О работе по повышению эффективности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы | Мой кабинет. Работа №354300
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, именно на уроке непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:
-Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
-Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.
-Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Сегодня учитель должен отлично знать требования к современному образовательному процессу, владеть в совершенстве технологиями и методическими приемами. Если мы хотим, чтобы наш ученик имел представление о своей собственной личности, его нужно включить в деятельность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы: какие области знаний меня интересуют? К чему у меня есть склонности и способности...
О работе по повышению эффективности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы через применение современных подходов в образовательной деятельности.
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, именно на уроке непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:
-Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
-Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.
-Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Сегодня учитель должен отлично знать требования к современному образовательному процессу, владеть в совершенстве технологиями и методическими приемами. Если мы хотим, чтобы наш ученик имел представление о своей собственной личности, его нужно включить в деятельность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы: какие области знаний меня интересуют? К чему у меня есть склонности и способности
1 Сущность проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение выхода из этой ситуации. При этом учащиеся не получают готовые знания. Опираясь на свой опыт, они самостоятельно ищут способ разрешения проблемы. Проблемная ситуация помогает учащимся осознать недостаточность своих знаний, побуждает их к поиску новых знаний. Проблемная ситуация заставляет учащихся рассуждать, искать выход, переживать успех от верно найденного решения.
На уроках русского языка и литературы я использую следующие приёмы для создания проблемной ситуации:
- «яркое пятно» (сообщение темы урока через интересный интригующий материал, притчи, сказки, легенды, отрывки из художественных произведений, афоризмы, пословицы и т.д.);
- подводящий диалог;
- ситуация с «затруднением» (противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без нового материала);
- столкновение разных точек зрения по одному вопросу;
- задания с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
- задания с избыточными данными (найди лишнее);
- задания с заведомыми ошибками («лови ошибку»);
- задания с ограничением по времени выполнения.
В результате такой работы происходит творческое овладение знаниями.
2 Цель игровой технологии – создание условий для проявления познавательной активности учащихся. На уроках русского языка и литературы игра способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она
решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности.
При использовании игровых технологий на уроках я соблюдаю условия:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- учет возрастных особенностей учащихся;
умеренность в использовании игр на уроках.
Провожу уроки в игровой форме (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
Организую учебный процесс с использованием игровых заданий, («Четвертый лишний», «Наборщик», «Замени одним словом», «Найди орфограмму», дидактические игры «Чей это портрет?», «Назови героя», ребусы, кроссворды и т.д.).
Использую игровую форму при организации внеклассной работы (интеллектуальная викторина «Своя игра», КВН, литературные игры, ребусы, игра «Счастливый случай» и др.)
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.
Основные атрибуты деловой игры:
Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
Игровые действия регламентируются системой правил.
В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
Игра носит условный характер.
Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
1
В деловой игре реализуется принцип совместной деятельности посредством вовлечения в познавательную деятельность всех учащихся класса. Учитель совместно с учениками выбирает и характеризует роли, определяет полномочия, интересы и средства деятельности того или иного действующего лица. При этом выделяются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц.
Деловая игра основана на принципе диалогического общения, так как только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую деятельность. Всестороннее коллективное обсуждение учебной проблемы позволяет добиться цели урока.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Лингвистические угадайки
Задание 1 . Какие пословицы и поговорки здесь зашифрованы? 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3 Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. На них стоят часовые. 7. Её ломают над трудным вопросом. 8. Это валится на голову, когда чего-то не ждёшь Задание 2 Угадай слова по его описанию. « Гла3» автомобиля (фара) Такса, а не собака ( оплата ) « Свежезамороженный» дождь Хрюкающая болезнь ( свинка) « слово» регулировщика (жест) Растение – скоморох ( петрушка) « архитектурное строение» пчёл ( улей ) Взрывоопасная физиономия (мина) Лесной барабанщик ( дятел) Гриб от дождя (дождевик) Собачья радость. ( косточка) Собака тонкой выделки( лайка)
Лингвистические почемучки
1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял КУЗНИЦУ за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? 2.Что различает слова: СТУКНИТЕ- СТУКНЕТЕ ВЫРАСТЕШЬ - ВЫРАСТИШЬ В ПЕНЬЕ ПТИЦ - В ПЕНИИ ПТИЦ В « Песне о соколе» - В «Песни о вещем Олеге».
Анаграммы
Любимым видом работы у детей являются АНАГРАММЫ. Это словесная игра , когда из одного слова можно составить другое:
КОЛБА- БОКАЛ, ПРИКАЗ- КАПРИЗ
Можно предложить ребятам блок из трёх пятибуквенных анаграмм:
КАРТА-……..-………
Блок из четырёх пятибуквенных анаграмм: КЛОУН -……..-……….-……… Блок из двух шестибуквенных анаграмм: КОРШУН-…….. -……….. ПРИДУМАЙТЕ АНАГРАММЫ К СЛОВАМ: Материк- ……, мошкара - ……….. апельсин -……… норматив-……….. Вертикаль -………. Геометрия-………. Монограмма-……..графология-……
Анаграмма помогает осуществить личностно-ориентированный подход.
Активизирует внимание и запоминание, интерес и восприятие. Вовлекает каждого в активную работу. Развивает и формирует УУД:
Познавательные - учатся структуировать;
Логические - развивают мышление;
Коммуникативные - работа в парах и в коллективе;
развивает самостоятельность и инициативность;
стимулирует творчество…
На уроках литературы чаще всего используются следующие деловые игры: суд над одним или несколькими героями художественного произведения, интервью, пресс-конференция с главным героем или автором текста, интеллектуальный футбол.
Например, при изучении повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» учащимся предлагается вопрос: «Нужны ли нам Шариковы?». Урок проходит в форме интервью с Шариковым, будто бы оставшимся «человеком». Очень сложная задача стоит перед учащимся, которому будет исполнять роль Шарикова. Необходимо провест и тщательнуюподготовку: изучить манеры поведения, язык, мировоззренческую позицию булгаковского героя, чтобы полностью воплотиться в этот образ.
На уроке учащиеся задают самые разнообразные вопросы. А в заключении высказывается общее мнение: «Как хорошо, что профессор Преображенский вовремя Вас превратил снова в Шарика!»
Урок-суд можно провести при анализе многих произведений Например, суд над виновниками смерти Катерины – героини пьесы Н. Островского «Гроза», в процесс которого выясняется, что свободолюбивую, гордую и независимую женщину сгубили жестокие нравы, царящие не только в семье Кабановых, но в купеческом городе в целом.
Дать характеристику помещикам из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» также возможно в ходе урока-суда над этими помещиками. Герои произведения обвиняются в следующем:
Манилов –
в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;
Коробочка
– в жадности и косности;
Ноздрев –
в бесцельной активности,
хамстве
, пьянстве, в лживости и мошенничестве;
Собакевич –
в грубости и чрезмерном чревоугодии;
Плюшкин –
в беспредельной скупости, превратившей его в “прореху на человечестве”, в том, что он потерял человеческий облик.
Учащиеся делают вывод, что в героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Но не Ноздревы, Маниловы, Коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова в финале своего произведения.
Урок по теме: «Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»» - также можно провести в форме суда над городничим и чиновниками города, в ходе которого они признаются виновными в продажничестве, во взятках, в нравственной нечистоплотности, в воровстве и бюрократизме.
В процессе суда над героем рассказа А. Чехова «Ионыч» выясняются причины деградации личности Дмитрия Ионыча Старцева
Выбирая форму урока, в ходе которого будет решаться проблемный вопрос, необходимо учитывать возраст учащихся, их интеллектуальные способности и возможности, особенности изучаемого литературного произведения.
« Суд над героем» помогает:
обобщить знания;
дает возможность собственной интерпритации произведения;
находить свою собственную жизненную позицию;
заставляет думать и анализировать;
позволяет самоутвердиться;
раскрыть творческие способности.
В деловой игре реализуется принцип совместной деятельности посредством вовлечения в познавательную деятельность всех учащихся класса. Учитель совместно с учениками выбирает и характеризует роли, определяет полномочия, интересы и средства деятельности того или иного действующего лица. При этом выделяются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц.
Деловая игра основана на принципе диалогического общения, так как только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую деятельность. Всестороннее коллективное обсуждение учебной проблемы позволяет добиться цели урока.
3 Исследовательская деятельность учащихся на уроке.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
(Литература 5 класс)
При изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтение произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.
Этот прием поддерживает и направляет ра3вивает стремление к 3наниям.
Вооружает способностью самостоятельно учиться.
4 Критическое мышление
Технология критического мышления достаточно успешно может быть использована и на уроках литературы при чтении и изучении художественных текстов. Она предлагает строить урок, используя набор приёмов и стратегий.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Сочинение-описание состояния природы и человека весной»:
Тип урока: урок развития речи в 7 классе.
Составление Таблицы, помогающей в написании сочинения-описания, основанная на ключевых словах и определениях
Слова
Действия
Определения
Эмоции
Солнце
Пригревает, высоко поднимается
Долгожданное, теплое, нежное (лучи)
Радостно, весело
Небо
Проясняется, радует,
Светлое, голубое, прозрачное
Светло, радостно
Природа
Оживает, пробуждается, просыпается, движется
Весенняя, активная, быстрая, стремительно
Радует, вдохновляет
Этот метод помогает критически относиться к любым утверждениям;
ра3вивать логику и самостоятельность;
умение находить дока3ательства .
5«Мозговой штурм» чаще всего применяется как один из этапов урока с целью активизировать деятельность учащихся.
Например, на уроке в 11 классе по лирике И. Бунина в преддверии анализа стихотворения «Вечер», посвящённого теме счастья, для «мозговой атаки» можно предложить вопрос: «Как вы думаете, в чём, по Бунину, заключается счастье?» Учащиеся работают в группах, записывают все возникшие варианты. Затем озвучивают и комментируют их. А в процессе чтения и анализа стихотворения выясняется, чья идея совпадает с мыслью автора.
Метод «мозгового штурма» применяется перед изучением какого-либо произведения, когда учащиеся, опираясь на название текста, высказывают свои предположения об его содержании, а также после изучения произведения с целью предположить дальнейшее развитие событий.
Например, на заключительном уроке по роману А. С. Пушкина «Дубровский», учитель задаёт следующий вопрос: «Роман А. Пушкина остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?» После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.
Метод «мозгового штурма» способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса учащихся, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Склонение имен прилагательных
Мозговой штурм
1 группа( параграфы 98-99 ):
- На что похожа наша речь без прилагательных ?
- Что такое имя прилагательное ?
- Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные ?
- Что является морфологическими признаками прилагательных ?
- Почему прилагательное называют гибким словом ?
- Что является начальной формой имени прилагательного ?
- Чем могут помочь прилагательные при использовании неизменяемых существительных ?
- Каковы синтаксические признаки прилагательных ?
- Какие существуют разряды прилагательных ?
- Как легко отличить качественное прилагательное от относительного ?
- Какие признаки обозначают качественные прилагательные ?
- Что обозначают относительные прилагательные ?
- Что обозначают притяжательные прилагательные ?
- Как притяжательное прилагательное может перейти в качественное?
6 Проблемное обучение
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
И3 ОПЫТА РАБОТЫ
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».
У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.
- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.
Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.
- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?
Ученики высказывают свои предположения.
- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова?
- Какую букву писать: ч или щ.
- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?
- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.
- Значит, какова тема урока?
- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».
- Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь.
Две ноты, союз,
Всё вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора. (До-ми-но)
Мой первый слог – на дереве.
Второй мой слог – союз.
А в целом я материя.
И на костюм гожусь. (Сук-но)
- Какие слова-отгадки вы записали?
- Домино, сукно.
- Образуйте от данных существительных форму множественного числа.
Учащиеся пытаются выполнить задание.
- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос?
- Не знаем, как правильно выполнить задание.
- Есть ли форма мн. числа у данных существительных?
В завершении я бы хотела добавить, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования. Когда учитель добросовестно и творчески осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своём профессиональном росте.