Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственное воспитание младших школьников через воздействие на эмоционально-чувственную сферу | Венская Оксана Алексндровна. Работа №363571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нравственное воспитание школьников через воздействие на эмоционально-чувственную среду.

Сегодня как никогд широко осознаётся ответственность общества за нравственное воспитание подрастающего поколения. /Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Нравственноевоспитаниемладшихшкольниковчерезвоздействиенаэмоционально-чувственнуюсферу

Сегодня,какникогда,широкоосознаётсяответственностьобществазанравственноевоспитаниеподрастающегопоколения.Реформаобщеобразовательнойипрофессиональнойшколынацеливаетнаиспользованиевсехвозможностей,всехресурсовдляповышенияэффективностиучебно-воспитательногопроцесса.Далеконевсепедагогическиересурсыиспользуютсявсферевоспитания.Ктакиммалоиспользуемымсредствамвоспитанияотноситсявоздействиенаэмоционально-чувственнуюсферуребёнка.

В.А.Сухомлинскийподчёркивалнеобходимостьформированияэмоцийвмладшемшкольномвозрасте,поясняя,что“недостаткиэмоциональноговоспитанияещёболеетрудновосполняемы,чемнедочётывумственномразвитии”.

Младшиешкольникитолькочтовышлиизпериода,когдаролеваяиграбылаведущимтипомдеятельности.Длявозраста6 – 10летхарактерныяркость,непосредственностьвосприятия,лёгкостьвхождениявобразы.Детиэтоговозрастахарактеризуютсяподатливостьюквнушениямивпитываемостьюэмоциональныхвоздействий(этотпериодшкольногодетстваназываютвозрастом“губки”).Всёэтонеобходимоучитыватьприпланированииработыпонравственномувоспитаниюучащихся,вкоторойставлюследующиецели:

  • Формированиеправильногомироощущения,созданиеатмосферыдоброжелательностидругкдругуиокружающему.

  • Воспитаниевысшихэмоций:сочувствия,сопереживанияит.п.

  • Формированиеумениявладетьсвоимиэмоциями.

  • Формированиенавыковречевогоэтикета.

Длявыполненияпоставленныхцелей,считаюнеобходимым(впервуюочередь!)изучитьиндивидуальныеособенностиличностимладшегошкольникачерезнаблюдение,различныепсихологическиеметодики.Второй,неменееважнойстороной,являетсяприобщениеродителейкрастущемучеловеку, тоестьумениевзрослых“переключаться”натрепетностьдетскогомировосприятия.Чтоэтозначит?ЗаметьтестоитВамтолькосказатьмалышу:“Вотвидишь,тыударилкуклу,аонаизаплакала”,какребёноксразуже“видит”слезинкиурезиновогочеловека,“слышит”всхлипыванияигрушечноготоварища.Такогородавосприятия-закондетскойжизни.

Вотэту-тоособенностьнивкоемслучаенельзяобходить:делаязамечанияребёнку,предъявляякнемутребования,надочёткоосознаватьккомуихпредъявляешь.Безсоблюдениямерыввоспитаниидушевнойщедрости,силыволи,доброжелательногоотношенияклюдям-невоспитатьнравственно-здоровогочеловека.

Ребёнок6-7 летприходитвшколусопределённым“багажом”привычек, норм,которыеужесформированысемьёй.Япопыталасьвыяснитьприпомощипсихологическихигр,наблюденийследующее:

1.самооценкукаждогоребёнкаи2.комуиздетейтруднееобщатьсявклассномколлективе.Результатпоказал,чтовосновномэтодетисзавышеннойсамооценкой(“захваленныедети”).Данныйперекосввоспитаниивлечётзасобойнесоблюдениеправилигрыребёнком, (если,вдругоноказалсяневцентревнимания),оскорблениетоварищейиз-замалейшейобиды.Здесь, (вданномслучае),какотмечалосьвышенеобходимасовместнаяработасродителямиребёнка.

Воспитаниеперестаётбытьдейственным,еслилишаетудовольствия,какнаставников,такиучеников.Малотого,общениесдетьмидолжнобытьрадостным,несопровождатьсязатаённо-ироническимиоттенками-детиихулавливаютираспознают.

БольшойзнатоклюдскойпсихологииФ.М.ДостоевскийустамиАлёшиКарамазовасказал: “Знайтеже,чтоничегонетвыше,исильнее,издоровее,иполезнеевпредьдляжизни,какхорошее...воспитание,иособенновынесенноеещёиздетства,изродительскогодома...какое-нибудьэтакоепрекрасное,святоевоспитание,сохранённоесдетства...Еслимногонабратьтакихвоспоминанийссобоювжизнь,тоспасёнчеловекнавсюжизнь”.Заботясьонравственномвоспитанииребёнка,надокакпедагогу,такиродителямстараться,чтобытакихсчастливыхминутвдетствебылокакможнобольше.

Ребёнокживёт,аневоспитывается.Чемярчеегожизнь,тембольшепозитивныхэмоций,темполноценнееиздоровеевоспитание,ведьдетствоявляетсяособымпсихологическимсостоянием,вкоторомчувстваиразумслиты.

Этобылаоднасторонадетскойгармонии:эмоционально-деятельная.Развитиееётребуетрядаправил:неизбавлятьребёнкаотполезныхзанятий,аокружатьими,невтискиватьврамки,выкроенныепомеркамнашихпредставлений,апостояннорасширятьдиапазондетскихувлечений,помнить-ненашу,асвоюжизньдолженпрожитьребёнок.

Ноестьещёивтораястороначеловеческого“я”-этосфераличности,котораянаходитсявсамыхглубинныхпластахдуховно-нравственныхобразований.Этоимеракультурыребёнка,этоиуровеньразвитостичеловеческихпотребностей,которыйвконечномсчётеопределяетподлинностьсчастья.Какформироватьэтупервороднуюсторону?

Философы,психологи,социологисходятсяводном:основаниечеловеческого“я”составляютпотребности,которыевырабатываютсяснашейпомощьюсамимребёнком,потребности,которыепоказываютотношениесамогоребёнка,ксвоимблизкимидругимлюдям.

Еслиуребёнкапотребностивдеятельностивытеснилапотребностьвдругомчеловеке,тонеизбежнопоявлениесамовлюблённости.

Еслипотребностьвдругомчеловекеприглушилаинтересксвоейсобственнойнеповторимости,ксвоемусобственному“я”,топроисходитобезличиваниечеловека,исчезаеттоценноеначало,котороеведёткразвитиюдарованияиспособностей.

Еслиинтересксамомусебеисиласамоутверждениястанутдоминироватьвпоступкахребёнка-эточреватозарождениемтакихсвойств,какэгоцентризм,неприспособленностькжизни,бездеятельноймечтательностиит.д.“...тольковпостоянномсочетанииэтитрипотребности-вдеятельности,вчеловеке,всамоусовершенствованиимогутобогатитьдругдруга”(Ю.П.Азаров).

Человекавоспитываетвсяжизнь,иотобстоятельствздесьмногоезависит.Ноещёбольшезависитотсамогочеловека.Личностьпотомуиличность,чтоутверждаетнравственныеначалаинезависимоотусловийпроявляетсебядостойновлюбойсреде.

Некоторыепедагогиутверждают,чтодостаточноправильноорганизоватьжизньребёнкаитогдавообщевсёвстанетнасвоиместа.

НоянесогласнасмнениемЮ.П.Азарова,которыйпишет:“Вмиречувствничегонепроисходитсамособой:этонеменеесложнаяитрудоёмкаяработасердца,мозга,души,чемучениеилилюбаядругаяработа.Поэтомуябысказал:“Есливынаучитеребёнкалюбить-вынаучитееговсему!”.

Литература:

  • Н.П.Аникеева“Воспитаниеигрой”

  • Ю.П.Азаров“Искусствовоспитывать”

  • З.П.Шабалина“Учебно-воспитательнаяработав1-мклассечетырёхлетнейначальнойшколы”

  • К.А.Иванов“Всёначинаетсясучителя”

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз