НУЖЕН ЛИ ПРЕДМЕТ ОБЖ СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ? | Комарова Татьяна Львовна. Работа №324550
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения является общей задачей для всех школ. Эта задача решается при изучении всех школьных предметов, однако основную роль в этом процессе играет школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Каждый человек должен обладать основными знаниями и навыками в этой области. Это позволит школьникам чувствовать себя увереннее и быть более самостоятельными в различных жизненных ситуациях. Сохранение жизни и здоровья человека является самой ценной ценностью, а вопросы безопасности в повседневной жизни всегда остаются актуальными.
НУЖЕН ЛИ ПРЕДМЕТ ОБЖ СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ? МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обеспечения безопасности в производственной деятельности, а также в повседневной жизни. Часто безопасность связывают с психофизиологическими особенностями и стабильными личностными качествами, но при этом не учитываются вопросы формирования безопасного образа жизни.
Конечно, человек непрерывно развивает навыки безопасного поведения, но можно выделить периоды, когда этот процесс происходит особенно интенсивно. Один из таких периодов - это подростковый возраст. Именно в этот период формируются такие качества, как самостоятельность, активность и ответственность за свои поступки.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения является общей задачей для всех школ. Эта задача решается при изучении всех школьных предметов, однако основную роль в этом процессе играет школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).
ОБЖ - это междисциплинарная область научных знаний, которая охватывает проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов окружающей среды во всех сферах его деятельности.
Курс ОБЖ был впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений в 1991 году с целью развития у детей и подростков чувства личной и коллективной безопасности. Он помогает им осознать опасности и научиться правильно реагировать в экстремальных ситуациях дома, на улице и на природе. В современных условиях особое внимание уделяется изучению этого предмета, так как он является основой безопасности жизнедеятельности. Он формирует у обучающихся ответственное отношение к личной и общественной безопасности, помогает здоровому и безопасному образу жизни, а также обучает сохранять жизнь в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.
Предмет ОБЖ играет важную роль в обучении школьников основным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, а также приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении, пожаре и дорожно-транспортном происшествии.
Уроки ОБЖ способствуют повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, формированию антитеррористического поведения, профилактике асоциального поведения и воспитанию отрицательного отношения к психоактивным веществам.
Я считаю, что вопросы личной безопасности являются не менее важными. Каждый человек должен обладать основными знаниями и навыками в этой области. Это позволит школьникам чувствовать себя увереннее и быть более самостоятельными в различных жизненных ситуациях. Сохранение жизни и здоровья человека является самой ценной ценностью, а вопросы безопасности в повседневной жизни всегда остаются актуальными. Подготовка людей по этим вопросам имеет важное значение, и ее можно достичь только через изучение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
В настоящее время мы наблюдаем явный рост уровня безопасности среди учащихся. Это является результатом целенаправленной просветительской работы наших преподавателей-организаторов по обучению ОБЖ и в рамках самого предмета. Наблюдения показывают, что школьники становятся более осмотрительными и осторожными в своих действиях, а также принимают более разумные решения в потенциально опасных ситуациях. Хотя эти изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, главное, что они уже заметны. Особо важно отметить, что мы также формируем у учащихся ценностно-ориентированные навыки.
- Способность предвидеть возникновение опасных ситуаций на основе характерных признаков их проявления;
- Умение принимать обоснованные решения и разрабатывать план действий в конкретной опасной ситуации, учитывая реальную обстановку и индивидуальные возможности;
- Знание основных направлений и методов защиты от природных, техногенных и социальных опасностей;
- Способность оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в образовательной среде.
Организации;
- Самостоятельное организовывание учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- Защита гражданской позиции, формирование мировоззренческих взглядов.
Кроме всего прочего, предмет ОБЖ является неотъемлемой частью подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаря целенаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный опыт деятельности в школе в реальной жизни, в том числе за пределами учебного процесса.
Практические мероприятия, такие как уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница» и Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ, имеют положительный эффект на детей. Они помогают детям получить знания о том, как правильно вести себя и избегать опасных ситуаций. Кроме того, эти мероприятия развивают практические навыки оказания помощи пострадавшим и улучшают навыки ориентирования и поведения в автономных условиях. Высокие результаты учащихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» подтверждают эффективность предмета ОБЖ в повышении уровня безопасности и защищенности школьников в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Современное образование неизбежно подвергается изменениям, чтобы быть соответствующим современным требованиям. Поэтому важно придать приоритетное значение предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" в школьном курсе.
С каждым годом все больше школьных предметов претерпевают изменения, чтобы быть актуальными и соответствовать современным реалиям. Обновленный предмет "Основы безопасности и защита Родины" (ОБЗР) является более комплексной версией предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), который в настоящее время преподают в школах России, а также начальной военной подготовки (НВП), которую преподавали в школах СССР.
С 1 сентября 2024 года в школьную программу будет введен новый урок, который будет являться промежуточным звеном между старой учебной программой и обновленной. Однако, уже в сентябре 2023 года для учеников 10-11 классов будет добавлен модуль "элементы начальной военной подготовки" в программу ОБЖ.
Целью будущих уроков по безопасности и защите Родины будет воспитание патриотизма, обучение школьников навыкам оказания первой медицинской помощи и умению быстро ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Также выпускники, прошедшие курс ОБЗР, будут иметь базовые знания, что поможет им успешнее адаптироваться к службе и выполнять служебные задачи в рядах защитников Родины.
Более того, включенные в программу обучения советы по выявлению дезинформации (так называемых фейков) и в общем по обращению с информационным пространством помогут учащимся развить критическое мышление, что будет полезно не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни.
В статье использована информация с сайта https://www.kp.ru