О ТЕХНОЛОГИЯХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | Бурнашев Егор Павлович. Работа №287554
Автор: Бурнашев Егор Павлович
Статья О ТЕХНОЛОГИЯХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, таких как кюпсюр, дуцур, кырыымпа.
Организация и проведение внеурочных занятий с учащимися по изготовлению якутских музыкальных инструментов (включая шумовые),работа описана путем раскрытия методов обучения и диагностики уровней развития творческих способностей учащихся; разработки и внедрения программы внеурочной деятельности по изготовлению якутских музыкальных инструментов и проведения анализа развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов.
Бурнашев Егор Павлович,
учитель технологии МБОУ «Мюрюнская СОШ им.Г.В.Егорова»
Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус (район)
О ТЕХНОЛОГИЯХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Интерес к исследованию проблемы был связан с изучением технологий изготовления якутских музыкальных инструментов и обучения этим технологиям учащихся. С одной стороны, давно существуют противоречия между принадлежащим искусству (канонизированным) и самодеятельным, между эстетической и утилитарной (функциональной) сторонами изготовления любых изделий. С другой стороны, остаются не до конца выясненными по своей сути такие выражения, как «забытая технология», «восстанавливаемая технология», «самодельное изделие», «не раскрываемые секреты технологий».
Многие якутские этнографы, народные мастера и музыканты вели исследования в сфере истории изготовления якутских музыкальных инструментов (А.В.Бродников, П.И.Деляев, С.И.Дьячковский (Сэhэн Боло), М.Н.Жирков, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус, И.Д.Избеков-Уустаах, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, В.А. и М.В.Мохначевские, И.М.Неустроев, оркестр национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола (руководитель – Н.Петров), П.П.Семенов, П.Е.Слепцов, Г.Г.Сыромятников, Л.Н.Турнин, Г.В. и К.Ф.Хатылаевы, А.И.Чахов).
Известно описание видов якутских музыкальных инструментов, данных М.Н.Жирковым:
- якутский хомус; эвенкийский и эвенский варган;
- свирель или флейта из лебяжьей кости;
- тальниковая или деревянная дудка;
- ветряная сирена для сбора скота;
- якутский бубен;
- большой и выдолбленный «Кюпсюр» (общее название якутских ударных инструментов);
- поколотка с металлическими струнами, резонирующий или ветряной бубен;
- «Табык» (древний ритуальный инструмент);
- «Иирэр дьа5а»;
- разнообразные щоркунцовые инструменты: «Хобо», атрибуты и погремушки («Сиксир» – небольшой кусок ствола дерева разрезанный на две половинки; шейкер) одежды и бубна шамана;
- щипково-струнно-ударный «Мааковский дүн,үр»;
- якутская самодельная скрипка «Кырыымпа» (по забытому названию – «Кылыһах») со смычком («Чаачар»).
И.Д.Избеков-Уустаах описал два вида «Джага» (полый цилиндр, в длину около метра, обвешанный в 4-5 местах по кругу небольшими деревянными шишками).
Актуальность исследования связана с организацией и проведением внеурочных занятий с учащимися по изготовлению якутских музыкальных инструментов (включая шумовые) описана путем раскрытия методов обучения и диагностики уровней развития творческих способностей учащихся; разработки и внедрения программы внеурочной деятельности по изготовлению якутских музыкальных инструментов и проведения анализа развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов.
В ходе проведения исследования были использованы методы сопоставительного и сравнительного анализа, эмпирические методы (опрос, анкетирование, тестирование), а также внедрение прикладного практикума в русле освещения оригинальных идей с целью акцентирования практической значимости статьи.
По итогам обсуждений, участия учащихся на различных выставках, музыкальных фестивалях были выделены следующие технологические операции по изготовлению якутских музыкальных инструментов «Кырыымпы» и «Кюпсюр»:
- заготовка материала для будущего изделия (осина, ель, береза); кожи для натягивания мембраны деки «Кырыымпы»;
- изготовление корпуса «Кырыымпы»;
- изготовление смычка из березы и конского волоса, пропитанный конифолем;
- закрепление струн из конского волоса;
- нанесение древесной смолой струн для улучшения звучания.
По «Кюпсюр»:
- заготовка кожи для будущего изделия;
- изготовление корпуса «Кюпсюр» из фанеры;
- изготовление обруча для закрепление кожи;
- закрепление обруча внутри корпуса
- натягивание кожи мембраны «Кюпсюра»
Практика организации и проведения внеурочных занятий с учащимися по изготовлению якутских музыкальных инструментов (включая шумовые) описана путем раскрытия методов обучения и диагностики уровней развития творческих способностей учащихся; разработки и внедрения программы внеурочной деятельности по изготовлению якутских музыкальных инструментов и проведения анализа развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов.
Ссылки на источники
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. – 2003. – 84 с.
3. Дьяконова В.Е. Якутские музыкальные инструменты в этнографических исследованиях XIX-XXвеков. Научный альманах Традиционная культура. Музыкальная культура народов России.– Якутск, 2012. – С. 74 – 76.
4. Дьяконова В.Е. Проблемы изучения современных (инновационных) музыкальных инструментов саха (на примере мембранофона кюпсюр). АГИКиИ: Изд. «Грамота», 2015.
5. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство, 2000, №6. – С. 15.
6. Макаров Е.Д. Сахалар былыр туттар тэриллэрэ. – Дь., 1992 – 65 с.
7. Томская А.И., Шамаева М.И. Кылыһах кырыымпа = Якутский струнно-сычковый инструмент / А.Томская, М.Шамаева; Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Национальный театр танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола. – Якутск: Алаас, 2021. – 64 с.
8. Хатылаев Г.В., Хатылаева К.Ф.Терут дор5оон (Звуки мироздания.The Soundsof Creation) / Герман, Клавдия Хатылаевы: [пер. на рус. яз. С.Егоровой, Л.С.Борисовой; пер. на англ. яз. В.Г.Стручкова]. – Якутск: Бичик, 2015. – 128 с.
9. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара.– Дьокуускай: Изд. Бичик 1993. – 84 с.
10. Чахов А.И. Өбүгэлэрбит музыкаларын төрүт дорҕоонноро – Дьокуускай: Изд. Көмүөл, 2012. – 134 с.
11. Юнева Т.В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы. https://docviewer.yandex.ru/view/.