Об основных изменениях в КИМ к ЕГЭ 2022 по русскому языку | Кузина Анастасия Витальевна. Работа №309500
В работу внесены следующие изменения
1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
5. Изменен с 59 до 58 первичный балл за выполнение работы.
Статья
«Об основных изменениях в КИМ к ЕГЭ 2022
по русскому языку»
В связи с завершением перехода на ФГОС СОО, в формат КИМ ЕГЭ внесены изменения. Коснулись они и обязательного экзамена – по русскому языку. Итак,
Государственная итоговая аттестация в 2022 году определена следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 59 п. 4: «Государственная итоговая аттестация проводится … в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта».
До 2021 г. включительно роль стандарта выполнял Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования (ФК ГОС).
В 2022 г. – завершение перехода на ФГОС СОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).
Все основные характеристики экзаменационной работы 2022 г. по сравнению с 2021 г. Сохранены (26 тестовых заданий и сочинение (27)
.
Тип сложности экзамена – базовый.
В работу внесены следующие изменения
1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
5. Изменен с 59 до 58 первичный балл за выполнение работы.
Новое задание №1
Как и в прошлые годы, задания №1-3 ЕГЭ по русскому в 2022 относятся к небольшому отрывку текста.
С 2022 года дается фрагмент не только научного, но и любого другого стиля. Это связано с изменением типа задания: вместо понимания текста теперь проверяется способность выпускников к стилистическому анализу.
Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:
∙ различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
∙ определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
∙ опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
∙ адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
осуществлять выбор и организацию языковых сре
дств в с
оответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Изменений в Задании 2 нет.
Задание №2 в ЕГЭ по русскому 2022 не изменилось. Для его выполнения, по-прежнему, нужно знать разряды частей речи (особенно местоимений и наречий). Суть задания — вставить необходимое слово на место пропуска.
Изменений в Задании 3 нет
Нужно выбрать для выделенного слова верное из приведенных из словарных статей значений.
Изменения в Задании №16
Теперь можно заработать один балл (а не 2, как раньше), а вот подходящих предложений, вместо двух, может быть несколько.
В
19 задании
не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому проанализировать нужно все предложения.
Итак, по сравнению с КИМ 2021 года
1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. (Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста).
2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
Среди рекомендованных примеров упражнений, которые педагог может предложить обучающимся в ходе повторения темы «Стили речи» можно встретить такие:
Упражнение 1. Пользуясь соответствующей учебной и справочной литературой, дайте определение терминам метафора, эпитет, риторический вопрос, антитеза, инверсия, парцелляция. Найдите в публицистических текстах и выпишите по три примера на каждое из этих языковых явлений.
Упражнение 2. Подберите самостоятельно текст, созданный в рамках публицистического стиля речи. Оптимальный объем текста – 1/2–1 стр. Проведите стилистический анализ данного текста, доказав его принадлежность к публицистической речи. При выполнении упражнения пользуйтесь планом и образцом анализа текста.
Как только Задание 1 появилось в версии для обсуждения, мы с учениками выполняли следующие задания:
1. Найдите в тексте и выпишите пять развернутых примеров известных вам языковых явлений (лексических, синтаксических, стилевых, образных, структурных).
2. Сформулируйте пять вопросов, используя подобранные вами примеры языковых явлений.
3. Составьте 3 вопроса, в которых найденные языковые явления представлены с несвойственными им признаками (вопрос-обман).
4. Составьте 2 вопроса к данному тексту с указанием признаков иной стилевой принадлежности (вопрос-обман).
Желаем успешной подготовки!