоттенками-детиихулавливаютираспознают.
БольшойзнатоклюдскойпсихологииФ.М.ДостоевскийустамиАлёшиКарамазовасказал: “Знайтеже,чтоничегонетвыше,исильнее,издоровее,иполезнеевпредьдляжизни,какхорошее...воспитание,иособенновынесенноеещёиздетства,изродительскогодома...какое-нибудьэтакоепрекрасное,святоевоспитание,сохранённоесдетства...Еслимногонабратьтакихвоспоминанийссобоювжизнь,тоспасёнчеловекнавсюжизнь”.Заботясьонравственномвоспитанииребёнка,надокакпедагогу,такиродителямстараться,чтобытакихсчастливыхминутвдетствебылокакможнобольше.
Ребёнокживёт,аневоспитывается.Чемярчеегожизнь,тембольшепозитивныхэмоций,темполноценнееиздоровеевоспитание,ведьдетствоявляетсяособымпсихологическимсостоянием,вкоторомчувстваиразумслиты.
Этобылаоднасторонадетскойгармонии:эмоционально-деятельная.Развитиееётребуетрядаправил:неизбавлятьребёнкаотполезныхзанятий,аокружатьими,невтискиватьврамки,выкроенныепомеркамнашихпредставлений,апостояннорасширятьдиапазондетскихувлечений,помнить-ненашу,асвоюжизньдолженпрожитьребёнок.
Ноестьещёивтораястороначеловеческого“я”-этосфераличности,котораянаходитсявсамыхглубинныхпластахдуховно-нравственныхобразований.Этоимеракультурыребёнка,этоиуровеньразвитостичеловеческихпотребностей,которыйвконечномсчётеопределяетподлинностьсчастья.Какформироватьэтупервороднуюсторону?
Философы,психологи,социологисходятсяводном:основаниечеловеческого“я”составляютпотребности,которыевырабатываютсяснашейпомощьюсамимребёнком,потребности,которыепоказываютотношениесамогоребёнка,ксвоимблизкимидругимлюдям.
Еслиуребёнкапотребностивдеятельностивытеснилапотребностьвдругомчеловеке,тонеизбежнопоявлениесамовлюблённости.
Еслипотребностьвдругомчеловекеприглушилаинтересксвоейсобственнойнеповторимости,ксвоемусобственному“я”,топроисходитобезличиваниечеловека,исчезаеттоценноеначало,котороеведёткразвитиюдарованияиспособностей.
Еслиинтересксамомусебеисиласамоутверждениястанутдоминироватьвпоступкахребёнка-эточреватозарождениемтакихсвойств,какэгоцентризм,неприспособленностькжизни,бездеятельноймечтательностиит.д.“...тольковпостоянномсочетанииэтитрипотребности-вдеятельности,вчеловеке,всамоусовершенствованиимогутобогатитьдругдруга”(Ю.П.Азаров).
Человекавоспитываетвсяжизнь,иотобстоятельствздесьмногоезависит.Ноещёбольшезависитотсамогочеловека.Личностьпотомуиличность,чтоутверждаетнравственныеначалаинезависимоотусловийпроявляетсебядостойновлюбойсреде.
Некоторыепедагогиутверждают,чтодостаточноправильноорганизоватьжизньребёнкаитогдавообщевсёвстанетнасвоиместа.
НоянесогласнасмнениемЮ.П.Азарова,которыйпишет:“Вмиречувствничегонепроисходитсамособой:этонеменеесложнаяитрудоёмкаяработасердца,мозга,души,чемучениеилилюбаядругаяработа.Поэтомуябысказал:“Есливынаучитеребёнкалюбить-вынаучитееговсему!”.
Литература:
-
Н.П.Аникеева“Воспитаниеигрой”
-
Ю.П.Азаров“Искусствовоспитывать”
-
З.П.Шабалина“Учебно-воспитательнаяработав1-мклассечетырёхлетнейначальнойшколы”
-
К.А.Иванов“Всёначинаетсясучителя”