О средствах геопозиционного слежения за действиями спортсмена-ориентировщика | Ибрагимов Денис Шамилевич . Работа №338958
В статье описывается исследование применения современных средств геопозиционного слежения за действиями спортсмена-ориентировщика на дистанции . В результате формирующих кимплекс методов, с помощю которых более наглядно можно пранализировать как двигался спортсмен, какие тактико-технические ошибки допустил. Также носимые средства глобального геопозиционирования позволяют одновременно отследить группу спортсменов, двигающихся по одной и той же дистанции, но разными маршрутами. Методы, включающие пульсометрию, позволяют проследить корреляцию между физиологическим состоянием (нагрузкой) и мыслительными процессами.
Ибрагимов Денис Шамилевич, тренер-преподаватель ГБНОУ Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных
В статье рассмотрен комплекс методов оперативного контроля выполнения спортсменом-ориентировщиком тактико-технических задач ориентирования. Основным методом исследования является поиск и анализ технических, навигационных ошибок в ориентировании. В результате исследования улучшается наглядность контроля за действиями спортсмена.
Тренировочная программа включает в себя, наряду с физической подготовкой, психологическую и мыслительную, которые являются составными частями тактико-технической специальной подготовки спортсмена-ориентировщика. На специальных тактико-технических занятиях, контрольных тренировках по ориентированию, а также подготовительных сборах и во время соревнований по спортивному ориентированию происходит интенсивная конвергенция физической и умственной работы, увеличение частоты сердечных сокращений. Ввиду физиологических особенностей организма подростков в таких ситуациях возникают тактические и технические ошибки в картографии и ориентировании, и как следствие в выборе правильности движения по маршруту к контрольным точкам.
Основой исследований является обнаружение и анализ ошибок на практических занятиях с помощью внедрения технологий глобального позиционирования и решением основных задач:
-проанализировать прохождение дистанции и определить наиболее критичные причины возникновения ошибок (просчетов);
-реализовать оптимально-выбранные варианты;
-проанализировать влияние ЧСС на контроль правильности принятия решения и выбор оптимальных вариантов.
Для практической реализации решения поставленных задач на учебно-подготовительном этапе тестируется группа занимающихся. Средства электронной фиксации прохождения контрольных пунктов, такие как часы-хронометр, и техническое оборудование позволяют оперативно проконтролировать параметры скорости, времени и параметр отставания от времени прохождения тех же отрезков лидерами, с построением графика. Но данные этого анализа, к сожалению, неполно отражают картину и не позволяют отследить путь перемещения, вектор движения и начало совершения ошибки, и, главное, момент, когда найден выход из сложившейся ситуации.
Анализ полученных данных от участников контрольной группы на той же дистанции, но без навигационной аппаратуры также не позволяет полноценно воссоздать и отобразить, при сравнении путей движения по карте, где и какие допускались ошибки.
Построение тренировок и занятий с использованием данных навигационных приборов (GPS/ГЛОНАСС) предполагает разработку методики, с помощью которой можно полноценно организовать учебно-тренировочный процесс. В нашем исследовании для последующего использования в методике тренировочного процесса применяется 5 методов:
-метод сравнения расстояний;
-метод сравнения профилей трасс;
-метод сравнения по сплит отрезкам;
-метод сравнения по сплит отрезкам, с учетом данных скорости;
-метод сравнения по сплит отрезкам, с учетом данных частоты сердечных сокращений.
Опираясь на данные методы, с помощью носимого геопозиционного регистратора, запоминающего путевые точки, проводится анализ технической и тактической подготовленности спортсмена-ориентировщика. Дополняя друг друга, методы формируют полную и наглядную картину, помогая оперативно проконтролировать тренировочный процесс.
В результате исследования выработаны следующие выводы:
использование средств глобального навигационного мониторинга на занятиях по спортивному ориентированию позволяет существенно повысить процент наглядности анализируемых данных;
в ходе более точного анализа собственных действий удается добиться оптимальной оценки вариантов передвижения, более точного выбора путей передвижения по маршруту;
анализ своих действий обучаемыми на дистанции и сопоставлением с графическими данными трека навигатора позволяют более точно выяснять причины, ошибки и наблюдать ситуации, которые влияют на погрешности в принятии решений;
использование носимых навигационных приборов предполагает разработку методики организации учебно-тренировочного процесса.
Литература:
Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: учебное пособие / Ю.С. Воронов. – Смоленск: СГИФК, 1995. – 88 с.
Казанцев, С.А. Теория и методика спортивного ориентирования. Санкт-Петерб. гос.ун – т физ. Культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2007. – 76с.
Митенков, В.Б. Психологическая подготовка спортсмена-ориентировщика / В.Б. Митенков. – Санкт-Петербург : Реноме, 2023. – 32 с.
Фёдоров И.В. Статья Использование информационных технологий в спортивном ориентировании http://www.gs-oc.ru/articles
Яценков В.С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVISTAR и ГЛОНАСС. – М: Горячая линия-Телеком, 2005. – 272 с.