Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

О формах контроля на уроках слушания музыки и музыкальной литературы | Адамова Валентина Павловна. Работа №338830

Дата публикации:
Автор:
Описание:

О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и

музыкальной литературы в современных условия

(методические заметки из опыта работы)

Эпидемия 2019 года заставила преподавателей посмотреть на учебный процесс несколько иначе, чем было всегда. Перевести занятия в учебных заведениях всех уровней в дистанционный формат оказалось не так просто. Появился ряд вопросов, который необходимо было решать незамедлительно. В настоящее время по разным причинам форма дистанционных занятий продолжает использоваться. Одна из задач, как правильно оценить качество усвоения необходимого материала по предметам.

О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и

музыкальной литературы в современных условиях

(методические заметки из опыта работы)

Преподаватель

МБУДО ДШИ №8 им. Ю.Г. Суткового

г.Челябинска

Адамова Валентина Павловна

 

Эпидемия 2019 года заставила преподавателей посмотреть на учебный процесс несколько иначе, чем было всегда. Перевести занятия в учебных заведениях всех уровней в дистанционный формат оказалось не так просто. Появился ряд вопросов, который необходимо было решать незамедлительно. Это техническое оснащение, распределение времени для видео уроков, сотрудничество с родителями учеников младших классов, а главное – какие формы контроля использовать по слушанию музыки и музыкальной литературе, чтобы правильно оценить качество усвоения необходимого материала по предметам.

В настоящее время по разным причинам форма дистанционных занятий продолжает использоваться. Как быть, если по предмету необходимо провести прослушивание музыкального материала или контрольный, обобщающий урок. В данной работе предлагаются некоторые формы контроля, связанные с изучением музыкального материала в формате дистанционного обучения.

С первых уроков по слушанию музыки очень важно научиться слышать и слушать. Как правило, в младших классах дети выполняют задания с участием родителей, поэтому их совместная беседа о музыке, использование интернета, будет полезной и продуктивной в осознании значения выразительных элементов музыкального языка, овладении умением анализировать услышанное для целостного эмоционального восприятия музыки.

Так, например, осуществляя межпредметные связи, в младших классах можно предложить дать характеристику произведениям, которые исполняются на уроках специальности. Чаще всего преподаватели теоретических дисциплин знакомы с репертуаром, на котором юные музыканты осваивают исполнительские навыки. Ученику предлагается выбрать две пьесы и заполнить следующую таблицу (при этом необходимо дать некоторые пояснения). Например:

Перечислите знаки при ключе

.

Обратите внимание на окончание произведения (

как правило

оно заканчивается

тоникой или звуками тонического трезвучия

)

. Попробуйте определить тональность произведения.

Темп – это скорость звучания музыки. Возможно, вы ещё не играете в нужном темпе, но представляете, как это должно быть

, ведь вам исполнял это произведение преподаватель по специальности

.

Какая музыка в вашем произведении? Подберите несколько слов (3 – 4, можно больше) для определения характера, настроения, музыкальной картинки и т.д. Можно воспользоваться

словарём

эстетических эмоций в интернете

Автор, название произведения

Какие знаки при ключе, тоника, тональность.

Размер, темп.

Какой характер, настроение в произведении.

 

 

 

 

 

Практика показала, что найти 3 – 4 слова для заполнения таблицы не так просто, как кажется. Часто используются одинаковые слова при характеристике разных по характеру пьес. Такое задание очень полезно, оно помогает расширить словарный запас, который, к сожалению, у детей очень скромный.

В следующем классе более эффективно давать задание на сравнение произведений, изучаемых по программе «Слушание музыки» таких как пьесы Р.Шумана «Смелый наездник» и «Весёлый крестьянин». Возможно потребуется помощь в виде дополнительных вопросов, чтобы услышать особенности каждой пьесы и грамотно их сформулировать. Например, очевидна минорная окраска и тревожный характер музыки в «Смелом наезднике». Предложите ученику представить возраст наездника и восприятие музыки будет более конкретным и понятным. Можно писать в свободной форме или в таблице (на усмотрение преподавателя), отмечая сходство и различие выразительных средств, создающих музыкальный образ, характер, настроение пьес. Такая форма даёт уверенность, что произведения будут внимательно прослушаны.

Ещё одно задание вызывает интерес и даже своеобразное соревнование между детьми – это работа с кроссвордами. Предложите не разгадывать кроссворд, а точно и правильно сформулировать вопрос к заполненному кроссворду. При выполнении такого задания закрепляются необходимые знания, оттачивается владение музыкальной терминологией, формируется умение кратко выразить основную мысль.

По музыкальной литературе большой раздел предмета занимает изучение биографий композиторов и их творческого наследия. Существуют разные традиционные формы изучения жизненного и творческого пути композитора, но в настоящее время огромное количество информации в интернете, в том числе, в сокращённом варианте больше привлекает внимание учеников при выполнении заданий. Однако можно использовать желание поработать с интернетом, если предложить найти ошибки в составленной преподавателем биографии.

Например, изучение жизненного и творческого пути Л. Бетховена.

Найдите 12 ошибок в биографии композитора, изложенной ниже, и исправьте их.

 

Людвиг ван Бетховен (даты жизни 1770 – 1727годы).

Даты, место жительства

События жизни

Сочинения

1770 год.

г.Бонн (нем).

Родился в муз. семье. Муз. дар проявился рано, отец мечтал сделать из него «второго Моцарта», обучали игре на клавесине, скрипке, балалайке.

 

В 8 лет

1-й концерт в Кёльне и Токио.

 

1780 – 1786 (с 10 лет)

После смерти деда работает помощником органиста сначала бесплатно, а с 1784 г. как 2-ой органист придворной капеллы.

Учится у К. Нёфе, к-рый знакомит его с произв. Баха, Чайковского, Моцарта, Гайдна.

3 детские сонаты для клавира, вариации на тему «Марша» Дресслера, концерт для ф-но с орк.

В 17 лет.

Едет в Вену, чтобы стать учеником И.С.Баха. Скоро возвращается в Бонн (умерла мать), забота о младших братьях. Поступает в капеллу альтистом.

 

1789 1791

Поступает вольнослушателем в Боннский университет.

Революция во Франции.

Сочинения, среди которых песня «Сурок»

1792г. Китай

Переезжает в г. Вену. Берёт уроки, в том числе у И.С.Баха, Сальери и Гайдна. Смерть отца. Слава пианиста-виртуоза (но не композитора).

Для ф-но трио, 3 конц. И др.

1796-1800

Б. 26 лет, начинает терять зрение. «Гейлигенштадское завещание», мысли о самоубийстве.

Струн. Квартеты. Соната №8 «Патетическая» (1798)

С 1800г.

Получает право на больш. сольный концерт («академии»), известен как композитор и балетмейстер. Возлюбленная выходит за другого, «Лунная» соната.

1-я симф., соната №14 «Лунная» (название после смерти композ.)

1802-1812г

 

Из-за глухоты замкнутый, плодотворное 10-летие. «Академии» имеют успех, соч. издаются.

Сонаты для ф-но, 6 симфоний, увертюры, в т.ч. «Эгмонт»

С 1812 г.

Слуховые трубки, «разговорные» тетради. Перестаёт давать концерты, материальные трудности. Овации публики на премьере симфонии №9 с балетом (комп. не слышит).

Опера «Фиделио», «Свадьба Фигаро», сонаты для ф-но, цикл песен «К далёкой возлюбленной» (1816), симф. №9, Торжественная месса и др.

1827г.

Бетховен скончался в Париже, его провожали 20 000 человек.

 

 

Если задание выполняется в компьютере, то исправлять ошибки можно выделяя другим цветом правильный вариант ответа, либо исправить в распечатанном («бумажном») формате. Многие учащиеся отметили, что данная форма изучения биографии сложнее по сравнению с собственным составлением традиционной таблицы.

Другая часть предмета связана с изучением музыкального материала. Не всегда есть возможность на уроке при очном обучении полностью прослушать произведение, особенно крупной формы. Как же поступить, если по каким-то причинам происходит переход на дистанционную форму обучения, когда изучили, например, часть оперы. Так, например, в интернет ресурсе есть прекрасный фильм-опера М. Мусоргского «Борис Годунов», который ребята могут найти без особого труда. Одним из вариантов дальнейшего знакомства с произведением может быть заполнение таблицы с указанием времени. Например:

Музыкальный номер

Время звучания

(приблизительно)

Пролог,1 картина, вступление

0:27

Пролог, 1 картина, хор «На кого ты нас покидаешь…»

3:23

Пролог, 2 картина, хор «Уж как на небе…»

10:50

Пролог, 2 картина, ариозо Бориса «Скорбит душа…»

12:40

1 действие, 1 картина, монолог Пимена

 

1 действие, 2 картина, песня Варлаама

 

и т. д.

 

В этом случае преподавателю необходимо перечислить (напечатать) номера, на которые необходимо обратить внимание и отметить время.

Практика показала большую эффективность такого задания. В дальнейшем учащиеся легко ориентируются в содержании оперы и узнавании музыкального материала в викторине.

Также можно предложить просмотр художественных фильмов по биографиям композиторов. В некоторых случаях посмотреть эпизод с указанием времени с последующим анализом увиденного и услышанного (какое событие из жизни музыканта раскрывается, какие музыкальные произведения звучат).

В настоящее время дистанционное обучение чаще всего занимает непродолжительный период времени и, как показала практика, предложенные формы контроля показывают высокое качество в усвоении материала, позволяя продолжать учебный процесс не меняя намеченных планов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×