О безграмотности и ее причинах | Суслова Татьяна Викторовна. Работа №271132
Автор: Суслова Татьяна Викторовна
в статье рассматривается одна из ведущих особенностей современного общества- тотальная безграмотность, порожденная современными технологиями и веком гаджетов
БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Безграмотность является одной из глобальных социальных проблем в современном мире. Под безграмотностью понимаются культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности.
Можно было бы предположить, что в XXI веке покончено с этим явлением, однако, по данным организации ЮНЕСКО1, в мире насчитывается 758миллионов неграмотных людей, что составляет около15 % населения планеты.. Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек. А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня.
Важно отметить, что за последний год тенденция к уменьшению количества неграмотных в мире пошла на спад. Данное исследование было начато в 2015 году, и по статистике2 на сентябрь прошлого года, безграмотных людей было меньше ‒ 757 миллионов. Таким образом, в ближайшее время может обостриться проблема прогрессирования неграмотности вобществе. ъ
ПОНЯТИЕ ГРАМОТНОСТИ
Понятие грамотности очень обширно и включает в себя множество составляющих. «Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста»3. Однако в наши дни значение этого слова охватывает более широкий спектр явлений. Как основныевиды грамотности можно выделить:
базовую (читательскую) грамотность;
компьютерную грамотность;
информационную грамотность;
коммуникативную грамотность;
правовую и общественно-политическую грамотность;
бытовую грамотность.
Без них человек не может считаться образованным, культурным и не способен успешно функционировать в обществе. «В 1957 г. ЮНЕСКО предложило определить понятие минимальной грамотности и функциональной грамотности»4. Далее требовалось дать определение этим терминам. Было предложено «заменить слово минимальная на базовую и рассматривать базовую грамотность как необходимую грамотность»5, ‒ пишет в статье, посвященной вопросу функциональной грамотности, вице-президент Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова. Таким образом, все виды грамотности, за исключением базовой, можно рассматривать как совокупность понятий, обобщенных термином «функциональная грамотность», что означает «уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»6.
Несмотря на обширность понятия грамотность, чаще всего под этим словом понимают именно базовую, или читательскую грамотность, что оправданно, ведь она является главной составляющей, которая помогает человеку принимать участие в жизни общества. «Читательская грамотность ‒способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
ПРИЧИНЫ БЕЗГРАМОТНОСТИ
Наиболее известными по проблеме безграмотности считаются трудыЛ.В. Щербы – выдающегося русского лингвиста, специалиста по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Он издал статью «Безграмотность и ее причины», которая позже вошла в сборник его избранных работ по русскому языку.
В ней он размышляет о последствиях реформы орфографии, призывает вернуть правописаниюего престиж и, что важно, выделяет шесть основных причин распространения безграмотности:
«недооценка значения орфографии»;
«методы обучения орфографии»;
«учителя в массе не любят и не умеют заниматься языком»;
«распущенность», отсутствие внутренней дисциплины;
«новые методы»;
«малая начитанность»
7.
Гораздо позже, в 2007 году, исследованием неграмотности занималась свободный журналист Э. Сергачева.
Тремя главными причинами современной безграмотности она называет:
«безграмотность самого учителя»;
«влияние родителей»;
«нежелание самих детей учиться»
8.
Компьютеризацию городского населения и развитие сети Интернет она выделяет как основные причины распространения неграмотности.
Доктор филологических наук, Е.Ю. Мягкова в статье, опубликованной в 2016 году, выделяет следующие факторы, влияющие на развитие безграмотности:
«стирание границ между разными стилями общения»;
«снижение интереса к чтению»;
«снижение общего уровня грамотности»
9.
Разумеется, все причины перечислить невозможно. Но даже те, которые были выделены Л.В. Щербой в середине XX века, не теряют своей актуальности и на сегодняшний день. Некоторые из них были выбраны значительным количеством респондентов, принявших участие в анкетировании, как причины развития современной безграмотности.
ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Безграмотность – явление, встречающееся во многих сферах жизни. Как и любая другая глобальная проблема, она может повлечь за собой необратимые последствия, если не подойти к ее решению с полной серьезностью.
В наше время возникают все новые и новые пути распространения безграмотности, причем значительное влияние они оказывают на молодежь. Наиболее опасной в XXI веке можно считать информационную безграмотность. Неумение находить и отбирать, использовать и анализировать информацию в век информационных технологий приводит к невозможности адаптации человека в постоянно развивающемся социуме.
Не во всех школах и семьях взрослые могут привить ребенку интерес к обучению, чтению, изучению родного языка. Вследствие этого значительно снижается уровень грамотности. Если не сокращать количество неграмотных людей, то тотальная безграмотность может привести к:
утрате шедевров культуры вследствие потери значимости книг;
сужению словарного запаса;
неспособности грамотно излагать мысли и выражать чувства;
и вообще, всему, что приведет к последующему регрессу общества.
Но если появляется проблема, то есть и пути избавления от нее. Итак, какие же существуют пути предотвращения развития безграмотности?
В разное время применялись различные методы избавления от всеобщей неграмотности. Были проведены орфографические реформы, а позже осуществлялся ликбез ‒ государственная программа Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года.За двадцать лет грамотность лиц от 16 до 50 лет посредством этой программы приблизилась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Однако, с развитием техники, появлением новых благ и удобств, люди стали придавать меньшее значение орфографии. Потребовались новые способы искоренения безграмотности.
В наши дни проводятся различные мероприятия, акции, воплощаются проекты, целью которых является повышение интереса к изучению родного языка, повышение уровня грамотности, привлечение внимания к проблемам безграмотного использования языка.
Кандидат психологических наук А.М. Орлова считает: «…исправить дело можно только в том случае, если будут вскрыты причины, порождающие столь существенные пробелы в усвоении и практическом использовании школьниками закономерностей языковых явлений»10. В своей статье «О синтаксической грамотности» она отмечает, что основное значение следует уделить содержанию и организации учебной работы: «Формулировка определений и правил в учебнике, подбор материала упражнений, увязка нового материала с ранее пройденным, требования, предъявляемые учителем к ответам учащихся, ‒ все это должно быть так организовано, чтобы ничто… не тормозило формирования и закрепления полноценных знаний у учащихся»11. Иными словами, при обучении в школе ученик должен получать систематизированные знания о мире, а не разрозненные.
Г.А. Цукерман в статье, посвященной читательской грамотности российских учащихся, замечает, что российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем к готовности к чтению для обучения, однако к 9-10-му классу читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов12.
Говоря о читательской грамотности, она выделяет три базовых умения, необходимых грамотному читателю.
«Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста)».
«Умение второе: интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)».
«Умение третье: осмыслить и оценить (сообщение текста)».
13На основании этих умений и определяется уровень читательской грамотности. Оценить его школьникам предлагает тестирование PISA, о котором также идет речь в статье Цукерман.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) ‒ тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
В публикации «Знания и навыки для жизни. Первые результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 2000»14, размещенной на официальном сайте программы, собраны итоги первого теста программы, прошедшего в 2000 году. Тогда в исследовании приняли участие 265 000 учеников из 32 стран. Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Россия по показателю читательской грамотности набрала 462 балла ‒ 27 место (рис. 8). В тесте, проводимом в 2012 году, российские школьники показали более высокий результат (рис. 9).
Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи ко «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью. Оно нацелено на выявление способности к практическому применению знаний, полученных школьниками.
Внимание распространению грамотности уделено не только в международных проектах, но и в локальныхкампаниях.
В 2013 году в рамках проекта «Москва ‒ город грамотных людей»15 был проведен конкурс «Активная грамотность 2013», благодаря которому в образовательных и культурных учреждениях проводились просветительские мероприятия. Таким образом привлекалось всеобщее внимание к проблеме безграмотности.
В другой российской столице, Санкт-Петербурге, Правительство воплотило в жизнь проект «Давайте говорить, как Петербуржцы», плакаты которого горожане видят на улицах и в метро.
«Read On. Get On»16 – это национальная кампания Великобритании, нацеленная на повышение уровня образования в стране. Главная ее цель ‒ научить всех детей, рожденных в Англии в 2014 году, читать к 2025 году (до достижения одиннадцатилетнего возраста). Программа охватывает всех детей, вне зависимости от материального статуса семьи.
Каждый из нас может проявить инициативу к созданию небольших проектов, направленных на распространения грамотности в рамках своего класса, школы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
Отдельное внимание стоит уделить празднованию Международного дня грамотности, который отмечается 8 сентября. Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября ‒ день торжественного открытия этой конференции. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
В своем послании по случаю Международного дня распространения грамотности Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отмечает:«Грамотность раскрывает способность людей абстрактно мыслить и созидать будущее, позволяющее в большей степени реализовывать потенциальные возможности. Она открывает дорогу к большей справедливости, большему равенству и прогрессу. Грамотность способна помогать обществам залечивать раны, двигать политические процессы и содействовать общему благу»17.
Программа ЮНЕСКО направлена, в первую очередь, на оказание помощи тем странам, в которых уровень безграмотности выше 50 % или число неграмотных людей превышает десять миллионов. ЮНЕСКО помогает государствам разрабатывать собственные программы в области образования, готовит учебные материалы и разрабатывает методику преподавания, осуществляет подготовку учителей.
Грамотность расширяет личные свободы людей и положительно влияет на решения, которые они принимают. Грамотность необходима для обеспечения устойчивого развития, искоренения нищеты, развития мира и демократии. Она лежит в основе базового образования и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ. Нужно приложить все возможные усилия, чтобы уровень грамотности в мире был как можно более высоким, а проблема безграмотности ‒ наименее актуальной.
Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015. URL: http://www.uis.unesco.org/literacy/Documents/fs32-2015-literacy.pdf
Цукерман, Г.А. Читательская грамотность российских учащихся. 2009. // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С.413.
Сметанникова, Н.Н. Грамотность, единственное или множественное число? К вопросу о функциональной неграмотности. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=77
Там же.
Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практикаобучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – С.342.
Щерба, Л.В. Безграмотность и ее причины. // Избранные работы по русскому языку. ‒ М.: Учпедгиз, 1957. ‒ С.57-62.
Сергачева, Э. Статья «Причины безграмотности современной молодежи». 2007. URL: http://h.ua/story/52841/
Мягкова, Е.Ю. Исследование внутренней грамматики как поиск путей преодоления функциональной неграмотности. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. серии В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2016. – Вып. 53. – С.254.
Орлова А.М. О синтаксической грамотности. 1961. // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С.167.
Там же, с.169.
Цукерман, Г.А. Читательская грамотность российских учащихся. 2009. // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия ‒ М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С.421.
Там же, с.415-417.
Знания и навыки для жизни. Первые результаты программы ОЭСР для Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 2000. URL: http://www.oecd.org/edu/school/programmeforinternationalstudentassessmentpisa/33691596.pdf
Положение о конкурсе «Активная грамотность 2013». URL: http://mosgram.mggu-sh.ru/nominations/item/12/
Буклеткампании «Read on. Get on». 2014. URL: https://www.savethechildren.org.uk/sites/default/files/images/Read_On_Get_On.pdf
Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Международного дня распространения грамотности. 8 сентября 2011. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/literacyday.shtml
Институт Статистики ЮНЕСКО, июнь 2016. URL: http://www.uis.unesco.org/literacy/Pages/literacy-data-release-2016.aspx