Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

О роли науки в современном обществе | Злобина Олеся Сергеевна. Работа №261900

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Злобина Олеся Сергеевна
 <Рассмотрим основные тенденции развития науки и взаимоотношения в традиционном «тандеме» наука – практика.

 Начиная с эпохи Возрождения, наука,  заняла ведущую позицию в мировоззрении человечества. В прошлом мировоззренческие суждения могли выносить только иерархи церкви, со временем эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Наука, на протяжении нескольких веков объединяла  различные профессиональные области деятельности людей. Она являлась важнейшим, базовым институтом, в ней формировались единая картина мира, общие теории, выделялись частные теории по отношению к этой картине и соответственные предметные области профессиональных деятельностей в общественной практике.> ««Центром» развития общества являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства»*.

<В науке и в общественной практике во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия в развитии общества.>

Воспитатель дошкольной разновозрастной группы 1 категории МБОУ Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района Алтайского края,
студентка магистратуры программы Управление дошкольным и дополнительным образованием ФГБОУ ВО АлтГПУ ИПиП,
Злобина О.С.
О роли науки в современном обществе
Центром развития общества являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства*.

Противоречия в науке
1.Противоречия в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в самой структуре научного знания, которые породила сама же наука, создание представлений о смене научных парадигм (работы Т. Куна, К. Поппера и др.)*.
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.1)
2. Стремительный рост научного знания, технологизация средств его
производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей.*
3. Современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально поликультурным.* < Раньше все культуры по европейской научной традиции описывались в едином ключе, сегодня у каждой культуры существует свое видение и представление о том, в какой форме описывать и определять свое место в истории. Встал вопрос, как управлять современным мозаичным обществом>. Оказалось, что традиционные научные модели работают в очень узком ограниченном диапазоне……..*
4. ….за последние десятилетия роль науки существенно изменилась по отношению к общественной практике ( понимаемой в широком смысле).С XVIII века до середины прошлого ХХ века в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, подхватывая эти открытия и реализуя их в общественном производстве – как материальном, так и духовном. Но затем этот этап резко оборвался – последним крупным научным открытием было создание лазера (СССР, 1956г.).*
< Внимание ученых переключилось на технологическое совершенствование практики. Научные понятия стали сменять друг друга научно-техническая революция, технологическая революция, технологическая эпоха и т.п. Как пример, развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. Принципиально ничего нового не содержит, но уменьшились размеры, увеличилось быстродействие, разрослась память, появились языки непосредственного общения компьютера с человеком и т.д. Наука все реже достигает уровня обобщения теории и законов, концентрируя внимание на моделях, очевидно, работающая модель полезней отвлеченной теории.>
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.2)
В истории известны два основных подхода к научным исследованиям:
– Г. Галилео целью науки, является установление порядка, лежащего в основе явлений, чтобы представлять возможности объектов, порожденных этим порядком, и, соответственно, открывать новые явления. Это так называемая чистая наука, теоретическое познание;*
– Френсис Бекон, сейчас актуальна именно его точка зрения я работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел….*
5. Если ранее наука производила вечное знание, а практика пользовалась вечным знанием, т.е. законы, принципы, теории жили и работали столетия или, в худшем случае, десятилетия, то в последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных общественных и технологических отраслях, на знание ситуативное.*
< Во-первых, это явление связано с принципом дополнительности, который возник в результате новых открытий в физике на рубеже ХIХ и ХХ веков. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором, данный принцип повернул весь строй науки. >
Классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде; на однозначное исследование событий; на исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного; то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.*
< Различные научные описания, теории описывающие объект, предметную область считаются правомерными и равноправными. Все теории стоят одна на другой (булгаковский Воланд).>
_______________________________________________________________
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.3)
Во-вторых, значительная часть научных исследований сегодня проводится в прикладных областях, в частности, в экономике, технологиях, в образовании и т.д. и посвящается разработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных, финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п. Но оптимальных в данное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследований актуальны непродолжительное время – изменятся условия, и такие модели никому уже не будут нужны. Но, тем не менее, и такая наука необходима и такого рода исследования являются в полном смысле научными исследованиями.*
6. < Раньше слово знание, подразумевало научное знание, сегодня кроме научного знания нам приходиться пользоваться знаниями и совершенно иного рода.> Например, знание правил пользования компьютерным текстовым редактором – это достаточно сложное знание. Но вряд ли научное – ведь с появлением какого-либо нового текстового редактора прежнее знание уйдет в небытие.* < На сегодняшний день научное знание соседствует с другими, ненаучными знаниями. Нередко авторы в своих публикациях предлагают разделять эти понятия на знание (научное знание) и информацию.>
Противоречия в практике.
< Наука развивая, естественнонаучные и технические знания обеспечило человечеству развитие индустриальной революции. К середине ХХ века была, решена главная проблема человечества – проблема голода.> Человечество впервые за всю историю смогло накормить себя (в основном), а также создать для себя благоприятные бытовые условия (опять же в основном) .*
_____________________________________________________________
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.4,5)
< Со временем появилось изобилие продовольствия, товаров, услуг, стала развиваться в мировой экономике острейшая конкуренция. Как следствие, в мире стали происходить огромные деформации – политические, экономические, общественные, культурные и т.д. Признаками новой эпохи стали нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых, технологических и др.угих ситуаций. >
< Все в мире стало непрерывно и стремительно изменяться:
– практика перестраивается применительно к новым условиям;
– инновационность практики становится атрибутом времени;
– практические работники стали создавать инновационные модели разнообразных систем;
–проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы;
– наука благодаря своей теоретической мощи наладила массовое изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов и т.д);
– для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы;
– для грамотной организации проектов, построения и реализации новых технологий, инновационных моделей практическим работникам понадобился научный стиль мышления. >
Очевидно, в этом и заключается общая причина устремления практических работников всех рангов – менеджеров, финансистов, инженеров, технологов, педагогов и т.д. к науке, к научным исследованиям – как общемировая тенденция. Действительно, во всем Мире, в том числе и, возможно, более всего, в России, стремительно растет количество защищаемых диссертаций и получаемых ученых степеней.*
В современных условиях наука и практика стремительно
сближаются
< В организации, как научной деятельности, так и практической, в первую очередь продуктивной, инновационной стало много общих черт:
– они строятся в логике проектов;
– в основе проекта лежит замысел, на основе которого строится модель как некоторый образ будущей системы;
– модель исследуется по определенным правилам системного анализа и в случае ее принятия реализуется. >
Исторически проектная организация деятельности стала развиваться, очевидно, еще в эпоху Возрождения в искусстве в тот период, когда оно было отделено от ремесла, и создание произведений искусства стало носить черты проекта, хотя, естественно, и понятие проект, и понятие проектной организации деятельности появились только в последнее время.*
В научных исследованиях проектная организация деятельности окончательно завоевала свое место, в конце ХIХ – начале ХХ века, когда обязательным атрибутом стало наличие гипотезы, которая является познавательной моделью, и, соответственно, научное исследование стало проектироваться. В практической же деятельности ее проектная организация закрепилась лишь во второй половине ХХ века.*
< В организации научной и практической деятельности есть существенные различия.
В научно-исследовательской деятельности:
– нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель;
– новое научное знание должно появиться в результате реализации проекта;
– четко определяется исходный материал — те научные знания, которые уже накоплены к моменту начала научного исследования. >
__________________________________________________________________ *А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.7,8)
Возникает как бы парадокс: для того, чтобы организовать деятельность, организовать научно-исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат деятельности, результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, неконкретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: исследовать, определить, сформулировать и т.д..*
В практической деятельности так же, как правило, не дается конкретных и определенных представлений о результате деятельности, результате реализации того или иного проекта. Однако требования к результату всегда таковы, что приближают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта. Последний всегда можно соотнести с предшествующими образцами, близкими по типу и масштабам, или с реальным состоянием того или иного процесса.*
Автор данной статьи сравнивает …науку и практику в современных условиях развития общества в отношениях друг к другу подобно противоположным полом, необходимым для воспроизведения потомства….. . Наука играет роль женского начала как объект более тонкий и капризный. Практика же — роль мужского начала: она более груба, прямолинейна и требовательна.*
< Характерным признаком нашего времени является процесс взаимного сближения науки и практики. Последствия, к которым это явление приведет:
– позитивная тенденция, которую нужно поддерживать – развитие научного потенциала общественной практики, квалификационный рост профессиональных кадров;
__________________________________________________________________
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.9)
– негативные последствия, как для материального, так и духовного производства, очевидно, не просматриваются, чего нельзя сказать о науке и сообществе ученых. >
Последствия для науки
< …. Охотно помогая практическим работникам в их научном росте (правда, не всегда бескорыстно), ученые в некотором смысле сами себе роют яму. >
< Во-первых, защищаются сотни и тысячи диссертаций по авторским моделям фирм, финансовых структур и т.д. – их результаты требуют теоретического осмысления, обобщения, систематизации. Ученые пока что практически к этому не приступали, а объем информации растет.
Во-вторых, многие ученые увлеклись созданием новых направлений в науке, якобы новые направления, просто идет переосмысление прежних основ с позиций некоторых новых ценностей. Но при этом размывается тело научных теорий, наука стала расти в куст, а не в ствол.
В-третьих, этот фактор усугубляется тем обстоятельством, что за последние годы, резко вырос научный потенциал ВУЗов, а также отраслевых институтов и академий повышения квалификации. Конечно же, явление в целом положительное, но при нарушенных научных коммуникациях, при отсутствии какой-либо координации научных работ – поле проводимых исследований во многих отраслях научного знания становится труднообозримым, а, точнее говоря, практически необозримым.
В-четвертых, резкий рост количества научных исследований приводит к размыванию научных школ. Помимо роста необозримости науки, в связи со слишком быстрыми сроками подготовки научных кадров растет научно-методологическая некомпетентность новых ученых, они не успевают врасти в подлинно научную среду, впитать в себя методологическую культуру научной работы.
В-пятых, возникает весьма интересный парадокс. Раньше ученые и практические работники находились как бы на разных полюсах, хотя и взаимосвязанных: на одном полюсе теория, на другом – практика.>
< Сегодня, ситуация стремительно меняется. Практические работники, защитив свои диссертации, остаются на своей практической работе, возникает новый тандем – ученого-теоретика и ученого-практика. Но ученые теоретики, для сохранения своего статуса и статуса науки должны будут подняться на гораздо более высокий уровень научных обобщений, на более высокий теоретический уровень. >
Сближение науки и практики создает новые серьезные проблемы именно для науки и сообщества ученых. Как они будут решаться – покажет время. Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывает и будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д..*
__________________________________________________________________
*А.М.Новиков статья О роли науки в современном обществе (с.11)
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×