Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира | Барышникова Тамара Александровна. Работа №342263

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Среди окружающих нас предметов нет ни одного, который не имел бы своего названия. Мир полон названий, но названия бывают разные. Общее слово-название – это имя нарицательное, оно дается целому ряду однородных предметов. Имена нарицательные составляют словарное богатство языка, они фиксируются в толковых словарях, толкуются в них, сохраняются, берегутся всеми носителями языка. Но есть предметы, которые человек хочет выделить из общего числа и запомнить, есть предметы индивидуальные, уникальные, единственные в своем роде, подобных на земле больше нет. Таким предметам человек дает особое название, индивидуальное, или имя собственное. 

Научная работа на тему: Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка.
Автор: учитель начальных классов МБОУ Ивнянская СОШ №1 п.Ивня, Ивнянского района, Белгородской области Барышникова Тамара Александровна
Среди окружающих нас предметов нет ни одного, который не имел бы своего названия. Мир полон названий, но названия бывают разные. Общее слово-название – это имя нарицательное, оно дается целому ряду однородных предметов. Имена нарицательные составляют словарное богатство языка, они фиксируются в толковых словарях, толкуются в них, сохраняются, берегутся всеми носителями языка. Но есть предметы, которые человек хочет выделить из общего числа и запомнить, есть предметы индивидуальные, уникальные, единственные в своем роде, подобных на земле больше нет. Таким предметам человек дает особое название, индивидуальное, или имя собственное.
Имена собственные сопровождают нас всю жизнь, представить лексический запас языка без ономастической лексики невозможно, так как она составляет важную часть, сердцевину любого языка, ведь со словами, предназначенными для обозначения конкретных предметов и явлений и выделяющих их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, мы сталкиваемся практически каждый день. К ним мы относим как имена реально существующих людей, городов и рек, так и наименования предметов и субъектов, созданных фантазией человека (имена героев литературных произведений, богов и демонов). Именно поэтому изучение имени собственного – одна из актуальных проблем лингвистики: она непосредственно связана с выполнением основной – коммуникативной – функции языка. Не случайно имена собственные вызывали и вызывают к себе интерес языковедов.
Одним из аспектов изучения ономастики как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения являются литературные имена, поэтому в настоящее время в лингвистике формируется новое направление – исследование имен собственных в языке художественной литературы. Как замечает Г.А. Силаева, разрабатывающая понятие литературный антропоним, это направление возникло на стыке ономастики со стилистикой, поэтикой, лингвистикой текста, лексической семантикой, семиотикой (Силаева, 1997, 12). Литературная ономастика изучает все особенности употребления собственных имен в текстах художественных произведений.
При всем обилии публикаций многие проблемы, связанные с изучением ономастической лексики в школе, находятся на стадии разработки. Так, общеизвестно, что имена собственные (фамилия, имя и отчество, место рождения и проживания, наименование географических объектов и др.) сопровождают ребенка с рождения. В начальной школе дети учатся выделять собственные имена существительные среди многочисленных предметов окружающей действительности, знакомятся с правописанием имен собственных. Однако обращение к ономастической лексике ограничивается в начальной школе несколькими уроками, что, на наш взгляд, недостаточно. В именах собственных заложен большой образовательный и воспитательный потенциал, который необходимо использовать с целью наиболее полного усвоения младшими школьниками ономастической лексики. В связи с этим тему выпускной квалификационной работы Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка мы считаем актуальной.
В основе методики преподавания русского языка всегда лежат лингвистические сведения и специфические понятия русского языка. Поэтому, приступая к исследованию возможностей уроков русского языка в усвоении младшими школьниками ономастической лексики, следует определиться с терминологией.
Современная ономастика – это результат длительной целенаправленной культурной и языковой деятельности людей, поэтому рассматривать систему ономастической лексики необходимо лишь в процессе ее развития и изменения, с учетом экстралингвистических факторов.
Изучением сущности собственных имен, их функциональной специфики, возникновения и развития занимается лингвистическая наука ономастика, ядром которой является антропонимия, изучающая наименования лиц, к которым относятся фамилии, имена, отчества и прозвища людей. Специфика этой науки в том, что, кроме лингвистической основы, она включает также этнографический, географический, исторический и культурологический компоненты. Общий состав слов, относящихся к ономастической лексике, можно считать подлинным памятником истории русского литературного языка и русской культуры в целом. Знакомство с составом, историей и структурными особенностями имен собственных на уроках русского языка приобретает в этом плане большое значение. Однако ономастика как раздел лексикологии в школьном курсе не значится. Тем не менее, ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, историю, географию, астрономию и другие общественные и естественные науки. Одной из самых серьезных проблем, встающих перед учителем, является отсутствие учебника по ономастике для школы, содержащего все необходимые сведения, задания и литературу.
Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка связано с традиционным для начальной школы изучением имени собственного и правописанием большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях (Актуальные проблемы, 1997, 132). В связи с этим необходимо проанализировать действующие программы и учебники русского языка для начальной школы. Для сравнительного анализа мы выбрали две программы:
- система развивающего начального обучения Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева);
- УМК Начальная школа XXI века (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Анализируя программы и учебники, мы искали ответы на следующие вопросы: 1) в чем специфика начального обучения русскому языку по данной программе; 2) возможности программы и учебников для усвоения ономастической лексики.
Одной из популярных программ для начальной школы является система Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В ее основе лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Обучение по системе Л.В. Занкова основано на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп прохождения учебного материала, что предусматривает отсутствие многократных однообразных повторений; осознание школьниками прогрессивности учения и др. (Занков, 1975, 17).
В целом курс русского языка I-IV классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка – фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
Анализ двух ныне действующих программ обучения русскому языку и школьных учебников также показал, что изучению ономастической лексике в начальной школе уделяется неравнозначное внимание. Так, развивающая система обучения Л.В. Занкова предусматривает подробное изучение написания большой буквы в именах, отчествах и фамилиях, а также в кличках животных, названиях улиц, сел, деревень, городов, рек. Не давая лингвистического понятия ономастическая лексика, программа предусматривает не только знакомство младших школьников с именами собственными, но и выполнение большого количества разнообразных упражнений: на различение слов собственных и нарицательных, правописание фамилии, имени, домашнего адреса.
Анализ программы обучения русскому языку по системе Н.Ф. Виноградовой ограничивает знакомство младших школьников с ономастической лексикой темой Слово и предложение, в ходе изучения которой первоклассники знакомятся с написанием заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Больше к этой теме разработчики программы не возвращаются, хотя учебник Русский язык для 2 класса С.В. Иванова и др. обладает большим потенциалом для усвоения разных видов ономастической лексики: имен и фамилий людей, названий литературных произведений и имен литературных героев, кличек животных, географических названий и т.д. В связи с этим мы запланировали использовать возможности учебника во время экспериментальной работы с целью углубить знания младших школьников об ономастической лексике.
Повышение грамотности учащихся начальных классов является важной проблемой современного образования, так как предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Написание большой буквы в именах собственных является орфограммой, поэтому этой теме уделяется определенное внимание в методике обучения русскому языку. Однако учителя не до конца осознают связь овладения орфографическим навыком написания большой буквы в именах собственных с изучением лексического богатства русского языка. К такому выводу мы пришли в результате анализа опыта работы учителей, которым они делятся на страницах профессиональных журналов.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X