Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности | Василенко Елена Аександровна. Работа №355834

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности

Аннотация

В статье поднимается тема нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности .

Опираясь на труды известных педагогов и материалы собственного исследования автор статьи предлагает свой путь решения этой проблемы.

Ключевые слова : младший школьный возраст ,нравственное воспитание , моральное воспитание ,нравственные качества.

 

Актуальность темы исследования. Вопросы нравственного воспитания и развития, совершенствования человека интересовали общество всегда и во все времена.  Особенно остро они встают сейчас, когда чаще всего в обществе можно встретить насилие и жестокость, поэтому проблема нравственного воспитания является все более актуальной.

Ошибки и недостатки нравственного воспитания определены обострившимися жизненными противоречиями.  Дети не желают активно участвовать в общественных делах, имеют откровенное иждивенческое настроение.  Только учитель , который имеет возможность повлиять  на воспитание ребенка, должен определить этой проблеме ключевое место в своей деятельности. Можно сказать ,  что именно  школа, а главное учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому учащемуся определить основные ценностные ориентации своей жизнедеятельности. Эту проблему поможет решить нравственное воспитание, которое должно быть органически вплетено в учебно-воспитательный процесс и должно составлять его неотъемлемую часть.

Такие педагоги как Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, И.С. Марьенко, а так  же многие другие исследовали рассматривали нравственное воспитание в различных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания во внеклассной работе не достаточно исследовано. 

"Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности".

Традиционные духовно-нравственные ценности определены: появился указ президента

Для сферы образования и просвещения это имеет прикладное значение.

 

Что считается традиционными ценностями

Согласно указу, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:

·                  жизнь, достоинство, права и свободы человека;

·                  патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;

·                  высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;

·                  приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;

·                  коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;

·                  историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Кроме того, в документе сказано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Российская Федерация, согласно документу, рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет, осуществлять единство страны, сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

Ситуация в России и мире, говорится в документе, оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

Как это связано с образованием

Образование и воспитание названы первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

Согласно указу, в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания должны проводиться с учётом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.

Кроме того, сказано, что систему господдержки проектов в области образования усовершенствуют с учётом целей госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Иными словами, программы проектов будут оцениваться на предмет соответствия традиционным ценностям — только в этом случае они могут рассчитывать на господдержку.

Установлено, что формы и методы воспитания и образования детей и молодёжи тоже должны совершенствоваться с теми же целями. Напомним, летом зампред Госдумы Ирина Яровая, например, заявила о том, что будущим педагогам не стоит изучать систему Монтессори, потому что «это другая идеология, это другой набор ценностных ориентиров».

Государственная политика предполагает воспитание в духе уважения к традиционным ценностям.

Одним словом, всё в образовании и воспитании теперь должно делаться с оглядкой на традиционные ценности. На самом деле этот уклон, разумеется, начался не сегодня, однако содержание этих ценностей не раскрывалось. Поскольку теперь оно раскрыто, стало понятнее, что писать в планируемых программах.

Напомним, в 2020 году в законе «Об образовании в РФ» появилась статья 12.1, согласно которой соответствующие образовательные программы школ, колледжей и вузов должны содержать программы воспитания и план воспитательной работы. При этом воспитание должно быть направлено в том числе на развитие «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Обновлённая версия ФГОС среднего общего образования прямо предусматривает такие личностные результаты освоения школьной программы, как «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ».

Кроме того, в том же законе, напомним, в 2021 году появилось понятие просветительской деятельности, к которой теперь предъявляется ряд требований. Содержание просветительской деятельности тоже должно обеспечивать формирование и развитие личности «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».

 

Противоречие: на современном этапе развития общества проблема нравственного воспитания младших учащихся средней школы требует разработки и внедрения новых методических рекомендаций.

Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая проверка методических рекомендаций, способствующих реализации процесса нравственного воспитания детей и их экспериментальная проверка во внеклассной работе. 

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования – внеклассная работа как форма нравственного воспитания младших школьников .

 

Вопросы нравственного воспитания, развития навыков и совершенствования человека всегда волновали общество. Однако проблема нравственного воспитания особенно актуальна сегодня, когда насилие и жестокость становятся все более распространенными в обществе. Учителя имеют возможность влиять на развитие детей. Именно поэтому главные задачи педагогов - оградить своих учеников от мира грубости и жестокости, научить детей этическим и моральным принципам, сформировать нравственные понятия и представления

В начале исследования необходимо уточнить характер основных понятий, на которых будет базироваться данное исследование. Основными понятиями в данном исследовании являются этические проблемы, моральные структуры и общечеловеческие ценности. В истории развития человеческого общества подход к рассмотрению моральных ценностей менялся. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали.

 

В.И. Даль трактовал слово "нравственность" как "нравственное учение, человеческая воля, правила для совести" [18, с. 76]. [18, с. 76]. Он считал: "Нравственность противоположна телесному, плотскому, умственному и душевному. Нравственная жизнь человека важнее материальной" [18, с. 76]. 'О духовной жизни.

Понимание нравственности менялось с течением времени: по мнению С.И. Ожегова: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [40, с. 314].

Нравственность является регулятором в сфере человеческих отношений. Люди, руководствующиеся моральными нормами, тем самым вносят свой вклад в жизнедеятельность общества. Общество распространяет и отстаивает свою мораль и тем самым воспитывает человека в соответствии со своими идеалами. В отличие от права, которое также является регулятором человеческих отношений, мораль не зависит от государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы морали сформировались раньше правовых норм, которые впервые возникли в процессе становления государства.

Школа - главное звено в системе воспитания и образования подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминируют определенные аспекты воспитания.

Поэтому образовательный процесс должен быть тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание занимает не менее важное место в современной школе, несмотря на увеличение объема содержания образования и усложнение его внутренней структуры. Нравственные знания, убеждения и умения, полученные в школе, не менее важны для школьников, чем знания по тому или иному предмету

Как отмечает Н.И. Болдырев, особенностью нравственного воспитания является то, что оно не может быть изолировано в рамках специального учебного процесса. Формирование нравственного облика происходит в процессе многогранной деятельности детей (учебы, игры), в разнообразных отношениях, в которые дети вступают со сверстниками, детьми младше себя и взрослыми в различных ситуациях. Тем не менее, нравственное воспитание - это процесс целенаправленный, включающий в себя не только форму, методы и приемы воспитательного воздействия, но и определенное содержание

Н.А. Сорокин, Н.Е. Ковалев и Б.Ф. Рейский определяют несколько аспектов системы нравственного воспитания:

- согласованное педагогическое воздействие учителей и групп учащихся на решение конкретных педагогических задач;

- использование методов формирования учебной деятельности через нравственное воспитание;

- Под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние нравственных качеств детей, растущих в данный момент;

- Система нравственного воспитания должна рассматриваться и как последовательность развития определенных качеств личности по мере духовного роста и созревания ребенка.

Воспитательный процесс в школе строится на основе принципа единства деятельности и сознания. Этот принцип основан на убеждении, что развитие и формирование устойчивых и прочных свойств личности возможно только через ее постоянную деятельность.

Учебная деятельность является основной в младших классах, которая не только обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, но и организует возможности для осознания учащимися путей и способов решения различных нравственных проблем.

Понятие "нравственность в младших классах" рассматривается как совокупность знаний, умений и привычек учащихся, которые обязательно должны быть связаны с соблюдением моральных норм и требований, принятых в современном обществе. Нравственные нормы и требования становятся моральными качествами только тогда, когда они начинают проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться

Учителя играют большую роль в воспитании и развитии учащихся средней школы, в их подготовке к общественной деятельности и жизни. Учителя всегда были образцами доброты, справедливости, чуткости, отзывчивости и добросовестного отношения к труду учеников. Вопрос о нравственности учащихся на современном этапе общественного развития имеет особое значение [36, с. 24].

Характерной особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он носит непрерывный, постоянный и длительный характер, а его результаты иногда не дают немедленного эффекта. Существенной особенностью нравственного воспитания в начальной школе является то, что решение воспитательной задачи начинается с некоторых элементарных установок и завершается на более высоком уровне. Для достижения целей такого процесса используется принцип комплексности деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [22, с. 122].

Процесс нравственного воспитания - это творческий, оригинальный и динамичный процесс, который педагоги постоянно модифицируют с целью его улучшения и совершенствования.

И.С. Марьенко делит основные факторы, определяющие нравственное развитие и формирование личности учащихся средней школы, на три группы: социальные, воспитательные и природные (биологические).

Воспитательный процесс в школе строится на принципах, составляющих систему. Существовало и существует множество воспитательных систем, и, естественно, характер системы, индивидуальные требования принципов и даже сами принципы не могут оставаться неизменными. Современные системы воспитания опираются на следующие этапы: 

- Социальная направленность воспитания;

- Связь воспитания с жизнью и трудом.

- Гуманизация образования;

- Гуманизация воспитания;

- Личностный подход;

- Унификация воспитательных воздействий [23, с. 101].

Основными показателями нравственного воспитания являются особенности психического облика ребенка, единство мысли и действия, поступка и слова в его поведении.

 Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогические явления; основными задачами нравственного воспитания, по мнению И.А. Каирова, являются: 

- Формирование нравственного сознания

- воспитание и развитие нравственных чувств

- формирование навыков и привычек нравственного поведения [22, с. 47].

 

Необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное образование, целью которого является информирование ребенка о совокупности моральных принципов и норм общества, которые он должен усвоить. Осознание и переживание нравственных принципов и норм напрямую связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию нравственных оценок и поведения [27, с. 36-42].

По словам И.Ф. Свадковского, "В воспитании человека важно, чтобы мораль и нравственные истины были не просто поняты, а чтобы они стали целью жизни каждого человека, предметом его собственных стремлений и личного счастья [49, с. 70]" [49, с. 70]. 

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и развитии учащихся средней школы, подготовке их к общественной жизни и коллективному труду. Учителя всегда служат примером для подражания в воспитании нравственности и преданности труду в обществе.

Нравственное воспитание школьников - это основа развития характера. От того, что учитель сумеет вложить в душу ребенка школьного возраста, зависит, каким членом общества он станет в будущем, какие отношения будет строить и создавать с окружающими людьми. Образование - это искусство, и это искусство заключается в том, чтобы воспитать человека, который станет полноценным членом общества, чтобы он мог чувствовать человечность - доброту, чуткость, уважение и сострадание к окружающим.

Формирование нравственного опыта учащихся происходит не только в рамках учебного процесса. Большую роль в нравственном воспитании играет внеклассная работа. Внеклассная работа может строиться в разных формах, но проводится по определенным правилам. В данной работе основное внимание уделено публичному представлению классного часа как одной из форм нравственного воспитания.

Среди основных задач, которые ставит перед собой современное общество, выделяется актуальная задача воспитания нравственного характера.

Внеклассная работа создает ситуацию, в которой учащиеся вынуждены делать самостоятельный нравственный выбор.

 Результаты нравственного воспитания - это проявление обязанностей, деятельности и отношения учащихся к окружающим" [63, с. 291]. [63, с. 291].

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса и естественным продолжением деятельности детей в классе. Внеклассная работа отличается от классной тем, что в ее основе лежит принцип автономии. Это означает, что ученикам не ставят оценок, а поощряют их изобретательность, аргументированные суждения и рациональное мышление.

Л.В. Кузнецова утверждает, что "внеклассная работа - это совокупность различных видов деятельности и в то же время широкий спектр возможностей оказывать воспитательное воздействие на детей":

1. различные виды внеурочной деятельности способствуют разностороннему развитию личностных возможностей ребенка

2. участие в различных видах труда обогащает личный опыт ребенка, углубляет его знания о многообразии видов человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические навыки и умения

3. различные виды внеурочной деятельности способствуют развитию у детей интереса к разным видам деятельности и готовности активно участвовать в продуктивной деятельности

4. в различных формах внеурочной деятельности школьники учатся не только проявлять свою индивидуальность, но и работать в команде, сотрудничать друг с другом, ставить себя на место других" [32, с. 109]. [32, с. 109].

Что касается роли внеурочной деятельности в нравственном воспитании, то О.С. Богданова определяет цели и задачи внеурочной деятельности следующим образом:

1. 1. формирование у ребенка положительной "Я-концепции":

- 2. уверенность в доброжелательном отношении к нему окружающих;

- 1. уверенность в том, что ребенок может успешно освоить данный вид деятельности; 2.

Активность;

- 1. ощущение собственной значимости; 2. ощущение значимости других; 3. ощущение значимости самого себя

2. формирование навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации дети должны иметь позитивное отношение как к другим, так и к себе.

3. 3. формирование у ребенка стремления к продуктивной и социально одобряемой деятельности путем непосредственного контакта с различными видами деятельности и интереса к ним в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и необходимыми  навыками и умениями

4. формирование нравственных, эмоциональных и волевых элементов мировоззрения ребенка. Во внеурочной деятельности ребенок усваивает моральные нормы поведения через усвоение нравственных понятий.

5. развитие познавательных интересов. "Внеклассная работа связана с учебной деятельностью в классе, так как в конечном итоге направлена на повышение эффективности образовательного процесса" [6, с. 52]. [6, с. 52]. 

Задачи и цели внеклассной работы придают своеобразный смысл функциям общего образовательного процесса: обучению, развитию и воспитанию.

Воспитательная функция внеурочной деятельности заключается не в организации системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей средней школы обусловленным поведенческим навыкам, коммуникативным умениям и навыкам жизни в группе.

В своем исследовании Л.И. Матвеева обращает внимание на необходимые условия нравственного воспитания во внеклассной работе, а именно

- концентрация педагогического влияния учителя на формирование чувств, сознания и поведения детей;

- вовлечение детей в разнообразные виды внеклассной работы, организуемые учителем; и

- создание ситуаций самостоятельного нравственного выбора;

- человеческий стиль отношения педагога к ребенку определяет развитие его человеческих отношений в группе [35, с. 131].

Формы внеклассной работы очень разнообразны. Многообразие форм внеурочной воспитательной деятельности постоянно дополняется новыми формами в связи с изменением социальных условий школьной жизни.

Основными формами внеклассной работы, связанными с нравственным воспитанием детей, являются игры, экскурсии, кружковая деятельность и классные часы.

Процесс нравственного воспитания осуществляется с использованием разнообразных методов, средств и приемов. Поэтому необходимо рассмотреть основные методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Педагогический прием - это индивидуальное действие, направленное на достижение определенной цели. Исходя из этого, З.Н. Васильева считает, что "основным приемом, с помощью которого педагог направляет и организует деятельность ребенка, обычно является задача, которую он ставит перед ребенком". Для того чтобы задание было эффективным, ребенок должен внутренне принять его. Если педагог не мотивирует задание, то внутреннее содержание задания для ребенка будет значительно расходиться с его объективным содержанием и с представлениями учителя или воспитателя" [12, с. 322]. [12, с. 322]. Иными словами, внешние педагогические воздействия способствуют формированию положительных и позитивных линий морали и нравственных качеств только в том случае, если они вызывают у учащихся положительные внутренние установки, стимулируют их личные стремления к нравственному развитию и совершенствованию.

Традиционные методы нравственного воспитания направлены на привитие младшим школьникам правил и норм общественной жизни.

С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил в школах страны проект

«Разговоры о важном». Данный проект реализуется посредством внеурочных занятий в

школе в виде уроков, посвященных России, ее прошлому, будущему и настоящему.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения

школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,

богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней

позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного

поведения в обществе.

Главной целью проекта является актуализация приоритетов государственной политики в

области ценностных основ воспитания и социализации подрастающего поколения. Иначе

 говоря, проект посвящен формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентиров

обучающихся на основе базовых национальных ценностей, нравственному и

патриотическому воспитанию обучающихся, историческому и экологическому

просвещению.

Задача учителя начальных классов сформировать у школьников любовь к Родине,

гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы,

связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое

 внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции,

обычаи, герои и пр.)

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в

современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного

мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой

художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным

отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед учителя

начальных классов со своими детьми.

Главной формой внеурочного занятия "Разговоры о важном" является беседа с

обучающимися. Но, для того чтобы заинтересовать детей начальных классов и вовлечь

их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или

беседы.. Необходимо заинтересовать детей. Поэтому при планировании занятия с

обучающимися младших классов не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях,

подборе дополнительного материала.

Для обучающихся 1-2, 3-4 классов методические материалы для организации

еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации,

 интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и

размещаются на портале razgovor.edsoo.ru Однако, для успешного проведения занятия

“Разговоры о важном” с детьми начального уровня обучения, недостаточно ограничиться

 материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность учащихся,

учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и

 жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и

 здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить

интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Важно помнить о том,

занятия не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен

превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Поэтому

необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать

 релаксационные и динамические паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а

также учитывать особенности мышления и восприятия младшего школьника.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную

позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные,

деловые, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные

гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, мини-

сочинения, виртуальные экскурсии, конкурс талантов.

В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что

 их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

И тогда “Разговоры о важном” станут не просто беседой между учителем и детьми, а

превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать,

чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к

истории своей страны.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента была проведена диагностика, аналогичная констатирующему этапу. Результаты показали, что уровень нравственной воспитанности экспериментальной группы повысился, а уровень нравственной воспитанности контрольной группы остался неизменным.

Результаты показали, что в целом уровень нравственной воспитанности детей 3А класса был средним, а теоретические знания преобладали над практическими навыками. Это позволило сделать вывод о необходимости продолжения исследования с целью повышения уровня нравственного воспитания учащихся

Для подтверждения теоретических положений были проведены педагогические эксперименты, по результатам которых были сделаны следующие выводы .Эффективность нравственно-ценностного воспитания учащихся возможна при создании содержательных, мотивационных и педагогических условий.

Реализованные мероприятия позволили добиться хорошей и стабильной динамики в направлении совершенствования развития нравственных ценностей у учащихся средней школы.

 

В экспериментальном исследовании приняли участие 50 учащихся.

Три ученика класса "А" вошли в экспериментальную группу, три ученика класса "Б" - в контрольную группу.

Цель исследования - теоретическая демонстрация методических рекомендаций, способствующих осуществлению нравственного воспитания школьников, и экспериментальная проверка этих рекомендаций во внеклассной работе.

Опытно-экспериментальная работа включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе были подобраны исследовательские методики М. Рокичи, Е.Ф. Шубиной и М.И. Сировой для диагностики и уточнения уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Также используется методика "Мой класс" А.С. Ивановой.

Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень сформированности нравственных качеств у учащихся средней школы, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

На формирующем этапе исследовательской работы были проведены этические беседы и уроки на темы "Дружба и путь добра", "Что такое Я", а также воспитательное занятие на тему "Этичное и неэтичное поведение".

Для подтверждения теоретических положений были проведены педагогические эксперименты, по результатам которых были сделаны следующие выводы .Эффективность нравственно-ценностного воспитания учащихся возможна при создании содержательных, мотивационных и педагогических условий.

Реализованные мероприятия позволили добиться хорошей и стабильной динамики в направлении совершенствования развития нравственных ценностей у учащихся средней школы.

 

Иными словами, теоретический анализ проблемы нравственного воспитания учащихся средней школы на современном этапе развития общества приводит к выводу, что учеными разработан ряд интересных подходов к решению данной проблемы, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание - это двусторонний процесс, имеющий следующие цели: формирование нравственного сознания, выработка навыков и привычек нравственного поведения, развитие нравственных чувств. Оно включает в себя формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств и эмоций, а также выработку привычек и навыков нравственного поведения. Если человек тщательно обдумывает и изучает все свои поступки, выбирает правильный путь решения стоящих перед ним проблем и действует осознанно, то его действия будут нравственными.

Педагоги не должны забывать, что высокая нравственная воспитанность учащихся средней школы проявляется в единстве развитого нравственного мышления, сознания, чувств, воли, эмоций и поведения. Все это достигается при соблюдении систематичности и полноты воспитательного процесса, единства формирования нравственного поведения и сознания учащихся, их участия в общественной жизни младших школьников, их взаимоотношений друг с другом.

Для изучения проблем нравственного воспитания учащихся начальной школы во внеурочной деятельности необходимо проведение опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности форм и методов внеурочной деятельности, способствующих нравственному воспитанию учащихся начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.              Абрамова Г.С. Практическая психология. − Москва, 2010. −  471 с.

2.              Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – М., 2008. Т. 4. – 360 с.

3.              Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. − М., 2009. – 558 с.

4.              Бацын В.К. Обсуждение концепций // Преподавание в школе. −  2003. − №6. – С. 45-53.

5.              Бабанский Ю.К. Педагогика. − М.: Просвещение, 2006. – 352 с.

6.              Богданова О.С. Этические беседы с школьниками. – Москва, 2011. – 310 с.

7.              Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. − М., 2010. –

102 с.

 

 

Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности

Аннотация

В статье поднимается тема нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности .

Опираясь на труды известных педагогов и материалы собственного исследования автор статьи предлагает свой путь решения этой проблемы.

Ключевые слова : младший школьный возраст ,нравственное воспитание , моральное воспитание ,нравственные качества.

 

Актуальность темы исследования. Вопросы нравственного воспитания и развития, совершенствования человека интересовали общество всегда и во все времена. Особенно остро они встают сейчас, когда чаще всего в обществе можно встретить насилие и жестокость, поэтому проблема нравственного воспитания является все более актуальной.

Ошибки и недостатки нравственного воспитания определены обострившимися жизненными противоречиями. Дети не желают активно участвовать в общественных делах, имеют откровенное иждивенческое настроение. Только учитель , который имеет возможность повлиять на воспитание ребенка, должен определить этой проблеме ключевое место в своей деятельности. Можно сказать , что именно школа, а главное учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому учащемуся определить основные ценностные ориентации своей жизнедеятельности. Эту проблему поможет решить нравственное воспитание, которое должно быть органически вплетено в учебно-воспитательный процесс и должно составлять его неотъемлемую часть.

Такие педагоги как Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, И.С. Марьенко, а так же многие другие исследовали рассматривали нравственное воспитание в различных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания во внеклассной работе не достаточно исследовано.

"Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности".

Традиционные духовно-нравственные ценности определены: появился указ президента

Для сферы образования и просвещения это имеет прикладное значение.

 

Что считается традиционными ценностями

Согласно указу, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:

жизнь, достоинство, права и свободы человека;

патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;

высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;

приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;

коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;

историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Кроме того, в документе сказано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Российская Федерация, согласно документу, рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет, осуществлять единство страны, сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

Ситуация в России и мире, говорится в документе, оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

Как это связано с образованием

Образование и воспитание названы первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

Согласно указу, в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания должны проводиться с учётом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.

Кроме того, сказано, что систему господдержки проектов в области образования усовершенствуют с учётом целей госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Иными словами, программы проектов будут оцениваться на предмет соответствия традиционным ценностям — только в этом случае они могут рассчитывать на господдержку.

Установлено, что формы и методы воспитания и образования детей и молодёжи тоже должны совершенствоваться с теми же целями. Напомним, летом зампред Госдумы Ирина Яровая, например, заявила о том, что будущим педагогам не стоит изучать систему Монтессори, потому что «это другая идеология, это другой набор ценностных ориентиров».

Государственная политика предполагает воспитание в духе уважения к традиционным ценностям.

Одним словом, всё в образовании и воспитании теперь должно делаться с оглядкой на традиционные ценности. На самом деле этот уклон, разумеется, начался не сегодня, однако содержание этих ценностей не раскрывалось. Поскольку теперь оно раскрыто, стало понятнее, что писать в планируемых программах.

Напомним, в 2020 году в законе «Об образовании в РФ» появилась статья 12.1, согласно которой соответствующие образовательные программы школ, колледжей и вузов должны содержать программы воспитания и план воспитательной работы. При этом воспитание должно быть направлено в том числе на развитие «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Обновлённая версия ФГОС среднего общего образования прямо предусматривает такие личностные результаты освоения школьной программы, как «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ».

Кроме того, в том же законе, напомним, в 2021 году появилось понятие просветительской деятельности, к которой теперь предъявляется ряд требований. Содержание просветительской деятельности тоже должно обеспечивать формирование и развитие личности «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».

 

Противоречие: на современном этапе развития общества проблема нравственного воспитания младших учащихся средней школы требует разработки и внедрения новых методических рекомендаций.

Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая проверка методических рекомендаций, способствующих реализации процесса нравственного воспитания детей и их экспериментальная проверка во внеклассной работе.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования – внеклассная работа как форма нравственного воспитания младших школьников .

 

Вопросы нравственного воспитания, развития навыков и совершенствования человека всегда волновали общество. Однако проблема нравственного воспитания особенно актуальна сегодня, когда насилие и жестокость становятся все более распространенными в обществе. Учителя имеют возможность влиять на развитие детей. Именно поэтому главные задачи педагогов - оградить своих учеников от мира грубости и жестокости, научить детей этическим и моральным принципам, сформировать нравственные понятия и представления

В начале исследования необходимо уточнить характер основных понятий, на которых будет базироваться данное исследование. Основными понятиями в данном исследовании являются этические проблемы, моральные структуры и общечеловеческие ценности. В истории развития человеческого общества подход к рассмотрению моральных ценностей менялся. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали.

 

В.И. Даль трактовал слово "нравственность" как "нравственное учение, человеческая воля, правила для совести" [18, с. 76]. [18, с. 76]. Он считал: "Нравственность противоположна телесному, плотскому, умственному и душевному. Нравственная жизнь человека важнее материальной" [18, с. 76]. 'О духовной жизни.

Понимание нравственности менялось с течением времени: по мнению С.И. Ожегова: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [40, с. 314].

Нравственность является регулятором в сфере человеческих отношений. Люди, руководствующиеся моральными нормами, тем самым вносят свой вклад в жизнедеятельность общества. Общество распространяет и отстаивает свою мораль и тем самым воспитывает человека в соответствии со своими идеалами. В отличие от права, которое также является регулятором человеческих отношений, мораль не зависит от государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы морали сформировались раньше правовых норм, которые впервые возникли в процессе становления государства.

Школа - главное звено в системе воспитания и образования подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминируют определенные аспекты воспитания.

Поэтому образовательный процесс должен быть тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание занимает не менее важное место в современной школе, несмотря на увеличение объема содержания образования и усложнение его внутренней структуры. Нравственные знания, убеждения и умения, полученные в школе, не менее важны для школьников, чем знания по тому или иному предмету

Как отмечает Н.И. Болдырев, особенностью нравственного воспитания является то, что оно не может быть изолировано в рамках специального учебного процесса. Формирование нравственного облика происходит в процессе многогранной деятельности детей (учебы, игры), в разнообразных отношениях, в которые дети вступают со сверстниками, детьми младше себя и взрослыми в различных ситуациях. Тем не менее, нравственное воспитание - это процесс целенаправленный, включающий в себя не только форму, методы и приемы воспитательного воздействия, но и определенное содержание

Н.А. Сорокин, Н.Е. Ковалев и Б.Ф. Рейский определяют несколько аспектов системы нравственного воспитания:

- согласованное педагогическое воздействие учителей и групп учащихся на решение конкретных педагогических задач;

- использование методов формирования учебной деятельности через нравственное воспитание;

- Под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние нравственных качеств детей, растущих в данный момент;

- Система нравственного воспитания должна рассматриваться и как последовательность развития определенных качеств личности по мере духовного роста и созревания ребенка.

Воспитательный процесс в школе строится на основе принципа единства деятельности и сознания. Этот принцип основан на убеждении, что развитие и формирование устойчивых и прочных свойств личности возможно только через ее постоянную деятельность.

Учебная деятельность является основной в младших классах, которая не только обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, но и организует возможности для осознания учащимися путей и способов решения различных нравственных проблем.

Понятие "нравственность в младших классах" рассматривается как совокупность знаний, умений и привычек учащихся, которые обязательно должны быть связаны с соблюдением моральных норм и требований, принятых в современном обществе. Нравственные нормы и требования становятся моральными качествами только тогда, когда они начинают проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться

Учителя играют большую роль в воспитании и развитии учащихся средней школы, в их подготовке к общественной деятельности и жизни. Учителя всегда были образцами доброты, справедливости, чуткости, отзывчивости и добросовестного отношения к труду учеников. Вопрос о нравственности учащихся на современном этапе общественного развития имеет особое значение [36, с. 24].

Характерной особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он носит непрерывный, постоянный и длительный характер, а его результаты иногда не дают немедленного эффекта. Существенной особенностью нравственного воспитания в начальной школе является то, что решение воспитательной задачи начинается с некоторых элементарных установок и завершается на более высоком уровне. Для достижения целей такого процесса используется принцип комплексности деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [22, с. 122].

Процесс нравственного воспитания - это творческий, оригинальный и динамичный процесс, который педагоги постоянно модифицируют с целью его улучшения и совершенствования.

И.С. Марьенко делит основные факторы, определяющие нравственное развитие и формирование личности учащихся средней школы, на три группы: социальные, воспитательные и природные (биологические).

Воспитательный процесс в школе строится на принципах, составляющих систему. Существовало и существует множество воспитательных систем, и, естественно, характер системы, индивидуальные требования принципов и даже сами принципы не могут оставаться неизменными. Современные системы воспитания опираются на следующие этапы:

- Социальная направленность воспитания;

- Связь воспитания с жизнью и трудом.

- Гуманизация образования;

- Гуманизация воспитания;

- Личностный подход;

- Унификация воспитательных воздействий [23, с. 101].

Основными показателями нравственного воспитания являются особенности психического облика ребенка, единство мысли и действия, поступка и слова в его поведении.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогические явления; основными задачами нравственного воспитания, по мнению И.А. Каирова, являются:

- Формирование нравственного сознания

- воспитание и развитие нравственных чувств

- формирование навыков и привычек нравственного поведения [22, с. 47].

 

Необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное образование, целью которого является информирование ребенка о совокупности моральных принципов и норм общества, которые он должен усвоить. Осознание и переживание нравственных принципов и норм напрямую связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию нравственных оценок и поведения [27, с. 36-42].

По словам И.Ф. Свадковского, "В воспитании человека важно, чтобы мораль и нравственные истины были не просто поняты, а чтобы они стали целью жизни каждого человека, предметом его собственных стремлений и личного счастья [49, с. 70]" [49, с. 70].

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и развитии учащихся средней школы, подготовке их к общественной жизни и коллективному труду. Учителя всегда служат примером для подражания в воспитании нравственности и преданности труду в обществе.

Нравственное воспитание школьников - это основа развития характера. От того, что учитель сумеет вложить в душу ребенка школьного возраста, зависит, каким членом общества он станет в будущем, какие отношения будет строить и создавать с окружающими людьми. Образование - это искусство, и это искусство заключается в том, чтобы воспитать человека, который станет полноценным членом общества, чтобы он мог чувствовать человечность - доброту, чуткость, уважение и сострадание к окружающим.

Формирование нравственного опыта учащихся происходит не только в рамках учебного процесса. Большую роль в нравственном воспитании играет внеклассная работа. Внеклассная работа может строиться в разных формах, но проводится по определенным правилам. В данной работе основное внимание уделено публичному представлению классного часа как одной из форм нравственного воспитания.

Среди основных задач, которые ставит перед собой современное общество, выделяется актуальная задача воспитания нравственного характера.

Внеклассная работа создает ситуацию, в которой учащиеся вынуждены делать самостоятельный нравственный выбор.

Результаты нравственного воспитания - это проявление обязанностей, деятельности и отношения учащихся к окружающим" [63, с. 291]. [63, с. 291].

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса и естественным продолжением деятельности детей в классе. Внеклассная работа отличается от классной тем, что в ее основе лежит принцип автономии. Это означает, что ученикам не ставят оценок, а поощряют их изобретательность, аргументированные суждения и рациональное мышление.

Л.В. Кузнецова утверждает, что "внеклассная работа - это совокупность различных видов деятельности и в то же время широкий спектр возможностей оказывать воспитательное воздействие на детей":

1. различные виды внеурочной деятельности способствуют разностороннему развитию личностных возможностей ребенка

2. участие в различных видах труда обогащает личный опыт ребенка, углубляет его знания о многообразии видов человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические навыки и умения

3. различные виды внеурочной деятельности способствуют развитию у детей интереса к разным видам деятельности и готовности активно участвовать в продуктивной деятельности

4. в различных формах внеурочной деятельности школьники учатся не только проявлять свою индивидуальность, но и работать в команде, сотрудничать друг с другом, ставить себя на место других" [32, с. 109]. [32, с. 109].

Что касается роли внеурочной деятельности в нравственном воспитании, то О.С. Богданова определяет цели и задачи внеурочной деятельности следующим образом:

1. 1. формирование у ребенка положительной "Я-концепции":

- 2. уверенность в доброжелательном отношении к нему окружающих;

- 1. уверенность в том, что ребенок может успешно освоить данный вид деятельности; 2.

Активность;

- 1. ощущение собственной значимости; 2. ощущение значимости других; 3. ощущение значимости самого себя

2. формирование навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации дети должны иметь позитивное отношение как к другим, так и к себе.

3. 3. формирование у ребенка стремления к продуктивной и социально одобряемой деятельности путем непосредственного контакта с различными видами деятельности и интереса к ним в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и необходимыми навыками и умениями

4. формирование нравственных, эмоциональных и волевых элементов мировоззрения ребенка. Во внеурочной деятельности ребенок усваивает моральные нормы поведения через усвоение нравственных понятий.

5. развитие познавательных интересов. "Внеклассная работа связана с учебной деятельностью в классе, так как в конечном итоге направлена на повышение эффективности образовательного процесса" [6, с. 52]. [6, с. 52].

Задачи и цели внеклассной работы придают своеобразный смысл функциям общего образовательного процесса: обучению, развитию и воспитанию.

Воспитательная функция внеурочной деятельности заключается не в организации системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей средней школы обусловленным поведенческим навыкам, коммуникативным умениям и навыкам жизни в группе.

В своем исследовании Л.И. Матвеева обращает внимание на необходимые условия нравственного воспитания во внеклассной работе, а именно

- концентрация педагогического влияния учителя на формирование чувств, сознания и поведения детей;

- вовлечение детей в разнообразные виды внеклассной работы, организуемые учителем; и

- создание ситуаций самостоятельного нравственного выбора;

- человеческий стиль отношения педагога к ребенку определяет развитие его человеческих отношений в группе [35, с. 131].

Формы внеклассной работы очень разнообразны. Многообразие форм внеурочной воспитательной деятельности постоянно дополняется новыми формами в связи с изменением социальных условий школьной жизни.

Основными формами внеклассной работы, связанными с нравственным воспитанием детей, являются игры, экскурсии, кружковая деятельность и классные часы.

Процесс нравственного воспитания осуществляется с использованием разнообразных методов, средств и приемов. Поэтому необходимо рассмотреть основные методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Педагогический прием - это индивидуальное действие, направленное на достижение определенной цели. Исходя из этого, З.Н. Васильева считает, что "основным приемом, с помощью которого педагог направляет и организует деятельность ребенка, обычно является задача, которую он ставит перед ребенком". Для того чтобы задание было эффективным, ребенок должен внутренне принять его. Если педагог не мотивирует задание, то внутреннее содержание задания для ребенка будет значительно расходиться с его объективным содержанием и с представлениями учителя или воспитателя" [12, с. 322]. [12, с. 322]. Иными словами, внешние педагогические воздействия способствуют формированию положительных и позитивных линий морали и нравственных качеств только в том случае, если они вызывают у учащихся положительные внутренние установки, стимулируют их личные стремления к нравственному развитию и совершенствованию.

Традиционные методы нравственного воспитания направлены на привитие младшим школьникам правил и норм общественной жизни.

С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил в школах страны проект

«Разговоры о важном». Данный проект реализуется посредством внеурочных занятий в

школе в виде уроков, посвященных России, ее прошлому, будущему и настоящему.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения

школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,

богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней

позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного

поведения в обществе.

Главной целью проекта является актуализация приоритетов государственной политики в

области ценностных основ воспитания и социализации подрастающего поколения. Иначе

говоря, проект посвящен формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентиров

обучающихся на основе базовых национальных ценностей, нравственному и

патриотическому воспитанию обучающихся, историческому и экологическому

просвещению.

Задача учителя начальных классов сформировать у школьников любовь к Родине,

гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы,

связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое

внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции,

обычаи, герои и пр.)

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в

современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного

мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой

художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным

отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед учителя

начальных классов со своими детьми.

Главной формой внеурочного занятия "Разговоры о важном" является беседа с

обучающимися. Но, для того чтобы заинтересовать детей начальных классов и вовлечь

их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или

беседы.. Необходимо заинтересовать детей. Поэтому при планировании занятия с

обучающимися младших классов не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях,

подборе дополнительного материала.

Для обучающихся 1-2, 3-4 классов методические материалы для организации

еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации,

интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и

размещаются на портале razgovor.edsoo.ru Однако, для успешного проведения занятия

“Разговоры о важном” с детьми начального уровня обучения, недостаточно ограничиться

материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность учащихся,

учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и

жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и

здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить

интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Важно помнить о том,

занятия не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен

превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Поэтому

необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать

релаксационные и динамические паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а

также учитывать особенности мышления и восприятия младшего школьника.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную

позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные,

деловые, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные

гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, мини-

сочинения, виртуальные экскурсии, конкурс талантов.

В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что

их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

И тогда “Разговоры о важном” станут не просто беседой между учителем и детьми, а

превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать,

чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к

истории своей страны.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента была проведена диагностика, аналогичная констатирующему этапу. Результаты показали, что уровень нравственной воспитанности экспериментальной группы повысился, а уровень нравственной воспитанности контрольной группы остался неизменным.

Результаты показали, что в целом уровень нравственной воспитанности детей 3А класса был средним, а теоретические знания преобладали над практическими навыками. Это позволило сделать вывод о необходимости продолжения исследования с целью повышения уровня нравственного воспитания учащихся

Для подтверждения теоретических положений были проведены педагогические эксперименты, по результатам которых были сделаны следующие выводы .Эффективность нравственно-ценностного воспитания учащихся возможна при создании содержательных, мотивационных и педагогических условий.

Реализованные мероприятия позволили добиться хорошей и стабильной динамики в направлении совершенствования развития нравственных ценностей у учащихся средней школы.

 

В экспериментальном исследовании приняли участие 50 учащихся.

Три ученика класса "А" вошли в экспериментальную группу, три ученика класса "Б" - в контрольную группу.

Цель исследования - теоретическая демонстрация методических рекомендаций, способствующих осуществлению нравственного воспитания школьников, и экспериментальная проверка этих рекомендаций во внеклассной работе.

Опытно-экспериментальная работа включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе были подобраны исследовательские методики М. Рокичи, Е.Ф. Шубиной и М.И. Сировой для диагностики и уточнения уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Также используется методика "Мой класс" А.С. Ивановой.

Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень сформированности нравственных качеств у учащихся средней школы, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

На формирующем этапе исследовательской работы были проведены этические беседы и уроки на темы "Дружба и путь добра", "Что такое Я", а также воспитательное занятие на тему "Этичное и неэтичное поведение".

Для подтверждения теоретических положений были проведены педагогические эксперименты, по результатам которых были сделаны следующие выводы .Эффективность нравственно-ценностного воспитания учащихся возможна при создании содержательных, мотивационных и педагогических условий.

Реализованные мероприятия позволили добиться хорошей и стабильной динамики в направлении совершенствования развития нравственных ценностей у учащихся средней школы.

 

Иными словами, теоретический анализ проблемы нравственного воспитания учащихся средней школы на современном этапе развития общества приводит к выводу, что учеными разработан ряд интересных подходов к решению данной проблемы, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание - это двусторонний процесс, имеющий следующие цели: формирование нравственного сознания, выработка навыков и привычек нравственного поведения, развитие нравственных чувств. Оно включает в себя формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств и эмоций, а также выработку привычек и навыков нравственного поведения. Если человек тщательно обдумывает и изучает все свои поступки, выбирает правильный путь решения стоящих перед ним проблем и действует осознанно, то его действия будут нравственными.

Педагоги не должны забывать, что высокая нравственная воспитанность учащихся средней школы проявляется в единстве развитого нравственного мышления, сознания, чувств, воли, эмоций и поведения. Все это достигается при соблюдении систематичности и полноты воспитательного процесса, единства формирования нравственного поведения и сознания учащихся, их участия в общественной жизни младших школьников, их взаимоотношений друг с другом.

Для изучения проблем нравственного воспитания учащихся начальной школы во внеурочной деятельности необходимо проведение опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности форм и методов внеурочной деятельности, способствующих нравственному воспитанию учащихся начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Абрамова Г.С. Практическая психология. − Москва, 2010. − 471 с.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – М., 2008. Т. 4. – 360 с.

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. − М., 2009. – 558 с.

Бацын

В.К. Обсуждение концепций // Преподавание в школе. − 2003. − №6. – С. 45-53.

Бабанский

Ю.К. Педагогика. − М.: Просвещение, 2006. – 352 с.

Богданова О.С. Этические беседы с школьниками. – Москва, 2011. – 310 с.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. − М., 2010. –

102 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×