О работе в детском саду с детьми с ЗПР в ДОО | Слабунова Майя Петровна. Работа №310500
О реализации в МБДОУ г.Абакана «Детский сад «Добрыня» адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР.
АООП для детей с ЗПР обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, содержат материал для организации коррекционно-развивающей деятельности детей, включающей в себя коррекционно-развивающую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
МБДОУ г.Абакана Детский сад Добрыня
О работе с детьми с ЗПР в ДОО
Со сроком обучения от 1 года до 5 лет в МБДОУ г.Абакана Детский сад Добрыня реализуются основная образовательная программа дошкольного образования, адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР и адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР.
Основная образовательная программа МБДОУ Детского сада Добрыня, разработанная в соответствии со стандартом ФГОС ДО и с инновационной программой дошкольного образования От рождения до школы (под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой) и основной образовательной программой дошкольного образования Теремок для детей от 2 месяцев до 3 лет (под ред.Т.В.Волосовец, И.Л.Кириллова, И.А.Лыковой, О.С.Ушаковой), обеспечивает развитие личности детей в возрасте от 1,6 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР, а также адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР обеспечивают образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, содержат материал для организации коррекционно-развивающей деятельности детей, включающей в себя коррекционно-развивающую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее, поэтому чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии ровесников. В этом случае помогают специалисты детского сада – учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, а также врачи (неврологи, психоневрологи) и сотрудники ППМС-Центра Радость.
В первую очередь каждый воспитатель развивает у таких детей умение общения с другими людьми. Тут необходимо постепенно менять свое поведение и свое же отношение к ребёнку: строить взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии, контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил, избегать как чрезмерной мягкости, так и завышенных требований к ребёнку, не давать ребёнку категорических указаний, избегать слов нет и нельзя, повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз, для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию, помнить, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными; выслушивать то, что хочет сказать ребёнок, не настаивать на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
Родителям и другим членам семьи, узнавшим о диагнозе ребенка, тоже необходимо менять семейный психологический микроклимат: уделять ребёнку достаточно внимания, проводить досуг всей семьёй, не допускать ссор в присутствии ребёнка. Рекомендуется правильно организовать режим дня и место для занятий: установить твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи, снижать влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания, по возможности избегать больших скоплений людей, помнить, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная линия в родительской поведенческой программе: не надо прибегать к физическому наказанию! Если в наказании есть необходимость, то лучше использовать метод сидения в определённом месте после совершения поступка. Надо чаще хвалить ребёнка, потому что дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, но очень чувствительны к поощрениям. Не надо разрешать откладывать выполнение задания на другое время, лучше помогите ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Таким образом, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!
Литература
Маркова, Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практ. пособие / Л.С.Маркова. - Москва : АРКТИ, 2002. - 186с.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред.Е.А.Стребелевой. - 2-е изд. - М.: Издательство Экзамен, 2004. - 128с. (Серия Ранняя помощь)