Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков | Екатерина Дмитриевна Попова. Работа №339932

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность опыта. Важнейшая цель современного образования – развитие творческой активности школьников, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.

Один из способов ее достижения – обобщение и систематизация знаний учащихся.

Необходимость обобщения и систематизации знаний учащихся объясняется тем, что с каждым годом увеличивается объем информации, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике.

С введением государственной итоговой аттестации проблема систематизации и обобщении знаний приобрела особую актуальность.

Попова Е.Д.

Учитель математики МБОУ «ЛИЦЕЙ №1» г. Макеевки

 

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков как средство повышения качества математического образования

 

 

Описание опыта работы

 

Актуальность опыта. Важнейшая цель современного образования – развитие творческой активности школьников, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.

Один из способов ее достижения – обобщение и систематизация знаний учащихся.

К.Д. Ушинский писал: “Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто”.

Необходимость обобщения и систематизации знаний учащихся объясняется тем, что с каждым годом увеличивается объем информации, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике.

Кроме того, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате четкости, уменьшению объема знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести ранее изученный материал. При периодическом возвращении к ранее изученному создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления. Повторение дает возможность учителю проводить эффективную работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Обобщенное и систематизированное повторение имеет диагностический и развивающий характер, объединяет все уроки, являясь обязательным компонентом обучения на каждом из уроков всех возможных типов.

С введением государственной итоговой аттестации проблема систематизации и обобщении знаний приобрела особую актуальность.

Суть педагогического опыта состоит в создании эффективной системы организации обобщения и систематизации знаний учащихся как способа повышения качества знаний и достижения результатов обучения в условиях реализации ГОСООО.

Теоретическоетодологической основой опыта являются Государственные образовательные стандарты ДНР, разработки ученых-педагогов: Усова А.В., Зиновьева А.А., Давыдова В.В., Звягина А.Н., Зайцева В.Н.

На основе анализа научных источников была выдвинута гипотеза: систематическое, всестороннее использование различных форм систематизации и обобщения знаний и умений позволит закрепить знания учащихся на более качественном уровне.

Цель опыта. Создание модели обобщения и систематизации знаний как необходимого условия повышения качества математического образования в условиях реализации ГОС ООО

Задачи:

изучить педагогическую литературу по проблеме;

выявить особенности разнообразных форм и методов

активизации мыслительной деятельности учащихся;

разработать

дидактический

материал

по алгебре и геометрии (8 класс)

для обобщения и систематизации;

разработать конспекты обобщающих уроков по

обобщению и

систематизации учебного материала.

Технологичность опыта

Обобщение и систематизация знаний учащихся в процессе изучения математики служит установлению взаимосвязей между изучаемыми темами и разделами программы. Систематизация проводится как на каждом уроке, так и после изучения темы. Происходит последовательное формирование обобщенных знаний, способность творчески применять полученные знания в различных ситуациях. Обобщение знаний, в свою очередь, предполагает их систематизацию.

При обобщении понятий устанавливаются межпредметные связи, благодаря чему знания становятся системными. При обобщении ученик выделяет в материале самое главное, одновременно идет активное повторение учебного материала, углубление и расширение знаний учащихся.

Одновременно формируются практические умения и навыки (решение задач, упражнений, построение графиков), то есть теоретические знания применяются в прикладной деятельности ученика.

В своей работе использую такие методы:

о

бъяснительно-иллюстративный

;

р

епродуктивный

;

ч

астично-поисковый

;

п

роблемный

;

э

лементы здоровье сберегающих технологий

.

На уроках применяю следующие приемы систематизации.

 

Приемы, способствующие формированию умений проводить структурный анализ материала:

в

ыделение главных мыслей текста, опреде

ление общей идеи текста в целом;

о

пределение места изучаемого вопроса в структуре темы и места темы в структуре раздела

;

работа с оглавлением учебника.

Приемы, способствующие систематизации знаний о математических понятиях:

с

оставление плана изучаемого материала. Данный приём служит опорой для лучшего запоминания изучаемого материала. В геометрии этот приём

эффективен при

проведении доказательств теорем.

с

оставление системного рассказа

;

р

азличные виды конспектирования изучаемого материала

;

о

пределение математических понятий объектов

;

р

ешение задач, доказательство теорем различными способами

.

Приемы, способствующие формированию умений устанавливать связи и отношения между понятиями, представлять в наглядной форме результаты систематизирующей деятельности:

с

оставление различных таблиц

;

с

оставление логической цепочки суждений

;

с

оставление классификационных схем

;

р

абота со справочником.

Преобладающими формами работы являются:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

В курсе математики средней школы можно выделить несколько основных линий: числа и вычисления, тождественные преобразования, функции, координатный метод, уравнения, неравенства, свойства геометрических фигур, геометрические построения, геометрические преобразования и т.д. Чтобы осуществить взаимодействие этих направлений, применяю следующие типы упражнений:

решение устных задач, в которые входят задачи многих направлений;

в начале урока

учащимся  может

быть предложен так называемый кросс - опрос, который, с одной стороны, внесет некоторое оживление в урок, с другой, позволит ненавязчиво обратиться к повторению узловых вопросов из различных разделов математики;

рассмотрение более сложных, комплексных задач, подобранных таким образом, что решение каждой из них требует обращения ко многим направлениям;

проведение исследований; рассмотрение таких задач, при решении которых явным образом используются основные мыслительные операции – анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация;

решение задач практического содержания.

Перед каждой темой провожу вводные уроки, открывающие перспективу ее изучения, а после изучения темы  - уроки систематизации, обобщения, углубления математических знаний.

Анализ результатов профессиональной деятельности.

Обобщение и систематизация знаний учащихся в учебном процессе с использованием различных форм и методов работы позволило повысить мотивацию обучения, рост продуктивности и внимания на уроках. Учащиеся учатся из всей полученной информации на уроке выделять главное, обобщать и систематизировать, переносить нужную информацию на бумагу, обосновывать решение задач и упражнений. Присутствует положительная динамика качества знаний по предмету.

Мои учащиеся на протяжении периода 2019-2024 г. являются победителями городского и республиканского этапов ученических олимпиад по математике, республиканского конкурса научно-исследовательских работ, показывают хорошие и отличные результаты в различных математических конкурсах, проводимых ФМиИТ ДонНУ, онлайн-олимпиады «Foxword».

В рамках профессиональной деятельности провожу методическую работу. Подготовлены методические рекомендации с использованием элементов обобщения и систематизации знаний.

Практическое значение и внедрение полученных результатов.

На основе вышеизложенного  можно сказать, что использование  на уроке различных форм систематизации и обобщения знаний и умений расширяет  возможности учащихся в изучении математики, позволяет развивать  продуктивное мышление и формирует  умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Выводы

Один из путей развития мышления учащихся, улучшения процесса обучения математике – это систематизация и обобщение знаний и умений.

Прочные, стойкие знания у ученика могут быть сформированы только тогда, когда они применяются совместно с ранее приобретенными умениями и навыками. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести пройденный материал в необходимый момент, без умения применять знания на практике невозможно добиться эффективности изучения программного материала.

Можно считать, что пути для достижения цели были выбраны правильно, изучена литература по основной теме, на практике применены необходимые формы и приемы педагогической деятельности.

В процессе реализации цели опыта иногда возникают сложности отбора и структурирования содержания учебного материала, поскольку школьные учебники в полной мере не решают вопросы систематизации и обобщения знаний в системе. Возникающие сложности решаются путем создания собственных дидактических материалов.

В ближайшей перспективе планирую заниматься той же темой.

 

Литература

 

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972

Бабанский Ю.К.

 Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.

Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П.

 Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986.

Перевощикова Е.Н.

 Составление конспекта-таблицы во время школьной лекции. // Математика в школе. 1985. №4.

Курдюмова НЛ.

 О методических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. 1982. №3.

Зайченко Н.В.

 Три этапа

обобщающего повторения курса алгебры IX класса /'/ Математика в школе. 1985. №1.

Лизура

Н..

Пустынникова

А.

 Обобщающее повторение / Математика. 2002. №11.

Усова А.В. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения. - Челябинск: ЧГПУ, 1998

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×