О формах контроля на уроках слушания музыки и музыкальной литературы | Адамова Валентина Павловна. Работа №338830
О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и
музыкальной литературы в современных условия
(методические заметки из опыта работы)
Эпидемия 2019 года заставила преподавателей посмотреть на учебный процесс несколько иначе, чем было всегда. Перевести занятия в учебных заведениях всех уровней в дистанционный формат оказалось не так просто. Появился ряд вопросов, который необходимо было решать незамедлительно. В настоящее время по разным причинам форма дистанционных занятий продолжает использоваться. Одна из задач, как правильно оценить качество усвоения необходимого материала по предметам.
О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и
музыкальной литературы в современных условиях
(методические заметки из опыта работы)
Преподаватель
МБУДО ДШИ №8 им. Ю.Г. Суткового
г.Челябинска
Адамова Валентина Павловна
Эпидемия 2019 года заставила преподавателей посмотреть на учебный процесс несколько иначе, чем было всегда. Перевести занятия в учебных заведениях всех уровней в дистанционный формат оказалось не так просто. Появился ряд вопросов, который необходимо было решать незамедлительно. Это техническое оснащение, распределение времени для видео уроков, сотрудничество с родителями учеников младших классов, а главное – какие формы контроля использовать по слушанию музыки и музыкальной литературе, чтобы правильно оценить качество усвоения необходимого материала по предметам.
В настоящее время по разным причинам форма дистанционных занятий продолжает использоваться. Как быть, если по предмету необходимо провести прослушивание музыкального материала или контрольный, обобщающий урок. В данной работе предлагаются некоторые формы контроля, связанные с изучением музыкального материала в формате дистанционного обучения.
С первых уроков по слушанию музыки очень важно научиться слышать и слушать. Как правило, в младших классах дети выполняют задания с участием родителей, поэтому их совместная беседа о музыке, использование интернета, будет полезной и продуктивной в осознании значения выразительных элементов музыкального языка, овладении умением анализировать услышанное для целостного эмоционального восприятия музыки.
Так, например, осуществляя межпредметные связи, в младших классах можно предложить дать характеристику произведениям, которые исполняются на уроках специальности. Чаще всего преподаватели теоретических дисциплин знакомы с репертуаром, на котором юные музыканты осваивают исполнительские навыки. Ученику предлагается выбрать две пьесы и заполнить следующую таблицу (при этом необходимо дать некоторые пояснения). Например:
Перечислите знаки при ключе
.
Обратите внимание на окончание произведения (
как правило
оно заканчивается
тоникой или звуками тонического трезвучия
)
. Попробуйте определить тональность произведения.
Темп – это скорость звучания музыки. Возможно, вы ещё не играете в нужном темпе, но представляете, как это должно быть
, ведь вам исполнял это произведение преподаватель по специальности
.
Какая музыка в вашем произведении? Подберите несколько слов (3 – 4, можно больше) для определения характера, настроения, музыкальной картинки и т.д. Можно воспользоваться
словарём
эстетических эмоций в интернете
Автор, название произведения
Какие знаки при ключе, тоника, тональность.
Размер, темп.
Какой характер, настроение в произведении.
Практика показала, что найти 3 – 4 слова для заполнения таблицы не так просто, как кажется. Часто используются одинаковые слова при характеристике разных по характеру пьес. Такое задание очень полезно, оно помогает расширить словарный запас, который, к сожалению, у детей очень скромный.
В следующем классе более эффективно давать задание на сравнение произведений, изучаемых по программе «Слушание музыки» таких как пьесы Р.Шумана «Смелый наездник» и «Весёлый крестьянин». Возможно потребуется помощь в виде дополнительных вопросов, чтобы услышать особенности каждой пьесы и грамотно их сформулировать. Например, очевидна минорная окраска и тревожный характер музыки в «Смелом наезднике». Предложите ученику представить возраст наездника и восприятие музыки будет более конкретным и понятным. Можно писать в свободной форме или в таблице (на усмотрение преподавателя), отмечая сходство и различие выразительных средств, создающих музыкальный образ, характер, настроение пьес. Такая форма даёт уверенность, что произведения будут внимательно прослушаны.
Ещё одно задание вызывает интерес и даже своеобразное соревнование между детьми – это работа с кроссвордами. Предложите не разгадывать кроссворд, а точно и правильно сформулировать вопрос к заполненному кроссворду. При выполнении такого задания закрепляются необходимые знания, оттачивается владение музыкальной терминологией, формируется умение кратко выразить основную мысль.
По музыкальной литературе большой раздел предмета занимает изучение биографий композиторов и их творческого наследия. Существуют разные традиционные формы изучения жизненного и творческого пути композитора, но в настоящее время огромное количество информации в интернете, в том числе, в сокращённом варианте больше привлекает внимание учеников при выполнении заданий. Однако можно использовать желание поработать с интернетом, если предложить найти ошибки в составленной преподавателем биографии.
Например, изучение жизненного и творческого пути Л. Бетховена.
Найдите 12 ошибок в биографии композитора, изложенной ниже, и исправьте их.
Людвиг ван Бетховен (даты жизни 1770 – 1727годы).
Даты, место жительства
События жизни
Сочинения
1770 год.
г.Бонн (нем).
Родился в муз. семье. Муз. дар проявился рано, отец мечтал сделать из него «второго Моцарта», обучали игре на клавесине, скрипке, балалайке.
В 8 лет
1-й концерт в Кёльне и Токио.
1780 – 1786 (с 10 лет)
После смерти деда работает помощником органиста сначала бесплатно, а с 1784 г. как 2-ой органист придворной капеллы.
Учится у К. Нёфе, к-рый знакомит его с произв. Баха, Чайковского, Моцарта, Гайдна.
3 детские сонаты для клавира, вариации на тему «Марша» Дресслера, концерт для ф-но с орк.
В 17 лет.
Едет в Вену, чтобы стать учеником И.С.Баха. Скоро возвращается в Бонн (умерла мать), забота о младших братьях. Поступает в капеллу альтистом.
1789 – 1791
Поступает вольнослушателем в Боннский университет.
Революция во Франции.
Сочинения, среди которых песня «Сурок»
1792г. Китай
Переезжает в г. Вену. Берёт уроки, в том числе у И.С.Баха, Сальери и Гайдна. Смерть отца. Слава пианиста-виртуоза (но не композитора).
Для ф-но трио, 3 конц. И др.
1796-1800
Б. 26 лет, начинает терять зрение. «Гейлигенштадское завещание», мысли о самоубийстве.
Струн. Квартеты. Соната №8 «Патетическая» (1798)
С 1800г.
Получает право на больш. сольный концерт («академии»), известен как композитор и балетмейстер. Возлюбленная выходит за другого, «Лунная» соната.
1-я симф., соната №14 «Лунная» (название после смерти композ.)
1802-1812г
Из-за глухоты замкнутый, плодотворное 10-летие. «Академии» имеют успех, соч. издаются.
Сонаты для ф-но, 6 симфоний, увертюры, в т.ч. «Эгмонт»
С 1812 г.
Слуховые трубки, «разговорные» тетради. Перестаёт давать концерты, материальные трудности. Овации публики на премьере симфонии №9 с балетом (комп. не слышит).
Опера «Фиделио», «Свадьба Фигаро», сонаты для ф-но, цикл песен «К далёкой возлюбленной» (1816), симф. №9, Торжественная месса и др.
1827г.
Бетховен скончался в Париже, его провожали 20 000 человек.
Если задание выполняется в компьютере, то исправлять ошибки можно выделяя другим цветом правильный вариант ответа, либо исправить в распечатанном («бумажном») формате. Многие учащиеся отметили, что данная форма изучения биографии сложнее по сравнению с собственным составлением традиционной таблицы.
Другая часть предмета связана с изучением музыкального материала. Не всегда есть возможность на уроке при очном обучении полностью прослушать произведение, особенно крупной формы. Как же поступить, если по каким-то причинам происходит переход на дистанционную форму обучения, когда изучили, например, часть оперы. Так, например, в интернет ресурсе есть прекрасный фильм-опера М. Мусоргского «Борис Годунов», который ребята могут найти без особого труда. Одним из вариантов дальнейшего знакомства с произведением может быть заполнение таблицы с указанием времени. Например:
Музыкальный номер
Время звучания
(приблизительно)
Пролог,1 картина, вступление
0:27
Пролог, 1 картина, хор «На кого ты нас покидаешь…»
3:23
Пролог, 2 картина, хор «Уж как на небе…»
10:50
Пролог, 2 картина, ариозо Бориса «Скорбит душа…»
12:40
1 действие, 1 картина, монолог Пимена
1 действие, 2 картина, песня Варлаама
и т. д.
В этом случае преподавателю необходимо перечислить (напечатать) номера, на которые необходимо обратить внимание и отметить время.
Практика показала большую эффективность такого задания. В дальнейшем учащиеся легко ориентируются в содержании оперы и узнавании музыкального материала в викторине.
Также можно предложить просмотр художественных фильмов по биографиям композиторов. В некоторых случаях посмотреть эпизод с указанием времени с последующим анализом увиденного и услышанного (какое событие из жизни музыканта раскрывается, какие музыкальные произведения звучат).
В настоящее время дистанционное обучение чаще всего занимает непродолжительный период времени и, как показала практика, предложенные формы контроля показывают высокое качество в усвоении материала, позволяя продолжать учебный процесс не меняя намеченных планов.