Название статьи:
"О беглости на домре" статья для преподавателей ДМШ и ДШИ | Семёнова Ирина Викторовна. Работа №364139
Дата публикации:
29.03.2025
Автор:
Семёнова Ирина Викторовна
Описание:
Статья "О беглости на домре" предназначена для преподавателей по классу домры, преподающих по дополнительной предпрофессиональной программе "Народные инструменты" в детской музыкальной школе и детской школе искусств.
Содержит краткие методические рекомендации на основании работ Вольской Т.И., Гофмана И., Когана Г.М., Олейникова Н.Ф., Щапова А.П.
О беглости на домре
Автор – Семёнова Ирина Викторовна, преподаватель МНАОУК Гимназия Арт-Этюд город Екатеринбург.
Вопрос о развитии беглости издавна был в центре внимания многих музыкантов, играющих на самых различных инструментах. И в игре на домре беглость пальцев левой руки – одна из основных технических трудностей. Её необходимо развивать с самого начала обучения игре на инструменте. Важной предпосылкой для успешного технического развития учащегося является свободная и естественная посадка и правильное исходное положение рук. При этом нужно постоянно следить за свободой движения.
Бывают случаи, когда ограниченность технического развития является следствием сильного напряжения, крепкого нажима пальцами на струну и сжимания шейки домры рукой. Также залогом хорошей беглости является низкое положение пальцев над струнами. При этом мы избегаем лишних движений и обеспечиваем лучшую координацию обеих рук.
Огромное значение для технического развития домристов придается исполнению тетрахордов. Благодаря им вырабатывается правильное положение пальцев и хорошая четкость, развивается не только беглость, но и слух. Упражняться в тетрахордах целесообразно различными штрихами (стаккато, спиккато, легато, маркато, и др.) и в разной динамике. Сначала медленно, а затем ускоряя темп.
Мысль о разумности медленной игры встречается очень часто и в фортепианной литературе. У Г.М.Когана в книге Работа пианиста можно найти следующие строки: Смысл медленного разучивания не только в отработке нужных движений, но и в том, чтобы заложить прочный психический фундамент для последующей быстрой игры: вникнуть в разучиваемое место, вглядеться в его рисунок, вслушаться в интонации, усвоить и закрепить их метрическую схему. Необходимо не только начинать разучивание с медленного темпа, но и регулярно прочищать - при помощи того же средства – уже выученное произведение, как бы великолепно оно не выходило при многократном (в том числе концертном) исполнении в предельно быстром темпе.
А вот что пишет И.Гофман в книге Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре: Медленная работа – несомненно, основа быстрой игры, но быстрая игра не есть непосредственный результат медленной работы. Время от времени нужно пробовать играть быстро, делая это все чаще и чаще, с постоянным увеличением скорости, хотя бы даже ценой временной утраты ясности, Эта утрата легко восполняется при последующих возвращениях к медленной работе.
По словам Г.Г.Нейгауза, принцип медленно и громко является одним из многих принципов технической работы.
Т.И.Вольская в своей работе Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры указывает на следующие необходимые условия для работы в медленном темпе:
1. Четко координировать действия левой и правой руки при извлечении каждого звука. Особое внимание обращать на точное совпадение моментов атаки медиатором и падения на лад пальца левой руки.
2. Не допускать вялости бросковых движений, как при падении пальцев на лад, так и при их подъеме. Чем медленнее темп, тем активнее атака пальцев и медиатора, тем точнее момент координации.
3. Дослушивать каждую ноту, обращая внимание на качество и полноту звучания.
Каждое упражнение, гамма или этюд тогда принесут пользу, когда будут доведены до максимального на данном этапе обучения темпа.
Нужно подчеркнуть, что не всякая медленная игра служит залогом успеха в технической работе. Необходима еще полная сосредоточенность, максимальная концентрация внимания. Во время медленного разучивания важно, чтобы ни одна деталь не прошла мимо сознания: каждый звук, каждое движение пальца должны врезаться в психику. Целесообразно играть разучиваемое место в разных степенях силы: сплошным f, сплошным p, чередуя cresc и dim, пунктирным ритмом, причем во всех случаях следует добиваться абсолютной ровности звучания.
При дальнейшем разучивании (все еще в медленном темпе), переходя от условной динамики этюдного типа к динамическим оттенкам, рекомендуется преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы. В быстром темпе от этих подчеркиваний останется только след, который слегка скорректированный слухом, в итоге даст как раз нужную меру звучания. Ускорение темпа в проработке упражнения следует проводить метрически определенно: если в медленном движении ученик играет четвертными нотами какое-либо упражнение, то при ускорении следует нацелить его внимание: 1) на игру восьмыми нотами; 2) шестнадцатыми; 3) тридцать вторыми (по возможности).
Первые ноты в этих ритмических группах будут опорными, и тогда ученик делает физическое усилие только на этих опорных нотах, остальные же играются как бы на выходе, рикошетом.
Также в игре необходимы повторные проигрывания, чтобы движения автоматизировались. Тогда мозг не будет непрерывно подсказывать пальцам, что нужно делать.
Сознание теперь будет управлять движениями гораздо медленнее, чем совершаются самые движения. Автоматизация – основной путь к беглости. Но чтобы играть быстро – надо думать. Нетрудно заметить как спокойно, внутренне неторопливо, играют большие виртуозы. Идет бурная работа мысли. Важно и ученика заставить думать. Думать заранее, думать нотами, думать как угодно, но только ни на секунду не отвлекаться во время игры.
Для того чтобы научиться быстро мыслить звуками, нужно, конечно, достаточно много слушать беглую игру, припоминать ее в уме, пробовать создавать в уме быстрые темпы. Этого, однако, мало: приходится реально пробовать быстро играть изучаемые, например, этюды, даже рискуя тем, что эта проба игры в быстром темпе не будет сразу достаточно отчетливой.
С другой стороны, нужно уметь очень постепенно переходить от игры в медленном темпе к игре в быстром темпе.
На развитие беглости влияет и целенаправленная работа над скачками и сменой позиций. Выбор удобной аппликатуры – также немаловажный вопрос в техническом мастерстве домриста.
Часто в пьесах или этюдах мы сталкиваемся с трудными местами, которые из-за слабой технической подготовки учащегося явно не получаются. В таких случаях нужно предложить упражнения, которые бы соответствовали конкретной трудности и помогли преодолеть её. Начинать нужно с более легких вариантов и постепенно доводить до трудности, которая соответствует встретившейся в пьесе. Упражнение должно быть коротким и быстро давать положительный результат.
Очень полезным для развития беглости и достижения автоматизации в определенных технических оборотах представляется следующий прием. Для того, чтобы легко и свободно сыграть какую-то цепь нот, представляющую собой определенную трудность, её надо разбить на отдельные звенья, тщательно проработать каждое, а затем соединить. После чего весь пассаж станет уже получаться без затруднения.
Словом, хорошая беглость пальцев достигается систематической, целенаправленной и упорной работой. Разумеется, что для достижения такой беглости необходимо также наличие хорошего аппарата, ясное представление цели, глубокое понимание содержания произведения, искренняя увлеченность им.
Список литературы
Вольская Т.И. Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.
Коган Г.М. Работа пианиста. М., Музгиз, 1963.
Олейников Н.Ф. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста.
Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., Советская Россия, 1960.
4
Скачать работу
Автор – Семёнова Ирина Викторовна, преподаватель МНАОУК Гимназия Арт-Этюд город Екатеринбург.
Вопрос о развитии беглости издавна был в центре внимания многих музыкантов, играющих на самых различных инструментах. И в игре на домре беглость пальцев левой руки – одна из основных технических трудностей. Её необходимо развивать с самого начала обучения игре на инструменте. Важной предпосылкой для успешного технического развития учащегося является свободная и естественная посадка и правильное исходное положение рук. При этом нужно постоянно следить за свободой движения.
Бывают случаи, когда ограниченность технического развития является следствием сильного напряжения, крепкого нажима пальцами на струну и сжимания шейки домры рукой. Также залогом хорошей беглости является низкое положение пальцев над струнами. При этом мы избегаем лишних движений и обеспечиваем лучшую координацию обеих рук.
Огромное значение для технического развития домристов придается исполнению тетрахордов. Благодаря им вырабатывается правильное положение пальцев и хорошая четкость, развивается не только беглость, но и слух. Упражняться в тетрахордах целесообразно различными штрихами (стаккато, спиккато, легато, маркато, и др.) и в разной динамике. Сначала медленно, а затем ускоряя темп.
Мысль о разумности медленной игры встречается очень часто и в фортепианной литературе. У Г.М.Когана в книге Работа пианиста можно найти следующие строки: Смысл медленного разучивания не только в отработке нужных движений, но и в том, чтобы заложить прочный психический фундамент для последующей быстрой игры: вникнуть в разучиваемое место, вглядеться в его рисунок, вслушаться в интонации, усвоить и закрепить их метрическую схему. Необходимо не только начинать разучивание с медленного темпа, но и регулярно прочищать - при помощи того же средства – уже выученное произведение, как бы великолепно оно не выходило при многократном (в том числе концертном) исполнении в предельно быстром темпе.
А вот что пишет И.Гофман в книге Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре: Медленная работа – несомненно, основа быстрой игры, но быстрая игра не есть непосредственный результат медленной работы. Время от времени нужно пробовать играть быстро, делая это все чаще и чаще, с постоянным увеличением скорости, хотя бы даже ценой временной утраты ясности, Эта утрата легко восполняется при последующих возвращениях к медленной работе.
По словам Г.Г.Нейгауза, принцип медленно и громко является одним из многих принципов технической работы.
Т.И.Вольская в своей работе Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры указывает на следующие необходимые условия для работы в медленном темпе:
1. Четко координировать действия левой и правой руки при извлечении каждого звука. Особое внимание обращать на точное совпадение моментов атаки медиатором и падения на лад пальца левой руки.
2. Не допускать вялости бросковых движений, как при падении пальцев на лад, так и при их подъеме. Чем медленнее темп, тем активнее атака пальцев и медиатора, тем точнее момент координации.
3. Дослушивать каждую ноту, обращая внимание на качество и полноту звучания.
Каждое упражнение, гамма или этюд тогда принесут пользу, когда будут доведены до максимального на данном этапе обучения темпа.
Нужно подчеркнуть, что не всякая медленная игра служит залогом успеха в технической работе. Необходима еще полная сосредоточенность, максимальная концентрация внимания. Во время медленного разучивания важно, чтобы ни одна деталь не прошла мимо сознания: каждый звук, каждое движение пальца должны врезаться в психику. Целесообразно играть разучиваемое место в разных степенях силы: сплошным f, сплошным p, чередуя cresc и dim, пунктирным ритмом, причем во всех случаях следует добиваться абсолютной ровности звучания.
При дальнейшем разучивании (все еще в медленном темпе), переходя от условной динамики этюдного типа к динамическим оттенкам, рекомендуется преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы. В быстром темпе от этих подчеркиваний останется только след, который слегка скорректированный слухом, в итоге даст как раз нужную меру звучания. Ускорение темпа в проработке упражнения следует проводить метрически определенно: если в медленном движении ученик играет четвертными нотами какое-либо упражнение, то при ускорении следует нацелить его внимание: 1) на игру восьмыми нотами; 2) шестнадцатыми; 3) тридцать вторыми (по возможности).
Первые ноты в этих ритмических группах будут опорными, и тогда ученик делает физическое усилие только на этих опорных нотах, остальные же играются как бы на выходе, рикошетом.
Также в игре необходимы повторные проигрывания, чтобы движения автоматизировались. Тогда мозг не будет непрерывно подсказывать пальцам, что нужно делать.
Сознание теперь будет управлять движениями гораздо медленнее, чем совершаются самые движения. Автоматизация – основной путь к беглости. Но чтобы играть быстро – надо думать. Нетрудно заметить как спокойно, внутренне неторопливо, играют большие виртуозы. Идет бурная работа мысли. Важно и ученика заставить думать. Думать заранее, думать нотами, думать как угодно, но только ни на секунду не отвлекаться во время игры.
Для того чтобы научиться быстро мыслить звуками, нужно, конечно, достаточно много слушать беглую игру, припоминать ее в уме, пробовать создавать в уме быстрые темпы. Этого, однако, мало: приходится реально пробовать быстро играть изучаемые, например, этюды, даже рискуя тем, что эта проба игры в быстром темпе не будет сразу достаточно отчетливой.
С другой стороны, нужно уметь очень постепенно переходить от игры в медленном темпе к игре в быстром темпе.
На развитие беглости влияет и целенаправленная работа над скачками и сменой позиций. Выбор удобной аппликатуры – также немаловажный вопрос в техническом мастерстве домриста.
Часто в пьесах или этюдах мы сталкиваемся с трудными местами, которые из-за слабой технической подготовки учащегося явно не получаются. В таких случаях нужно предложить упражнения, которые бы соответствовали конкретной трудности и помогли преодолеть её. Начинать нужно с более легких вариантов и постепенно доводить до трудности, которая соответствует встретившейся в пьесе. Упражнение должно быть коротким и быстро давать положительный результат.
Очень полезным для развития беглости и достижения автоматизации в определенных технических оборотах представляется следующий прием. Для того, чтобы легко и свободно сыграть какую-то цепь нот, представляющую собой определенную трудность, её надо разбить на отдельные звенья, тщательно проработать каждое, а затем соединить. После чего весь пассаж станет уже получаться без затруднения.
Словом, хорошая беглость пальцев достигается систематической, целенаправленной и упорной работой. Разумеется, что для достижения такой беглости необходимо также наличие хорошего аппарата, ясное представление цели, глубокое понимание содержания произведения, искренняя увлеченность им.
Список литературы
Вольская Т.И. Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.
Коган Г.М. Работа пианиста. М., Музгиз, 1963.
Олейников Н.Ф. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста.
Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., Советская Россия, 1960.
4