О метапредметных возможностях на уроках литературы в 6 классах. | Мой кабинет. Работа №342782
Статья по методике преподавания литературы на тему "О метапредметных возможностях на уроках литературы в 6 классе".
Современное учительское сообщество вынуждено констатировать, что во многих случаях ученики средней и старшей школы не хотят читать. Виной тому и ускорившийся темп жизни, и огромное количество разнообразных доступных развлечений в смартфонах и других гаджетах. Классическая литература, к сожалению, для большей части учеников остается устаревшей, непонятной, а потому неинтересной, «ненаглядной», несовременной, скучной и требующих больших временнЫх и интеллектуальных ресурсов. Учителя старшей школы говорят, что большая часть даже успешных и мотивированных учеников выбирает не традиционное чтение, но краткое содержание, аудиоверсию или в последнее время становящиеся все более популярными пересказы известных блогеров.
В такой ситуации уроки литературы в 5-6 классах видятся нам наиболее важными, так как большое количество часов, относительно небольшой объем художественных текстов, интересная и актуальная тематика школьной программы (Программа В.Я. Коровиной) позволяют действительно заинтересовать обучающихся, сделать изучение литературы увлекательным. А попутно решить массу сопутствующих задач, отрабатывая на примерах из художественных текстов темы, которые проходятся на уроках русского языка. Такой подход позволит закрепить изучаемый материал, показать, как грамматическая теоретическая тема «живет» в художественной речи, ненавязчиво и органично приведет к заданию 9.1 в ОГЭ, где одним из главных критериев станет раскрытие темы на лингвистическом материале.
О метапредметных возможностях на уроках литературы в 6 классах.
Современное учительское сообщество вынуждено констатировать, что во многих случаях ученики средней и старшей школы не хотят читать. Виной тому и ускорившийся темп жизни, и огромное количество разнообразных доступных развлечений в смартфонах и других гаджетах. Классическая литература, к сожалению, для большей части учеников остается устаревшей, непонятной, а потому неинтересной, «ненаглядной», несовременной, скучной и требующих больших временнЫх и интеллектуальных ресурсов. Учителя старшей школы говорят, что большая часть даже успешных и мотивированных учеников выбирает не традиционное чтение, но краткое содержание, аудиоверсию или в последнее время становящиеся все более популярными пересказы известных блогеров.
В такой ситуации уроки литературы в 5-6 классах видятся нам наиболее важными, так как большое количество часов, относительно небольшой объем художественных текстов, интересная и актуальная тематика школьной программы (Программа В.Я. Коровиной) позволяют действительно заинтересовать обучающихся, сделать изучение литературы увлекательным. А попутно решить массу сопутствующих задач, отрабатывая на примерах из художественных текстов темы, которые проходятся на уроках русского языка. Такой подход позволит закрепить изучаемый материал, показать, как грамматическая теоретическая тема «живет» в художественной речи, ненавязчиво и органично приведет к заданию 9.1 в ОГЭ, где одним из главных критериев станет раскрытие темы на лингвистическом материале.
Вот так заранее, с самого начала средней школы на взаимосвязанных и поддерживающих друг друга уроках русского языка и литературы заложится основа понимания языковой системы как единого целого, живого и функционирующего организма.
А пока – в 5-6 классе – до ОГЭ еще далеко, на уроках литературы можно выполнять самые что ни на есть злободневные задачи, отрабатывая задания ВПР. Так, в параллели 6-х классов при изучении рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» богатой почвой для подобной работы являются стилистически окрашенные слова и фразеологизмы. Напомню, что в задании 13 требуется, например, следующее: «Определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову». В задании 14, например, можем увидеть: «Объясните и запишите значение фразеологизма задирать нос. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений».
В упомянутом рассказе В.П. Астафьева почти в каждом абзаце есть эмоционально окрашенные слова и/или фразеологизмы:
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо.
Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.
Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать — я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой.
— Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! — напускалась бабушка на соседку.
Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.
Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого.
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях.
– Ты чего там елозишь? – хрипло спросила из темноты бабушка. – В речке, небось, опять бродил? Ноги, небось, болят?
Это лишь небольшая часть примеров. Отработка их в ходе медленного чтения позволяет расширить словарный запас, раскрыть смысл многих фразеологизмов, через попытки употребить данное устойчивое выражение в другой ситуации развить речь.
При таком обилии разговорных, просторечных и даже сниженных лексем особо остановиться следует на словах и выражениях с иронической окраской, применяемых в основном в описании левонтьевских ребятишек: «Левонтьевские орлы бросались друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились».
И далее: «Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили». Подобные примеры интуитивно хорошо чувствуются и воспринимаются учениками, но сказать именно о том, что это иронические именования, очень полезно, поскольку сам термин иронии в 6 классе, как правило, недостаточно усвоен.
Кроме того, исключительное внимание следует проявить к редко появляющимся, но имеющим огромное значение высоким, литературным словам: «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях». И снова очень выразительно, почти в финале: «Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слёзы хлынули безудержно из моих глаз». Такие слова появляются при подключении мотива совести, одного из центральных в этом произведении: рассказ о совестливом герое, о его проступке и наказании, а наказан он в большей мере самим собою, своими терзаниями и угрызениями.
В таком аспекте, безусловно, предложенный нами прием не будет искусственным, чуждым, механически привязанным к литературному материалу, напротив, он станет живым воплощением авторского замысла, полезным тренингом в связи с итоговой контрольной работой по русскому языку, наконец, в таком контексте анализа художественного произведения останется полшага до итогового сочинения на лингвистическую тему, например: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя: «Умение пользоваться синонимами – важнейшее условие обогащения речи, придания ей образности и выразительности». И, например, такие случаи: «Она должна высказаться, должна разрядиться, душу отвести должна,» – разобранные на уроке, отмеченные учителем, рано или поздно помогут большей части учеников сформировать в себе читательскую зоркость, внимание к художественной детали, средствам художественной выразительности, их роли в тексте.
В заключении хочется отметить удивленные отзывы родителей на родительских собраниях о том, что ученики с удовольствием «продираются» сквозь учебник литературы. Это также внушает не совсем пессимистичные перспективы.