О формировании педагогической культуры родителей | Придина Раиса Николаевна. Работа №338862
Актуальная проблема в современном обществе. Выражается в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. В связи с этим являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.
«Формирование педагогической культуры родителей»
Аннотация: Статья посвящена вопросам проблемы воспитания детей - это прежде всего проблемы общества.Главной ценностью педагогической культуры является ребенок —его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на качественное воспитание.
Ключевые слова: Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей.
Актуальность обусловлена тем, что в современном обществе все больше семей переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. В связи с этим являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.
Педагогическая культура родителей - это важная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой - реализацию этого опыта в повседневной деятельности.
В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:
· когнитивный компонент - это конкретная сумма психологических, педагогических знаний для базового воспитания в семье. Для начала это знание самого ребенка, его физиологического и психологического состояния, далее это осознание ценностей семейной жизни и воспитания, умением находить выход из трудных ситуаций, осознавать трудность семейного воспитания и умение устранения конфликтных ситуаций, знание прав родителей и ребенка;
· операционный компонент - владение различными методами воспитания и взаимодействия с ребенком, умение организовать досуг, позаботиться о роли ребенка в семье и умением установить и обратить внимание на ребенка;
· коммуникативный компонент - умение создать положительный, благоприятную атмосферу в семье, где царит гармония и любовь; взаимопонимание детей, как с родителями, так и с родственниками, научиться принимать их мнение и понимать, что это личности со своей жизненной позицией, поэтому проявлять уважение к их действиям;
· рефлексивный компонент - способность проводить анализ собственных действий и поступков; выбирать и оценивать методы применявшиеся к ребенку, выявлять причины успехов и неудач и не оставлять их без внимания, способность поставить себя на место ребенка и взглянуть на ситуацию другими глазами;
· эмоциональный компонент - способность владеть собой в трудных жизненных ситуациях, стараться понять состояние ребенка на данном этапе времени и в различных ситуациях, понять его проблемы и вовремя оказать ему поддержку и найти выход из ситуации, уметь сопереживать ребенку.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями, именно повышение культуры педагогической грамотности семьи является задачей нового стандарта. Проблемы состоит в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями обучающихся. Новые задачи, встающие перед образовательным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного Кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей должно осуществляться по двум основным направлениям:
включение родителей учащихся в реализацию воспитательного процесса (в деятельность органов самоуправления, организационных комитетов, попечительских советов, в консультативно-методическую работу со школьниками, шефство, организацию досуга школьников;
методическая помощь в организации процесса семейного воспитания, регулируемая основными положениями Закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями)».
Работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо значительно разнообразить и строить ее дифференцированно с учетом потребностей конкретной категории родителей и имеющихся проблем. Важно добиться того, чтобы из поля зрения педагогов, социально-психологической службы не выпала ни одна семья, ни один ребенок, находящийся в условиях семейного неблагополучия. Классный руководитель (социальный педагог) должен посещать и знать положение каждой семьи своих воспитанников в целях принятия ранних мер по выявлению семейного неблагополучия, ухудшающего положение детей. Работа с родителями «группы риска» должна быть направлена на формирование осознанного отношения взрослых к воспитанию детей, созданию соответствующих условий для реализации их потенциала, воспитания внутренней дисциплины, умения контролировать эмоции и поступки. В связи с этим повышается роль социально-педагогических учреждений и служб психолого-педагогического сопровождения, общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций, которые призваны помочь в организации сотрудничества с семьей, в совершенствовании культуры взаимодействия специалистов с родителями.
Система работы образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
изучение и учет потребностей семьи при составлении социального паспорта класса;
совместная педагогическая деятельность семьи и школы (организация и проведение внеклассных мероприятий, экскурсий, походов и мн. др.);
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением. Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены, родители должны понять, что только от них зависит какими вырастут их дети. Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться. Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям или учителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно, что либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать, ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.
В основе педагогической культуры родителей лежит:
· дискуссия - в ходе, которой родители сами переживают конкретные ситуации;
· анализ педагогического опыта - обсуждение литературы по проблемам в семейной культуре;
· психологические тренинги - направленность на гармонию между детьми и родителями;
· индивидуальное консультирование родителей - работа с конкретной семьей с целью разбора конкретной ситуации и способа выйти из нее;
· тематическое консультирование - обсуждение одинаковой проблемы между несколькими семьями;
· деловые игры - игры позволяющие научиться быстро принимать верные педагогические решения и вовремя исправить свою ошибку;
· просвещение через Интернет - создание сайта на котором родители смогли бы находить интересующую их информацию, делиться опытом и помогать другим родителям.
Отметим, что эффективнее всего, когда формирование педагогической культуры родителей проходит в двух формах, это коллективные дискуссии на волнующие вопросы нескольких семей, так и индивидуальная работа семьи и педагогом на конкретную проблемы, изучение теоретических знаний и рассмотрение их на практических занятиях, обмен опыта между родителями по вопросам педагогического воспитания и культурных ценностей у ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей - длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:
· гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
· обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
· интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
· управление взаимодействием детей и родителей;
· единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
· многообразие форм работы с родителями;
· стимулирование родителей к сотрудничеству;
· принцип добровольности;
· принцип конфиденциальности.
В каждом классе нашей школы работают родительские тройки, задача которых - активная помощь классным руководителям в проведении внутриклассной и внеклассной работы. Из членов классных родительских троек сформирован школьный родительский комитет. С целью эффективной и действенной работы с родителями на уровнях школ и классов.
Повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. Среди них: родительское собрание, как одна из наиболее часто практикуемых форм повышения педагогической культуры родителей. На собраниях родители знакомятся с общими вопросами воспитания детей в семье и школе, с задачами и итогами работы школы. Другой формой работы являются конкурсы, фестивали родителей, которые посвящаются обмену опытом воспитания детей. Используется и диспут как один из форм повышения педагогической культуры родителей. Активно стали проводиться встречи за круглым столом, в которых принимают участие люди различных специальностей, разных возрастов и родительского опыта, что позволяло расширить воспитательный кругозор не только отцов и матерей, но и самих педагогов, и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, участники их обмениваются мнениями, опираясь на приобретенные знания и накопленный опыт.
Исследования, проведенные в школе, показали, что только 30% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 16 % . Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
В школе успешно реализованы проекты по привлечению родителей к учебно-воспитательной деятельности, начатые по инициативе педагогов и учащихся: с 2003г. интеллектуальный семейный клуб «Тобулан»; с 2004 г. клуб семейного чтения «Читаем всей семьёй», семейный спортивный клуб «Чэбдик», клуб «Неболейка». Внедрена и реализована Концепция развития социального партнерства «Школа-семья-социум», подпрограмма «Семья». Работа направлена на внедрение инновационных форм совместной деятельности, повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой:
создание условий для творческой самореализации родителей,
расширение сферы и участия в жизни школы в целях обеспечения единства воспитательных воздействий школы и семьи,
выявление и развитие оптимальных и необходимых условий, форм и методов работы школы и семьи.
Такими формами стали не только традиционные праздники, но и реализация инновационных творческих и социальных проектов с участием родителей.
Проведение внутришкольных мероприятий с участием родителей:
рейтинговый конкурс между родительскими советами классов школы
,
художественный фестиваль самодеятельности с участием родителей и детей,
выставка прикладного искусства и творчества родителей,
конкурсы социальных проектов активов родительских советов,
конкурсы семей «Моя семья-моя опора», «Семь+Я», «Мама, папа и я спортивная семья»
, семейный волейбол, «А5а уонна уол»
нетрадиционный вид спорта,
интеллектуальная семейная олимпиада
по проекту «Тобулан»
с участием родителей.
Самым значимым результатом содействия родителей в жизни школы является их участие и помощь при подготовке учащихся к НПК (научно-практических конференциях) на улусном и республиканском уровнях, где обучающиеся занимают призовые места.
В селе в каждом микрорайоне из числа педагогов, проживающих в «Туолбэ» избираются педорганизаторы. Педорганизаторы проводят массовые мероприятия во внеурочное время, стараются занимать учащихся в незанятое время. По микрорайонам проводятся спортивные мероприятия с большим охватом учащихся.
Особое внимание уделяется профилактике правонарушений учащихся, проводятся патрулирования по микрорайонам села в каникулярные и выходные дни, где ответственные родители и общественный Совет Туелбэ. Проводятся рейды в семьи вместе с административной комиссией села, где ведутся разъяснительные беседы с родителями.
Родители, работая и принимая участие в профилактической работе школы, сами понимают содержание работы и видят свои функции в ней. Здесь речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, приучении к твердому распорядку дня, выполнению трудовых поручений правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками.
Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений. Моё сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями это результат сознательной, целенаправленной, творческой работы постоянное стремление включаться в процесс общения с родителями, как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.
Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от совместной педагогической деятельности семьи и школы.
Использованные литературы:
Прокопьева, М.М. Обучающие программы по семейной педагогике как фактор совершенствования образовательного процесса /М.М.Прокопьева //Информатика и образование. - М. - 1999.
Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Учебно-метод. комплекс. Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ/М.М.Прокопьева. - Якутск: 2001.
Прокопьева, М.М. О трудновоспитуемости в семье /М.М.Прокопьева //Девиантное поведение: проблемы и тенденции: (Матер.научно-практ. конференции) Якутск: Сахаполиграфиздат. 1998
А.С. Макаренко о семейном воспитании
http://www.e
reading.club/chapter.php/1044602/10/Glavnoe_o_vospitanii_detey.html