Обобщающее повторение перед устным экзаменом | Зернова Ольга Михайловна. Работа №304383
Каждого учителя-словесника, работающего в выпускных классах, волнует вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед экзаменом по русскому языку.
На помощь учителю и учащимся придет интересное пособие Т.М. Пахновой «Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку».
Достоинством предложенных в данном пособии текстов является то, что тексты содержат системно организованные задания из разных областей науки о языке, о лексике, фонетике, грамматике, т.е. предлагается материал, работа с которым способна обеспечить глубокий лингвистический анализ, языковую и речевую деятельность старшеклассников.
Пособие может быть использовано не только на традиционных уроках повторения и обобщения, но и на семинарах, практикумах, консультациях, зачётах.
Обобщающее повторение перед устным экзаменом
Что волнует любого учителя - словесника, работающего в выпускных классах? Конечно, вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед экзаменом по русскому языку.
К сожалению, зачастую мы недостаточно внимания уделяем попутному обобщению материала в процессе его изучения. На экзамене школьники должны показать свободное владение знаниями: уметь сопоставить различные факты языка, отметить в них сходство и различия, определить, что объединяет различные языковые явления, уметь объяснить их и определить их место в системе языка.
Итак, задача определена. Не менее сложно выбрать материалы, на основе которых будет осуществляться итоговое повторение.
На помощь нам и учащимся придут интересные пособия, подготовленные Т.М. Пахновой. Это «Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку».
Нельзя не сказать о достоинствах предложенных текстов: они содержат системно организованные задания из разных областей науки о языке, о лексике, фонетике, грамматике, т.е. предлагается материал, работа с которым способна обеспечить глубокий лингвистический анализ, языковую и речевую деятельность старшеклассников.
Система работы, предлагаемая Т.М. Пахновой, помогает не только повторить изученный школьниками теоретический материал, но и дает возможность отработать соответствующие учебно-языковые умения, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Все тексты, представленные в них, - неадаптированные. Необходимость работы с неадаптированными текстами сейчас отмечают м6ногие авторы самых разнообразных учебных пособий, предназначенных для старшеклассников. Несомненным преимуществом пособий является то, что они способствуют совершенствова6нию речеведческих знаний у учащихся, корректируют и работу по обучению учащихся связному высказыванию на основе теории текста. Очень важно, что пособие Т.М. Пахновой не только содержит материалы для анализа, но и учит грамотному анализу текста. Этому способствуют, в частности, и материалы «Приложений», куда вошли: «План комплексной работы с текстом», «Образцы лексического разбора слова и текста», «Образцы анализа художественного текста», «Образцы анализа публицистического текста».
Пособие может быть использовано и не только на традиционных уроках повторения и обобщения. На 2-ом курсе как никогда важно активизировать работу каждого учащегося, создавая при этом атмосферу сотрудничества, поэтому уместно провести семинары, практикумы, консультации, зачёты.
Хочу предложить несколько вариантов проведения подобных нетрадиционных уроков на материале «Сборника текстов для подготовки к сдаче устных экзаменов по русскому языку».
Учащихся необходимо познакомить с планом текста, прокомментировать каждый из его пунктов, чтобы учащиеся представляли, деятельность какого характера им предстоит. После этого целесообразно разобрать образцы анализа текста.
Обязательно следует проанализировать один из текстов совместно. Мне кажется, прекрасно подходит в этом случае текст №1, который не только дает возможность поговорить о языке, о слове, но и показать на материале заданий, насколько взаимосвязаны различные языковые явления.
Текст №1
Что такое язык? Для чего дано это слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли. Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчетнее для себя и для других, понятнее себе и другими, владычнее и победительнее, тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уже конечно тем буду умнее. Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.
Великий Пушкин, по собственному признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей, Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идёт к нам, русским, потому что мы, высший класс», уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!). Но скажут: уж если пришлось обучаться живому языку, то ведь все рав6но, что русскому, что французскому, - но в том-то и дело, что русский язык русскому все-таки легче.
Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже церковно-славянского языка, - и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство, заучивания наизусть. (Ф. Достоевский).
Задания:
Прочитать отрывки из «Дневника писателя». В чем видит достоевский назначение слова? Какие советы даёт писатель тем, кто хочет хорошо усваивать свой родной язык?
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Объясните значение слова «ретроградство»? В каком оно значении употреблено в тесте?
В каких значения употребляется в тексте слово «язык»?
Докажите, что «слово» - многозначное слово?
Найдите примерные употребления сравнительной степени прилагательных и наречий.
Какова роль в тесте вводных слов? Подберите синоним к слову «бесспорно».
Составьте схему последнего предложения первого абзаца.
Какие орфо7графические и пунктуационные правила можно объяснить примерами из текста?
После этого возможно проведение урока - практикума, на котором учащиеся смогут самостоятельно (но иногда и с помощью учителя) отработать или усовершенствовать свои умения и навыки.
Для работы на этом уроке можно предложить учащимся разные задания (2-3 варианта на один взвод, чтобы учащиеся смогли работать с текстом различных уровней). На этом уроке не следует выбирать тексты, содержащие очень сложные задания, поскольку школьникам предстоит самостоятельно работать с ними, а слишком сложные задания могут вызвать негативную мотивацию к работе такого рода даже у достаточно сильных учащихся, если у них будет возникать много проблем.
Урок-семинар
Интересным может стать проведение урока – семинара 6на тему «Лексические явления русского языка».
На уроке будут рассмотрены такие вопросы, как «Способы толкования значения слов», «Прямые5 и переносные значения слов», «Многозначность слов», «особенности синонимии в русском языке», «Фразеологизмы и их роль в языке», «Стилистическая окраска слов».
При этом учащиеся заранее готовят сообщения об особенностях того или иного лексического явления. Они подтверждают теоретические положения наблюдениями над использованием лексических единиц в тесте. Остальные учащиеся на уроке - семинаре не только слушают рассуждения своих одноклассников, но и готовят вопросы как теоретического, так и практического характера.
Тексты, на основе которых будет строиться работа на семинаре, могут быть известны все5м учащимся заранее, особенно это важно, если средний уровень подготовки во взводе (не очень высокий0. Можно даже не выделять отдельных докладчиков, а разбить класс на группы по числу вопросов, которые выносятся на семинар, а внутри каждой из этих групп учащихся по итогам совместной подготовки к семинару сами выберут того. Кто будто делать подготовленное совместное сообщение, того, кто будет вслух анализировать тот текст, который был предложен в группе, тех, кто будет готовить вопросы к текстам, предложенным другим группам.
Урок – зачет
По какой-либо теме (например, «Способы и правила цитирования») можно провести урок – зачет. В этом случае учащиеся получают задние на дом, связанные с повторением основных теоретических вопросов по теме, а непосредственно на уроке я предлагаю им выполнить комплексный анализ текста в письменной форме. Некоторых учащихся можно спросить устно. Оптимальным бы было спросить всех учащихся, но, к сожалению, на практике получается, что удается выслушать 8-10 ответов.