Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

обобщение опыта по теме "Развитие навыков логического мышления | Галина Павловна Пересыпка. Работа №325244

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время весь учебный материал школьной программы базируется на категориях логики, логических взаимосвязях, логическом мышлении. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, конкретной программы формирования логических приёмов мышления, которые должны быть осуществлены при изучении каждого предмета, пока нет. В результате развитие логического мышления учащихся идёт «вообще» без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ХУТОРА ГРЕКИ ИМЕНИ КАВАЛЕРА ТРЁХ ОРДЕНОВ СЛАВЫ СОРОКИ АНДРЕЯ МАКСИМОВИЧА

 

 

 

 

 

« Развитие навыков логического мышления младших школьников »

 

 

 

Обобщение опыта учителя

начальных классов

МБОУ- СОШ №10

Пересыпки Галины Павловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х. Греки

 

1. Введение

Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка. С первых школьных дней с помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно решением этой задачи – развитие личности, начиная с младшего школьного возраста в процессе обучения – занимались крупные отечественные и зарубежные ученые: С.А.Рубинштейн, Н.С.Рождественский, В.В.Репкин, С.В.Жуйков, В.В.Давыдов, Н.А.Менчинская, А.Н.Люблинская, З.И.Калмыкова, Л.В.Занков, А.В.Полякова и др.

Идея развивающего обучения была впервые сформулирована Л.С.Выготским, считавшим, что эффективность обучения определяется не только имеющимся уже ко времени обучения уровнем развития, но в большей мере учетом зоны его ближайшего развития. Эта идея была положена в основу развивающих программ, созданных Л.В.Занковым, Д.В.Элькониным, В.В.Давыдовым, содержание которых можно охарактеризовать четырьмя заповедями из романа-притчи «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери: -«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы пусты, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити». -«Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». -«Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». -«Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в человеке человеческого.».

В настоящее время весь учебный материал школьной программы базируется на категориях логики, логических взаимосвязях, логическом мышлении. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, конкретной программы формирования логических приёмов мышления, которые должны быть осуществлены при изучении каждого предмета, пока нет. В результате развитие логического мышления учащихся идёт «вообще» без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах переходит в разряд неуспевающих. Большинство же учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах. Без овладения ими полноценного освоения учебного материала не происходит. Ведь еще в XIX веке известный методист В.Латышев писал, что нужно обучать не знаниям, а мышлению.

Именно поэтому формирование логических умений и навыков у учащихся можно рассматривать как одну из главных задач вообще процесса обучения в начальной школе, а в частности, обучения русскому языку, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ других наук и развитие личности школьника в целом.

Актуальность исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения, основы этого формирования закладываются в начальных классах; созданию педагогических условий развития логического мышления в процессе в начальной школе.

Проблема: каковы наиболее эффективные педагогические условия развития логического мышления на уроках .

Объект: процесс развития логического мышления на уроках.

Предмет: содержание, формы и условия организации процесса развития логического мышления на уроках .

Гипотеза: если использовать систему специально подобранных упражнений, то развитие логического мышления на уроках будет успешных и будут развиваться способности учащихся.

Задачи:

1.На основе философской и психолого-педагогической литературы выявить сущность логического мышления, его развития;

2.Определить особенности развития логического мышления на уроках через усвоение понятий.

3.Выявить наиболее оптимальные подходы к развитию логического мышления на уроках;

4.Подобрать и систематизировать специальные упражнения по развитию логического мышления с учетом содержания курса в начальной школе и апробировать их.

2.Теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников

2.1. Сущность развития логического мышления учащихся начальной школы

Для нашего исследования необходимо раскрыть особенности умственного развития детей /7-11 лет/, охарактеризовать процесс развития логического мышления детей данного возраста.

В работах известных зарубежных психологов Ж.Пиаже и Дж.Брунера дана периодизация умственного развития ребенка. Основными показателями этого развития они считают овладение ребенком действиями и операциями.

Нас интересует вторая стадия /стадия конкретных .операций/, которая охватывает период от начала обучения в школе до начала подросткового возраста /6-7-10 лет/.На этой стадии в сознании ребенка начинают развиваться внутренние структуры, служащие объектом и средством выполнения операций. Эти структуры представляют собой интериорецированные системы-символы, посредством которых ребенок воспринимает мир. Для того, чтобы ребенок усвоил некоторые понятия их следует перевести именно на язык этих внутренних структур. Ребенок уже способен упорядочивать встречаемые предметы, но еще не готов к тому, чтобы иметь дело с возможностями, которые он не может воспринять непосредственно и не имеет соответствующего опыта, приобретенного в прошлом. Поэтому те операции, которыми он уже владеет и называются конкретными.

Раскрывая содержание психического развития младшего школьника, мы рассмотрим также периодизацию детства, которая была разработана Д.Б. Элькониным на основе трудов Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный этап ведущей деятельности: его изменение характеризует смену возрастных периодов.

Мы также считаем, что это период в жизни ребенка "благодатная почва" для развития логического мышления, именно поэтому мы избрали "логическое мышление" темой своих исследований.

Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д.В.Эльконина, В.В.Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.

В психологии, говоря о мышлении учащихся младших классов, понятие "логическое мышление" раскрывается как отвлеченное мышление, выполняемое при помощи действий со знаками, которое подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой.

Как отмечает В.С. Мухина, что развитие логического мышления - это усвоение действий со словами, числами, как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации. Оно обнаруживается в протекании самого мыслительного процесса. Логическое мышление осуществляется только словесным путем. Переход к отвлеченному, логическому мышлению осуществляется постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка, словесной речью.

Л.И. Люблинская раскрывает особенности развития мышления учеников, начиная от практических действий - "мышления руками" до овладения ребенком понятий.

Мышление практическое. Для данного вида мышления характерны практические действия, когда ребенок в процессе решения определенной задачи начинает свои действия не с обдумывания путей и средств решения, а сразу действует руками. Практическое /наглядно-действенное/ мышление характерно для детей 3-5 лет. Эта форма "мышления руками" не исчезает и в более старшем возрасте с развитием более высоких форм логического /словесного/ мышления. "Мышление руками" остается в резерве даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу словесным путем - в уме. Значение практического действия для развития мышления ребенка состоит в том, что ребенок, непосредственно воздействуя на вещи, раскрывает их свойства, выявляет признаки и, главное, раскрывает невидимые ему ранее связи, существующие как между вещами и явлениями, так и внутри каждого предмета и явления.

На понимание роли практического действия как начальной ступени в процессе развития всех высших форм мышления человека построена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным.

1.Предварительное ознакомление с целью действия, создание мотивации. Ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия. 2.Составление ориентировочной основы действия, пользуясь которой, ученик выполняет данные действия /алгоритм/. Это еще не действие, а говорение, как выполнить. 3.Выполнение действий в материальном или материализированном виде. 4. Формирование действий как внешнеречевого, без опоры на материализированные действия /проговаривают вслух, но не пишут/. 5. Формирование действия во внутренней речи /проговаривание про себя/. 6 этап. Выполнение действий во внутреннем плане.

Для каждого этапа превращения развернутого материального действия в его свернутую умственную модель характерен определенный тип ориентировки ученика в условиях и содержании предложенной ему задачи. На высшем уровне такими ориентирами становятся существенные для данного типа задач опознавательные признаки обобщенного характера /они выражены в законах, понятиях.

С переходом мышления ребенка на следующую, более высокую ступень развития форма практического мышления не исчезает, но их функции в мыслительном процессе перестраиваются, изменяются. Логическое мышление осуществляется только словесным путем, в отличие от практического. Оно обнаруживается в протекании самого мыслительного процесса. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на существенные и несущественные.

Понятие как обобщенное знание не имеет образной формы, но существует, выражается в слове. При этом, объединяя разные предметы в одну группу, ученик должен отвлечься /абстрагироваться/ от всех несущественных признаков. Как отмечает В.А. Крутецкий, что овладение понятиями происходит постепенно. Этот процесс связан с обогащением словаря ребенка. Понятия могут быть житейские, грамматические, арифметические, нравственные и множество других.

Понятия - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. /6, 141/Понятие должно сложиться постепенно в активной работе самого ученика с однородным, но все же различным содержанием.

Многие психологи изучали процесс образования понятий у ребенка /Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, М.Д. Громов, З.М. Калмыкова и ряд других/. Они показали рациональные пути формирования у детей понятий. Этот процесс был объектом изучения и В.В. Давыдова, который подошел к нему иначе.

Несмотря на различие предлагаемых исследователями путей, ясна необходимость подвести детей к выделению в разных предметах общих существенных признаков. Обобщая их и абстрагируясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок осваивает понятия. В такой работе важнейшее значение имеют: наблюдения и подбор фактов /слов, геометрических фигур, математических выражений/ демонстрирующих формируемое понятие;

анализ каждого факта и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории; абстрагирование от всех несущественных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися несущественными признаками и сохранением существенных и включение новых предметов в известные группы, обозначенные знакомыми словам

Особенности логического мышления младших школьников отчетливо проявляются и в самом протекании мыслительного процесса в каждой его отдельной операции.

Весьма существенной мыслительной операцией является сравнение. Без сравнения предметов и явлений невозможно вычленение характерных признаков изучаемых предметов и явлений, а также изменений, которые они претерпевают под влиянием тех или иных обстоятельств»С помощью сравнений дети знакомятся со многими очень важными закономерностями, зависимостями и отношениями. Сравнение помогает выявлять свойства изучаемых предметов и является основой при изучении таких вопросов программы, усвоение которых требует от ученика лишь различия тех или иных объектов. Овладение операцией сравнения проходит успешнее, если оно применяется в определенной последовательности. Значение сравнения трудно переоценить. Еще К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления.

Выявление наиболее характерных и важных сторон сравниваемых объектов предполагает овладение другой важной мыслительной операцией, которая называется абстрагированием. Оно заключено в мыслительном отвлечении от ряда сторон и признаков изучаемого объекта и выделения тех признаков, которые нужны, важны в данный момент. Научить детей абстрагировать - это значит научить их видеть общие, неизменно повторяющиеся, притом действительно существенные, признаки большого круга предметов или объектов. Важным для отработки навыков проведения этой операции является подбор как можно большего числа объектов, что дает возможность говорить о подлинной общности выделяемых признаков .Главным в этой операции является постепенный переход от простого к сложному. Овладение приемом абстрагирования зависит и от того, в какой мере оно опиралось на предметно-образное представление детей об изучаемых объектах.

Развитию абстрактного мышления детей способствуют переходы от абстрагирования к конкретизации. В основе операции конкретизации лежит процесс восхождения от абстрактного к конкретному. В.Г. Афанасьев указывает, что абстрактное и конкретное, как логические категории имеют свою основу в объективной действительности - единство, целостность предметов и явлений и наличие в них определенных компонентов, частей и сторон. Большое значение для выработки умений практически применять теоретические знания имеет овладение учащимися приемами конкретизации.

В тесной связи с сравнением и абстрагированием ученики овладевают приемами классификации и систематизации. Операция классификации предполагает объединение тех или иных предметов в группы по основным признакам. Овладение приемами классификации позволяет ученикам опознавать изучаемые предметы, явления.

Важным для развития учащихся имеет и овладение детьми приемами систематизации - группировки предметов и явлений по частным признакам. Систематизация фактов по целенаправленным заданиям готовит учеников к самостоятельным выводам.

Овладение приемами сравнения, абстрагирования, конкретизации, классификации и систематизации готовит учеников к обобщению. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений на основе сходства их существенных и отвлечения от признаков второстепенных, несущественных. Как указывает А.А. Люблинская, что обобщением является любое правило, любой закон, выведенные на основе наблюдений одних и тех же фактов, явлений или зависимостей в разных условиях и на разном содержании.

В процессе развития логического мышления выделяет две стадии. Л.И. Тигранова считает, что первая, конкретно-понятийная стадия является начальной формой развития логического мышления. Все мыслительные операции, формирующиеся на этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом. Такая тесная связь является предпосылкой формирования логического мышления.

Абстрактно-понятийная стадия является завершающей формой развития логического мышления. Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У них появляется способность рассуждать, доказывать правильность полученных выводов, опознавать и контролировать процесс рассуждения.

Мы можем предположить, что полноценное развитие абстрактно-понятийного мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей и успешность формирования логических операций находится в постоянной зависимости от степени участия речи в процессе мыслительной деятельности.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить ребенок начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Развитие мышления ребенка совершается в нескольких планах - непосредственно в действенном плане, образном плане и в плане речевом. Эти планы конечно взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном и образном плане, все более разумное оперирование вещами является предпосылкой и результатом развития речевого мышления. Обуславливая развитие речевого мышления все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.

Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным, мыслящим восприятием.

Логическое мышление является понятием широким и трудно определить верхнюю границу его развития, т.е. сложно ограничить этот процесс "сверху". Нижняя граница может быть определена, так как довольно четко определяется тот необходимый минимум логических знаний и умений, без овладения которым процесс логического мышления тормозится.

Что же мы понимаем под логической грамотностью и считаем необходимым для дальнейшего развития мышления логического? Прежде всего, это овладение умениями выделять признаки, сравнивать объекты на основе имеющихся признаков, узнавать предметы по заданным признакам, обобщать и конкретизировать знакомые детям понятия, группировать предметы по одному признаку.

Ответы на вопрос об использовании содержания начального образования для развития ученика, его мыслительной деятельности в частности логического мышления мы нашли в исследованиях Л.В. Занкова и Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова. Опираясь на учение выдающего отечественного психолога Л.С. Выготского, считавшего, что усвоение учащимся знаний, умений и навыков должно стать средством развития ученика, Л.В. Занков утверждал, что знания сами по себе еще не обеспечивают развития хотя и являются его предпосылкой и что развитие необходимо осуществлять целенаправленно, на основе комплексной развивающей дидактической системы, основными принципами которой являются: обучение на высоком уровне трудности; доступности; ведущей роли теоретических знаний; "прохождение материала быстрыми темпами";осознания школьниками самого процесса учения.

Важным для нас в плане подтверждения выбранной нами проблемы является и предположение Д.Б. Эльконина о том, что возможности стимулирования умственного развития таятся в формировании содержания учебного материала. Ученика он рассматривает не как обучаемого индивида, не как объект обучающих воздействий учителя; а как самоизменяющийся объект учения, как учащегося.

Подтверждение поставленной цели исследования мы нашли в результатах эксперимента Н.А. Менчинской и ее сотрудников. Они считают, что активизировать деятельность учащихся на уроке, ускорить развитие их мышления, в частности логического, можно, если: тщательно отобрать учебный материал; формировать у учащихся рациональные умения самостоятельной работы.

Интересным для нас показался предложенный в качестве альтернативного образования Ф.Д. Бунятовой логический способ обучения Она пишет, что согласно логике развития дидактические единицы должны располагаться не по вертикали, а по горизонтали в схеме целого. Они получили горизонтальную интеграцию дидактических единиц - ГИДЕ. ГИДЕ - в отличие от традиционной структуры вертикального изложения материала, утверждает автор, не консервирует знания учащихся, а создает возможность для успешного продвижения вперед, способствует эволюции мышления, логике развития знаний.

Анализируя все вышесказанное, мы подтверждаем мнение психологов, педагогов-исследователей о том, что успешность обучения учащихся зависит от сформированное у них логических знаний и умений, т.е. овладения ими в достаточной мере приемами проведения логических операций. При этом необходимо учитывать уровень психического развития ребенка и его включенность в социальную среду, т.к. он обладает врожденным стремлением к личностному росту и самореализации.

Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить его. В процессе обучения должно быть два субъекта, которые действуют вместе, параллельно и сообща; которые являются партнерами, составляют союз более опытного с менее опытным; они должны сотрудничать.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что школа должна учить детей мыслить правильно, т.е. заложить основы логического мышления, такая работа должна проводиться в системе. Мы предполагаем, что использование системы упражнений на уроках будет способствовать развитию логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений

К каждой теме русского языка были подобраны задания с учетом предыдущих знаний и направленные на развитие определенной логической операции.

В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную.

Конкретно-понятийная стадия является начальной формой развития логического мышления. Все мыслительные операции, которые формируются на этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом. Наличие такой тесной связи является предпосылкой формирования логического мышления. На этой же стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием материала, заключенного в посылках; чем оно ближе жизненному опыту ребенка, те легче он справляется с построением умозаключений. Поэтому содержания заданий мы строили для 2 класса, используя конкретные понятия и представления детей. Для третьего класса, так как дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими законами, находясь на абстрактно-понятийной стадии, мы подбирали упражнения, опираясь на имеющиеся знания по русскому языку.

Система упражнений была построена с учетом следующих факторов:

- задания подобраны в определенной последовательности с учетом содержания учебного материала;

- развитие логического мышления идет постепенно, поэтому необходимо придерживаться предложенной системности, подводя сознание детей к значимости проводимой работы;

- все рассуждения вести вслух, т.е. ребенок должен доказать правильность выбранного решения, воспроизвести ход действия и назвать полученный результат.

Предлагаемая система упражнений является пропедевтической, т.к. в ней полностью отсутствуют логические термины и определения, от учащихся требуется знание учебного материала. Упражнения направлены на практическое овладение содержанием логических понятий и действий через содержание курса «Русский язык». Главное, учащиеся должны видеть логические отношения в различных практических ситуациях. Для того чтобы усвоение логических понятий и действий было доступно учащимся в упражнениях используется принцип материализации: т.е. выражение логических отношений в адекватных реальных отношениях. Привлечение в качестве дидактического материала множеств слов дает возможность тренировать учащихся в выполнении логических операций над свойствами конкретных понятий. Использование кругов Эйлера и прямоугольных матриц помогает моделировать логические отношения.

Система упражнений составлена по следующим разделам:

- оперирование признаками предметов (слов);

- классификация;

- определение понятий через род и родовое отличие.

Целенаправленную работу по развитию мышления мы начали проводить со второго класса.

Оперирование признаками предметов (слов)

 

Элементами логических действий классификации, определения и в некоторой степени умозаключения является выделения признаков предметов (слов) и оперирования ими.

Например, тема урока: «Виды предложений».

Цель: продолжить работу по определению видов предложений, повторить знания детьми понятий «звуки», «буквы»; развивать мышление учащихся через овладения приемами сравнения и выделения признаков слов. Ход урока: 1. Упражнение в развитии логического мышления(оперирование признаками предметов (слов.)

На доске записано: зима

Назовите признаки этого слова?

- значение,

-количество букв, звуков, слогов,

- нахождение ударного слога,

- количество гласных, согласных.

О чем мы будем говорить на уроке? ( О словах)

Сообщение темы и цели урока

На доске записано:

Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду

-Что записано на каждой строчке?

-Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?

- Так о чем мы будем говорить на уроке? Чему учиться?

Задание:

Составить и записать из слов каждой строчки предложения, поставив в конце нужный знак.

Классификация

 

Классификацией (в смысле классифицирующего действия) называют распределение объектов по классам согласно сходству и различию между ними, произведенное таким образом, что каждый класс занимает строго определенное место. Классификация должна проводится в соответствии со следующими правилами:

-выделение основания;

-деление на классы по заданному основанию, отнесение объекта к классу;

-словесная характеристика каждого класса;

-проверка результатов произведенной классификации.

Тема урока «Повторение о предложении».

Цель : повторить и закрепить знания детей о предложении, его видах; деление текста на более мелкие речевые единицы; продолжить работу по выбору основания для классификации.

Ход урока:

4. Закрепление.

4.1. Упражнение в развитии логического мышления ( классификация).

Даны столбики слов:

лес светит золотой

крыша играл молодой

солнце бежит осенний

Задание: выбрать правильный ответ и его доказать:

-слова разделены по количеству слогов;

-слова разделены по количеству букв;

-слова разделены как части речи;

-какое слово во втором столбике является «лишним»?

-что общего в словах третьего столбика?

Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

Тема урока «Состав слова»

2. Упражнение в развитии логического мышления( формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию) . Даны слова:

Апельсин, груши, помидор, яблоко, лимон, тыквы, огурцы.

-Назовите фрукты? Овощи?

-По какому признаку можно объединить записанные слова в одну группу?

-А как можно эту группу разделить на две( по числу, по наличию или отсутствию окончания)?

1)ед.ч. мн.ч.

апельсин огурцы

помидор тыквы

яблоко груши

лимон

_2)

-Как определили?

-Что мы называем корнем слова?Доказать.

Проверка результатов произведенной классификации Тема урока «Правописание слов с безударными гласными в корне» 3. Упражнение в развитии логического мышления( проверка результатов произведенной классификации)

Даны два круга, в которых слова расположены следующим образом:

дорогаовесголовапонедельник норазолотойколос

 

 

 

 

Рис.2.Проверка результатов проведенной классификации.

-Правильно ли разбиты слова на группы?

-Как исправить ошибку?

-Выбери правильный ответ:

Перенести одно слово из первого круга во второй;

Перенести одно слово из второго круга в первый (правильный второй ответ).

Задания такого вида пробуждали интерес к предмету. При подготовке к уроку, когда я записывала на доске буквы, дети шептались: «что мы сегодня будем делать – убирать букву или ставить их в пары?»

Такое внимание позволило мне предположить, что проводимая на уроке работа вызывает у детей интерес, что в свою очередь способствует лучшему усвоению ЗУНов. Я продолжила эту работу, но с учетом анализа деятельности детей на уроке. При отборе дидактического материала для создания системы упражнений предпочтение отдавалось таким видам заданий, которые способствовали бы повышению уровня обученности учащихся грамматике и орфографии в целом, развитию каждого компонента в отдельности, а не были бы заданиями «сами по себе». С одной стороны такой вид заданий тренирует все виды чувственного восприятия, а с другой – направлены на повышение осознанности выполнения всех действий при решении орфографических задач. Поэтому такая работа должна проводится систематически. Задания можно включать во все этапы урока. Это только способствует повышению интереса к уроку.

По окончании изучения русского языка в 2, 3и 4 классах, а также по полугодиям во 2-ом и 4-ом классах проводились контрольные срезы. Содержание их и методика проведения, отслеживание результатов составлялась учителем.

Итоговые диагностические задания после прохождения определенной темы были следующих видов: контрольное списывание; изложение; контрольные диктанты. Были подобраны задания и упражнения ко второму, третьему и четвертому классам с учетом программного материала.

Содержание упражнений не является устоявшимся, его можно изменить, оставляя методику и последовательность применения. Использование упражнений можно варьировать, т.е. применять на разных этапах урока. Система упражнений может быть использована как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности для развития логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Развитие логического мышления при изучении математики.

 

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности.

При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений.

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике.

Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения.

Как результат – ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти вубеждения.

 

 

 

К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:

1. Задачи на смекалку   

2. Задачи шутки   

3. Задачи с геометрическим содержанием   

4. Логические упражнения со словами

5. Математические игры и фокусы  

6. Кроссворды и ребусы

В своей практике для развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися 1-2 классов я широко использую разнообразные виды упражнений

Приведу примеры некоторых упражнений.

Упражнение 1.

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)

Упражнение 2.

Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.

Упражнение 3.

   К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её. 

Упражнение 4.

Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). 

Упражнение 5.

В кружочках расставить цифры от 1 до 8 так, чтобы ни одна сумма 2-х чисел рядом стоящих цифр не равнялась какому-либо соседнему числу. Единица уже стоит на первом месте.

Упражнение 6.

В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов?

2 часа дня – это 14 часов

14+10 = 24 часа – это полночь

Упражнение 7.

Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2)

Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий? (1+2+3+4, 5+3+2+0)

Упражнение 8.

Как сделать десять из 2-х спичек?

Упражнение 9.

На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?

Упражнение 10.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Упражнение 11.

Составь два одинаковых квадрата из 7 одинаковых палочек. 

Упражнение 12.

Буквенный диктант

Записать в строчку только первую букву ответа.

Полевой цветок народный, для гадания пригодный (ромашка)

Домашний бассейн для рыб  (аквариум)

Куколка-неваляшка, по-другому…(Ванька-встанька)

Зимой и летом одним цветом  (ель)

У Буратино длинный …..(нос)

Все мы ночью видим…. (сны)

Инструмент дровосека (топор)

Синий полевой цветок, имя мальчика (василёк)

Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей (Айболит) 

        Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.

Задания  на развитие умения сравнивать (этап актуализации знаний)

Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.

Задание: назвать время года по заданным признакам.

Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:  Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание: назвать общие признаки предметов: кошки – собаки.

Задание: назвать отличительные признаки предметов: дерево – кустарник

Задание: определить, правильно ли проведено сравнение: у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные.

Задание: чем похожи числа: 31 и 38

Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:

Тапка – шапка                      Мишка – шишка

Задание: чем похожи и чем отличаются задачи

Было  – 25 стр.                          Было - ?стр.

Осталось  – 9 стр.                     Осталось  – 9 стр.

Прочитал  - ? стр.                      Прочитал  – 16 стр.

Задания  на развитие умения обобщать (этап построения проекта выхода из затруднений)

Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом: стол, диван, …, …, …__________.

Задание: Назвать группу чисел общим словом:   2; 5; 6; 9 ___.

Задание: Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

30 + х > 40        45 – 5 =40        62 + х = 94

Задания  на развитие умения устанавливать закономерности(этап построения проекта выхода из затруднений)

Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:  16; 14; 12; 10; … .

Задания  на развитие умения классифицировать (этап рефлексии учебной деятельности, этап построения проекта выхода из затруднений)

Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. Назвать: 1) ягоды;  2) фрукты.

Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины. Назови лишнее слово.

Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.

            1 слог               2 слога               3 слога

С детьми 3-4 классов я использую более усложнённые методы: 

 «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление. (этап актуализации знаний)

«Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными. (этап построения проекта выхода из затруднений)

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»- чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.. (этап построения проекта выхода из затруднений)

Чтобы интересно организовать работу с текстом, использую прием «Перепутанные логические цепочки». Учащимся предлагаются утверждения, среди которых есть и верные, и неверные. Ребята работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Затем обсуждают в паре (группе), уточняют, исправляют.

«Чтение с остановками» - данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. (этап построения проекта выхода из затруднений)  

«ЗХУ»- заполнение таблицы: Знаю - Хочу узнать - Узнал        (этап рефлексии учебной деятельности, этап построения проекта выхода из затруднений)

 «Взаимоопрос»        - чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу. (этап построения проекта выхода из затруднений)

«Верите ли вы, что...» - класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. (этап построения проекта выхода из затруднений, этап рефлексии учебной деятельности)

«Логическая цепочка» - после чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. (этап построения проекта выхода из затруднений)   Нередко в тексте содержатся те или иные проблемы; иногда они обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимание или будут испытывать затруднения при поиске их решения.

Приём «Фишбоун»

     В процессе чтения для того, чтобы проблему рассмотреть с разних сторон, применяют прием «Фишбоун», что в переводе обозначает «Рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть

Значимое место в развитии логического мышления на уроках отвожу решению нестандартных задач. Использование мною этих задач является необходимым элементом обучения . Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач.

1класс

1.В класс пришли Катя, Лена и Маша. В каком порядке они могли прийти в класс?

2.У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает на остальных мух?

3.Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

4.Арбуз весит 3 кг и пол арбуза. Сколько весит арбуз?

5.У каждой из 3сестёр по одному брату. Сколько детей в семье?

6.Год назад Ире было 5 лет. Сколько ей будет через 3 года?

7. В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну.

8.Девочки бегали наперегонки. Таня прибежала раньше Светы, но позже Иры, Лена прибежала раньше Иры, а Оксана – позже Светы. Кто из них прибежал раньше всех? Кто позже всех? В каком порядке они прибегали?

9.Пять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

10.В цирке было 12 собачек. Половина всех собачек были белыми. Сколько белых собачек выступало в цирке?

11.Из трёх одинаковых по виду колец одно несколько легче каждого из двух других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах без гирь?

12.У Павлика и Даши было поровну конфет. Павлик отдал Даше 2 конфеты. На сколько конфет у Даши стало больше?

13.Куда войдёт больше воды: в трёхлитровый чайник или трёхлитровый самовар?

2 класс.

1.Сестре и брату вместе 20 лет, причём брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату и сколько сестре?

2.В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между 5 детьми, чтобы каждый получил по 1 яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине?

3.Высота сосны 20 м.По ней ползёт улитка, каждый день поднимаясь на 2 м вверх и каждую ночь опускаясь на 1 м вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?

4.Когда цапля стоит на одной ноге она весит 15 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?

5. Две чашки и два кувшина весят столько же, сколько 14 блюдец. Один кувшин весит столько, сколько одна чашка и одно блюдце. Сколько блюдец уравновесит один кувшин?

6. БЛИЦ- турнир

а) Бабушке n лет, а внучке лет. Во сколько раз внучка младше бабушки?

б)Фотограф сделал а чёрно- белых снимков и цветных. На сколько цветных снимков меньше, чем чёрно – белых?

в)Миша съел а конфет, а Серёжа в 5 раз больше. Сколько конфет они съели вместе?

7.Сколькими способами можно разложить 5 ручек в 2 пенала?

8.На 20 корзин уходит столько же лыка, сколько требуется для того, чтобы сплести 80 лаптей. Сколько корзин можно сплести вместо 36 лаптей?

3 класс.

1.Груша тяжелее яблока, но легче апельсина. Яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Найди самый лёгкий и самый тяжёлый фрукт.

2.Объясни, как это может быть : 2 матери,3 дочки, 2 сестры, а всего – 4 женщины.

3.Старинные задачи- шутки.

а) Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько всего существ направлялось в Москву?

б)Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Через сколько минут будет распилено всё бревно?

4.Соня положила в коробку 4 зелёных круга, 6 треугольников и 3 синих многоугольника, а всего 11 фигурок. Сколько синих треугольников положила Соня?

5.В венгерской пещере Аггрелек можно увидеть крупнейший в мире сталагмит, высота которого 25м. Из геологии известно, что сталагмит вырастает за 10 лет на 1 мм. Какой возраст этого сталагмита?

6.В класс завезли новые парты. В крайнем ряду у окна 6 двухместных парт,в среднем 5 таких парт. А в ряду у дверей могут сесть 12 учеников. Сколько всего ученических мест в классе?

7. К берегу реки подошли 3 людоеда. У каждого из них по одному слуге. В присутствии хозяина его слугу никто не трогает, а в отсутствии хозяина его слугу съедают другие людоеды. Всем им надо перебраться на другой берег в двухместной лодке. Как это сделать, чтобы никто никого не съел?

4 класс.

1.На одной планете живут 40 колиордов. 12 из них вечером пьют чай, 28 – смотрят телевизор, а 5 не делают ни того ни другого, так как рано ложатся спать. Сколько колиордов пьют по вечерам чай, смотря телевизор?

2. В семье 4 детей, им 5,8,13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?

3.Книга дороже карандаша в 3 раза, а альбом дороже карандаша в 5 раз. Книга дороже карандаша на 28 рублей. Сколько стоит альбом?

4.Старинная задача. В классе учится 13 детей. У мальчиков столько зубов, сколько у девочек пальцев на руках и ногах. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек?

5.Мышке до норки 20 шагов. Кошке до мышки 5 прыжков. За один прыжок кошки мышка делает 3 шага. Один прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку?

6. Попрыгунья стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть –пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

7.Семь гномов добили в рудниках 7818 алмазов. Первый гном добыл 1245 драгоценных камней, что в 5 раз превышает количество алмазов, добытых вторым гномом. Третий гном добыл на 906 алмазов больше, чем первый и второй гномы вместе, а четвёртый гном- лишь 38% алмазов, добытых третьим гномом. У остальных трёх гномов алмазов оказалось поровну. На сколько меньше алмазов собрал шестой гном, чем третий?

Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.

     Чтобы проследить динамику уровня развития логического мышления обучающихся, нужно систематически проводить диагностику  образовательного процесса. Для этого можно использовать следующие виды диагностики: контрольные работы, тесты.

Новизна опыта .

Новизна опыта заключается в разработке комплекса педагогических приемов, позволяющий внедрить их в учебную практику без изменения базисных учебных планов, увеличения нагрузки на учащихся (введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учителя по развитию логического мышления, с широким использованием специально подобранных заданий , учитывая возрастные особенности с опорой на наглядно-действенные и игровые методы обучения).

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений; овладевать ему такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.

Но в практике преподавания в начальной школе еще часто учителя используют тренировочные упражнения, не в полной мере обеспечиваются условия для полноценного умственного развития учащихся.

Поэтому актуальным в настоящее время является научение ребенка мыслить: т.е. развивать его мышление, используя содержание уроков.

Для раскрытия этой проблемы на теоретическом и практическом уровнях было проведено исследование по теме: «Развитие логического мышления на уроках через систему специально подобранных упражнений».

В рамках решения теоретических задач были раскрыты понятия: «мышление», « конкретное мышление», «логическое мышление», «понятия», « стадии мышления» В ходе решения практических задач был проведен эксперимент и выявлено следующее:

-определены условия развития логического мышления учащихся начальной школы: изменение форм подачи учебного материала (использование приемов сравнения, обобщения и т.д.); применение проблемно-поисковых методов обучения;

-подготовлен и апробирован пакет диагностик по проверке сформированности логического мышления;

-составлены методические рекомендации по применению системы упражнений.

Основной идеей предлагаемого проекта является утверждение учителя практика об отходе от использования традиционных тренировочных упражнений и переходу к развитию индивидуальных способностей учащихся.

Ориентировка на развитие логического мышления ни в коей мере не должна сопровождаться снижением требований к усвоению ЗУНов, т.к. логические умения характеризуются как продукт усвоения учебного материала на уроках русского языка.

Привлеченные в качестве дидактического материала, моделирующего логические отношения, кругов Эйлера и прямоугольных матриц дает возможность не только тренировать детей в выполнении логических операций, но и способствуют пополнению словарного запаса.

Цель исследования достигнута. Анализ качественного показателя говорит о влиянии проводимой работы на ее увеличение.

Система упражнений по развитию логического мышления на уроках построена с учетом традиционной программы. Содержание упражнений связано с темами и целями уроков, на которых они используются.

. Анализ исследования подводит к пониманию того, что использование данной системы ведет к совершенствованию у учащихся способности рассуждать; развитию умений доказывать правильность своих выводов, а также способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к урокам русского языка. Гипотеза подтверждена, факторы развития логического мышления определены. Проведенное исследование не является исчерпывающим, и многие вопросы требуют дальнейших разработок и уточнений. Так, дальнейшая работа по проблеме исследования может затронуть следующие вопросы: разработка упражнений на развитие других логических умений, например, строить простейшие умозаключения (силлогизмы) и т. п.;обеспечение преемственности между начальным и средним звеном школы в работе по развитию логического мышления учащихся на уроках .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1