Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обеспечение условий для трудового воспитания и профессиональной ориентации. | Самиева Наталья Юрьевна . Работа №315178

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Выступление на районном методическом обьединении педагогов дополнительного образования. В данной статье рассматриваются вопросы трудового воспитания и профориетирования обучающихся обьединений "Дизайн" и "Интерьер" посредством прикладного творчества, описаны условия для выстраивания траектории будущей профессии, связанной декоративно-прикладным и дизайнерским творчеством. В будущем обучающиеся смогут реализовать себя в таких профессиях: специалист по декоративно прикладному искусству, дизайнер-декоратор, швея, костюмер, оформитель.

Выступление педагога дополнительного образования

МБОУДО «ЦДОД» г. Коркино

Самиевой Натальи Юрьевны

 

Тема: «Обеспечение условий для трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся посредством занятий прикладным творчеством».

 

Позвольте мне начать свое выступление со слов русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского:

«...Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда».

Деятельность педагога дополнительного образования, на мой взгляд, должна быть направлена на достижение этой цели.

В объединениях «Дизайн» и «Интерьер», руководителем которых я являюсь, созданы все условия для трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся посредством занятий прикладным творчеством.

Дополнительные общеобразовательные программы «Дизайн» и «Интерьер» отвечают потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, знакомят обучающихся с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество и направлены на развитие художественного воображения, эстетического вкуса, формирование практических навыков обучающихся для дальнейшего профессионального самоопределения.

Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, сшить одежду, защищающую от жары и холода, изготовить посуду для воды и пищи, но и все это украсить, сделать красивым, не похожим на другие, удобным, комфортным, приятным для жизни.

Существуют специалисты - дизайнеры, связанные с созданием одежды, предметов роскоши, предметов интерьера.

Профессия «дизайнер интерьеров» с каждым годом становится всё более популярной и востребованной. 

Но вместе с ростом интереса к профессии дизайнера, растут и предъявляемые к соискателям требования работодателей. Профессионалы в сфере дизайна интерьера занимаются созданием проектов по оформлению интерьера помещений различного значения. В их рабочие задачи входит планировка помещения, создание единой дизайн-концепции, проектирование уникальных элементов интерьера, претворение в жизнь своих макетов, текстильный дизайн, финальное декорирование и многое другое.

Поле для деятельности дизайнера интерьера огромно: профессиональные дизайнеры интерьера могут работать как в частном порядке, так и в различных дизайн-студиях, архитектурных компаниях, мебельных фирмах.

Возможность получить профессию дизайнера предлагают средние специальные и высшие учебные заведения нашей страны и мира, но побудить интерес к этой профессии и профессиям, связанным с этим направлением эффективнее уже в раннем возрасте.

Образовательный процесс в объединениях «Дизайн и «Интерьер» осуществляется через учебные занятия, участие в выставках, творческих конкурсах разного уровня. Для организации работы в кабинете есть весь необходимый дидактический материал.

Работа по профориентации личности начинается с дошкольного возраста. Для работы с детьми этого возраста мной было создано объединение «Дизайн».

Программа курса «Дизайн» направлена на формирование и сохранение интереса к художественно-прикладному творчеству, развивает воображение и творческое мышление, дает первые навыки работы с инструментами, знакомит с таким понятием как «эстетика пространства».

Очень большое внимание уделяется первым занятиям, так как важность первых встреч с детьми, во многом определяет успех всей дальнейшей работы.

На этом этапе важно не только ознакомление с профессиями и окружающим миром. Очень важным является общеинтеллектуальное и адаптивное развитие ребенка раннего возраста, всех его способностей.

Первые занятия всегда начинаю с беседы о важности овладения навыками дизайна, провожу экскурсии по зданию Центра. Начинаем с кабинета швейного дела и костюмерной. Здесь можно наглядно увидеть костюмы, разработанные педагогами объединений танцевальных коллективов, Цирковой студии «Арабеск» им Л. Глебец и выполненные специалистами Центра. Затем знакомимся с кабинетами разной направленности. После такой экскурсии ребята отвечают на мои вопросы:

- По каким признакам вы можете определить, для какого объединения создан кабинет.

- Что вам особенно понравилось.

В процессе освоения программы провожу беседы, связанные с профессией дизайнера:

-Расскажи о профессии своих родителей;

- Кем бы ты хотел стать и что для этого нужно;

- Куда в своей комнате (квартире) можно поместить твою поделку (изделие…).

- Как бы ты хотел украсить свою комнату;

- Какие профессии есть в нашем городе, в стране

- Подбираем стихи о профессиях, связанных с дизайном одежды, жилья, сказки и картинки…

Происходит первое знакомство с профессиональной деятельностью.

Особое значение данного этапа - воспитание положительной мотивации к любой деятельности вообще. Проявить себя есть возможность у каждого ребенка. На занятиях с дошколятами ведутся разговоры об их увлечениях. Использую игровую форму работы. Уже на этом этапе развиваю:

- навыки организации рабочего места, работы с инструментами;

- воспитываю трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности, самостоятельность в изготовлении творческих работ.

 

Для детей школьного возраста создано объединение «Интерьер». Программа курса «Интерьер» не только позволяет выявить и поддержать интерес к художественно-прикладному творчеству, развивает воображение, творческое мышление, навыки работы с различными материалами и фактурами, но и формирует стойкий интерес к декорированию интерьера, дает представление о роли дизайна интерьера в современном мире, его обобщающей и организующей функции в создании единого пространственного комплекса, с учетом основ композиции, цветоведения и законов стилевого единства.

Полученные знания имеют большое значение не только для развития художественного воображения и эстетического вкуса, но и для формирования профориентационных навыков. Знакомясь с новыми техниками прикладного творчества, расширяется кругозор, знакомство с новой трудовой деятельностью.

В процессе прохождения курса происходит сознательный выбор дальнейшего образования, выявляется потенциальная успешность в данной профессиональной области.

Основным видом творчества в объединении «Интерьер» является вышивка.

Вышивка – один из самых массовых видов народного искусства, тесно связанный с бытом, трудом, природой.

Она всегда отражала художественные вкусы, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Наверное, нет более универсального способа украсить одежду, интерьер и подарки, чем вышивка. Какие бы перемены не происходили в жизни людей, вышивание было и остаётся любимым занятием дам, девушек и девочек во всех странах мира, специалистов по дизайну.

В объединении «Интерьер» принцип занятий не ограничивается узкой направленностью.

Мы занимаемся не только традиционной вышивкой, расширяем техники ее выполнения, используем разные технологии, другие виды прикладного мастерства, применяем смешанные техники.

Здесь я формирую у детей эстетические начала, интерес к его декорированию, развиваю художественный вкус и фантазию, мотивирую творческую активность, прививаю навыки изготовления предметов быта, творческих работ в различных техниках: вышивка крестом, гладью, лентами, декупаж, батик.

Важно, чтобы каждый из них овладел прикладными умениями художественной обработки различных материалов, научился работать самостоятельно и в группе, получил опыт проектной деятельности, а также опыт работы в различных художественно-прикладных техниках.

Мониторинг результатов творческого развития обучающихся позволяет своевременно обозначить способных детей.

Так в процессе освоения программы предлагаю

выполнить дизайн-проекты

- для оформления интерьера

- для декорирования костюма

- выполнять декор из лент, ткани, фоамирана, капрона,

- создавать и оформлять сувениры,

- выполнить творческую работу по собственному замыслу.

Особенно нравится предлагать свои варианты дизайна кабинетов Центра, варианты оформления костюмов, создания подарков к праздникам и датам. Мы занимаемся в кабинете, где специалисты Центра создают великолепные костюмы для выступления на конкурсах разного уровня, далеко за пределами города и области. Содержание костюма имеет огромное значение для успеха выступления. Такая работа является отличным наглядным примером для детей.

Важно развить у обучающихся способность к осознанному анализу, образному мышлению, способность принимать нестандартные, оригинальные решения, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, курс программы является профессиональной пробой в системе «человек – художественный образ».

Метод проектов формирует общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.

Весомым методом мотивации к профессии считаю познавательные беседы, виртуальные экскурсии в мир профессии, изучение психологических особенностей человека для комфортного самочувствия в профессии.

Детям нравятся встречи с людьми разных профессий, анализ состоятельности родных и знакомых в профессии, посещение городского выставочного зала, знакомство с творческим путём знаменитых дизайнеров одежды, например, Версаче, Шанель, Готье, Ив Сен Лоран, с интерьером дворцов разных стран и т.д.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся - это выставки детских работ. Совместно отбираются лучшие работы. Выполнение практических образцов собирается в банк данных. Всё это помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений. И к тому же, детям нравится участвовать в выставках работ, защищать своё творчество, свои успехи.

Работа с родителями также способствует определению жизненных и профессиональных планов детей. Мной ведется большая работа в социально сети ВКонтакте.

На нашей странице мы знакомим родителей с работами детей, с нашими творческими планами и достижениями и конечно же получаем положительный отклик

Считаю, что в объединении «Интерьер» созданы все условия для выстраивания траектории будущей профессии, связанной декоративно-прикладным и дизайнерским творчеством.

В будущем обучающиеся смогут реализовать себя в таких профессиях: специалист по декоративно прикладному искусству, дизайнер-декоратор, швея, костюмер, оформитель…

Среди моих выпускников есть 5 девочек, которые занимаются дизайном одежды, удачно продают свои работы, занимаются индивидуальным предпринимательством.

Уверена, что знания и навыки, полученные в ходе освоения моих программ, также пригодятся и в быту, и во многих других профессиях.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×