Об опыте работы КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Дмитриева И.Н., Наумова Г.Н.. Работа №263959
Автор: Дмитриева И.Н., Наумова Г.Н.
Авторы делятся опытом работы в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с детьми, имеющими статус ОВЗ
Об опыте работы КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
В КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития). Все учащиеся данной категории прошли обследование на территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях муниципальных районов Воронежской области и получили статус детей с ОВЗ. Так же регулярно они обследуются школьной психолого-медико-педагогической консультацией, созданной на базе КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывают специалисты Учреждения: педагог-психолог, клинический психолог, учитель-логопед, психотерапевт, социальный педагог, медицинский и педагогический персонал Учреждения.
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляет деятельность по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению и поддержке обучающихся с ОВЗ на основе взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями, учреждениями СПО, КДНиЗП Воронежской области, центрами социальной помощи, центром занятости населения, организациями дополнительного образования, благотворительными организациями и др.
Стратегической целью работы педагогического, медицинского персонала Учреждения является обеспечение прав детей, имеющих особые образовательные потребности, на получение образования, достижение выпускниками основной школы целевых установок, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка. Перед сотрудниками ставятся конкретные задачи:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихс
я с ОВЗ на получение качественного
образования;
Организация
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся
с ограни
ченными возможностями здоровья;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствова
ния образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» разработаны и внедрены:
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования и
адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с ОВЗ.
Указанные образовательные программы для детей с ОВЗ разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к структуре адаптированной образовательной программы, определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного и воспитательного процесса и направлены на формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
В основу формирования адаптированных программ для детей с ОВЗ в КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся
с ЗПР;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
принцип направленнос
ти на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип пе
реноса усвоенных знаний, умений
и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Разработанные адаптированные программы можно назвать «дорожной картой», которая помогает учащимся преодолевать трудности в обучении, педагогам дает рекомендации по работе с учащимися данной категории, родителям дает возможность находиться на связи со специалистами Центра.
Таким образом, ожидаемыми результатами реализации адаптированных программ в КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» являются:
Обеспечение повышения качества образ
ования для
обучающихся
с ЗПР;
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
успешная социализация
обучающихся
с
ОВЗ
подготовка
обучающихся
к государственной итоговой аттестации и успешное
ее прохождение
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;
расширение представлений об устройстве школьной жизни, участие
в
повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми; умение ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; стремление участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, в расширении адекватных представлений об опасности и безопасности для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира.
3.Развитие ребенка с ОВЗ за счет участия в различных формах дополнительного образования (кружковая и клубная деятельность, спортивные секции и др.).
4.Социализация детей с ОВЗ и готовность к нахождению в социуме.
5. Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе коррекционного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии.
Кроме того, разработаны программы коррекционной работы для детей с ОВЗ: «Грамотейка», «Говори красиво», «Учитесь властвовать собой», «Тропинка к своему Я». Для социализации и профориентации детей с ОВЗ разработаны и внедрены программы «Я в мире других людей», «На уроках у Золушки», «На пороге большого мира», «Путешествие в Солнечный город» и др.
Для совершенствования деятельности КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии социальной адаптации, необходимо решить следующие проблемы:
Улучшение предметно-пространственной развивающей среды для детей с ОВЗ;
Разработка программ сопровождения для родителей;
Расширение спектра услуг по социальной реабилитации;
Комплексный подход к решению проблем реабилитации подростков с ОВЗ с учетом межведомственного взаимодействия;
Кадровое обеспечение с привлечением специалистов, обучающихся в ВУЗах по данному направлению.
Задачи перед нашим образовательным учреждением поставлены, кадровые ресурсы высокой квалификации имеются, что позволит нам добиться поставленной цели.