Обобщение опыта работы педагога-наставника в основной школе | Светлана Александровна Беленькая. Работа №338491
В данной статье размещено обобщение опыта педагога-наставника учителя русскогоя языка и литературы в основной школе. Обозначена роль наставника, который помогает молодому педагогу совершенствовать педагогическое мастерство, развивать творческий потенциал, искать новые методы преподавания, учит анализировать свою работу, оценивать результаты, корректировать свой стиль преподавания. В статье предоставлены авторские анкеты, которые помогают систематизировать и структурировать систему наставничества в образовательных организациях.
Обобщение опыта работы
педагога-наставника в основной школе
Беленькая С.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
ГБУ ОО ЗО
«Константиновская СОШ №1
им. Героя Советского Союза П.Т.Одинца»
г.о.Мелитополь
Настоящее наставничество не о том,
чтобы научить, а о том,
чтобы вдохновить на самостоятельное открытие.
Стивен Кови
Наставник – это кладезь практических знаний, основанных на годах опыта. Он делится эффективными методиками преподавания, рассказывает о хитростях управления классом, о тонкостях взаимодействия с учениками и родителями. Молодой педагог получает не только теоретические знания, но и ценные практические советы, которые помогают ему быстрее адаптироваться к работе в школе.
На современном этапе развития наставничества необходимо отметить роль следующих образовательных событий и связанных с ними нормативных правовых актов. 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетных направлений государственной политики как в области образования, так и в других областях жизни общества.
Начало педагогической карьеры часто сопровождается волнением, сомнениями и неуверенностью. Наставник становится опорой для молодого педагога, поддерживая его в трудные моменты, помогая преодолевать страхи и сомнения. Он верит в его способности и мотивирует к саморазвитию и достижению новых вершин.
Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать педагогическое мастерство, развивать творческий потенциал, искать новые методы преподавания. Он учит анализировать свою работу, оценивать результаты, корректировать свой стиль преподавания.
С целью оказания помощи молодым специалистам в образовательных организациях разработана структура наставнической деятельности: назначается ответственный (координатор) за систему наставничества, который организует и координирует ее работу. В роли наставников выступают опытные учителя, прошедшие специальную подготовку, которые добровольно соглашаются помогать молодым коллегам. Стажерами (наставляемыми) являются молодые учителя, работающие в школе менее 3-х лет.
Для меня опыт наставничества является первым. Приказом по школе меня назначили наставником молодого специалиста, учителя русского языка и литературы Панфиловой Яны Михайловны, которая одновременно является студенткой Мелитопольского государственного университета. Стаж Яны Михайловны в школе два года.
Изначально стажер заполнила анкету молодого специалиста учителя русского языка и литературы (Приложение 1). Цель анкеты определить потребности и ожидания молодого специалиста в сфере профессионального развития, а также выявить его интересы и готовность к работе в школе. После обработки данных анкеты Яне Михайловне была оказана психологическая поддержка (создание благоприятного психологического климата для адаптации к работе в школе, преодоление профессиональных трудностей) и была предоставлена методическая помощь.
Поскольку современная школа требует от педагогов свободного владения компьютером, также была предложена анкета для выявления уровня компьютерной грамотности учителя (Приложение 2). Результаты анкетирования показали, молодой специалист идет в ногу со временем, при этом не собирается останавливаться на достигнутом: осваивает новые программы и онлайн-ресурсы.
После изучения данных двух анкет были разработаны цели и задачи наставничества
Для начинающего учителя:
* помочь освоить методические приемы и технологии обучения русскому языку и литературе;
* подготовить к самостоятельной работе с учениками и составлению учебных планов; * развить навыки коммуникации с родителями и коллегами;
*обеспечить адаптацию к работе в школе.
• Для опытного учителя:
* поделиться собственным опытом, знаниями и навыками;
* поддержать профессиональный рост и развитие;
* сформировать собственный стиль преподавания и методические приемы;
* развивать творческий потенциал и педагогическое мастерство.
Во время учебно-воспитательного процесса проводилось плановое взаимодействие наставника и наставляемого по различным формам:
-взаимопосещение уроков (Беленькая С.А.: «Обособленные члены предложения» 8-А кл., «Знаки препинания при деепричастном обороте» 7-А кл., «Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»; Панфилова Я.М.: «Фонетический разбор слова. Порядок фонетического анализа слова» 5-А кл., «Правописание собственных имён существительных» 5-Б кл.);
- совместное планирование и проведение уроков («Предложения с обобщающим словом при однородных членах» 5-А, 5-Б кл.), мероприятий ( «День родного языка», «Всемирный день поэзии»);
- обсуждение методических материалов, консультации, проведение мастер-классов (мастер-класс «Использование интерактивных упражнений на уроках русского языка»);
- анализа контрольных работ по русскому языку (ВПР и РПР в 8-х классах).
Яна Михайловна активно участвует в педагогических форумах и конференциях (посещение образовательных мероприятий, знакомство с новыми трендами в образовании, участие в обсуждениях); развивает общую культуру и эрудицию; проводит творческие конкурсы (литературные, художественные); общается с учениками в неформальной обстановке (организация кружков, секций, внеклассных мероприятий).
После первого года работы Яне Михайловне было предложено пройти анкету «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (Приложение 3). Цель анкеты понять трудности, с которыми столкнулся стажер на начальном этапе профессиональной карьеры, и разработать более эффективные программы поддержки молодых специалистов.
После анализа результатов анкетирования был разработан комплекс задач и мероприятий для устранения недочетов. Особое внимание было направлено на:
-применение методических приемов, владение материалом, управление классом, взаимодействие с учениками;
- разработку собственных методических материалов, использование нестандартных приемов обучения, проведение интересных уроков;
-планирование уроков, ведение документации, подготовка к контрольным работам.
-умение строить доверительные отношения, решать конфликтные ситуации, обмениваться опытом;
- проявление инициативы, ответственности, самостоятельности в принятии решений.
На протяжении 2-х лет администрация школы поддерживала систему наставничества, предоставляла необходимые ресурсы и создавала условия для ее эффективной работы, что позитивно отразилось на повышении качества образования в школе, на создании благоприятного психологического климата для молодых учителей, на сохранении и передаче педагогического опыта; на повышении профессиональной компетентности учителей.
Чтобы проанализировать эффективность наставничества, Яна Михайловна ответила на вопросы анкеты №4 (Приложение 4). При изучении ответов было установлено, что основные цели и задачи, поставленные мною как наставником, были достигнуты.
Молодой педагог овладел навыками планирования учебной деятельности, разработкой поурочных планов под руководством наставника, участвовал во всех мероприятиях школы и класса.
В свою очередь, молодой специалист подготовила отчет о проделанной работе за период стажировки, который представила на педагогическом совете.
В педагогическом мире, полном вызовов и перемен, молодым учителям часто не хватает опыта и уверенности в своих силах. В этом моменте на помощь приходит наставник – опытный, мудрый коллега, готовый поделиться знаниями, поддержать и направить на путь профессионального роста. Роль наставника в жизни молодого педагога неоценима: он становится не просто коллегой, а путеводной звездой, освещая путь к успеху.
Наставник создает атмосферу доверия и взаимопонимания. Он готов выслушать, поддержать, дать объективный совет и помочь молодому педагогу интегрироваться в педагогический коллектив. Важно помнить, что система наставничества - это живой организм, который требует постоянного развития и совершенствования.
Таким образом, анализируя обобщение опыта работы педагога-наставника в основной школе можно сделать следующие выводы: вкладывая свои знания и опыт в молодого педагога, наставник не только помогает ему стать профессионалом, но и делает вклад в будущее образования. Он помогает молодым педагогам расти в профессиональном плане, вдохновляет их на творчество и новизну, формирует в них любовь к своей профессии.
.
Приложение 1
Анкета №1 «Молодой специалист учителя русского языка и литературы»
Цель анкеты: Определить потребности и ожидания молодого специалиста в сфере профессионального развития, а также выявить его интересы и готовность к работе в школе.
1. Какую цель вы преследуете, выбирая профессию учителя русского языка и литературы?
А) Желание передать свою любовь к слову и литературе ученикам.
Б) Стремление сформировать у детей высокую языковую культуру.
В) Возможность творчески работать с учениками.
Г) Желание принести пользу обществу.
Д) Другое (укажите) _______________________________
2. Какие три важнейших навыка, по вашему мнению, должен иметь успешный учитель русского языка и литературы?
* В ответе указывайте только три навыка.
* _______________________________
* _______________________________
* _______________________________
3. Какие ожидания вы связываете с работой в школе?
А) Получение возможности для профессионального роста.
Б) Взаимодействие с опытными учителями.
В) Поддержка администрации школы.
Г) Создание творческой атмосферы в коллективе.
Д) Другое (укажите) _______________________________
4. Какими методами преподавания вы хотели бы владеть?
А) Традиционные методы преподавания.
Б) Современные образовательные технологии.
В) Проектный метод.
Г) Игровые методы.
Д) Методы критического мышления.
Е) Другое (укажите) _______________________________
5. С какими проблемами вы сталкивались в процессе обучения в вузе?
А) Нехватка практических навыков преподавания.
Б) Сложность в составлении учебных планов и рабочих программ.
В) Сложность в понимании современных образовательных технологий.
Г) Отсутствие доступа к современным методическим материалам.
Д) Другое (укажите) _______________________________
6. Какие ожидания вы имеете от своего наставника?
А) Получение конкретных практических советов по работе в школе.
Б) Помощь в адаптации к новой рабочей среде.
В) Поддержка в решении профессиональных проблем.
Г) Развитие творческого потенциала.
Д) Другое (укажите) _______________________________
Приложение 2
Анкета №2 «Выявление уровня компьютерной грамотности учителя»
1. С какой частотой вы используете компьютер в своей профессиональной деятельности
А) Ежедневно
Б) Несколько раз в неделю
В) 1-2 раза в неделю
Г) Реже, чем 1 раз в неделю
Д) Практически не использую
2. Какие программы вы используете в своей работе?
А) Текстовые редакторы (Word, Google Docs)
Б) Презентационные программы (PowerPoint, Google Slides)
В) Электронные таблицы (Excel, Google Sheets)
Г) Графические редакторы (Photoshop, Paint)
Д) Программы для создания видео и аудио (Movie Maker, Audacity)
Е) Онлайн-сервисы для образования (LearningApps, Khan Academy)
Ё) Другое (укажите) _______________________________
3. На каком уровне вы владеете навыками работы с компьютером?
А) Свободно владею компьютером, могу решать разнообразные задачи.
Б) Уверенно владею компьютером, могу решать базовые задачи.
В) Знаю основы работы с компьютером, но не владею всеми необходимыми навыками.
Г) Имею ограниченные знания и навыки работы с компьютером.
Д) Практически не владею компьютером.
4. Как часто вы используете Интернет в профессиональной деятельности?
А) Ежедневно
Б) Несколько раз в неделю
В) 1-2 раза в неделю
Г) Реже, чем 1 раз в неделю
Д) Практически не использую
5. Какие онлайн-ресурсы вы используете в своей работе?
А) Образовательные порталы (Учитель.рф, Решу ЕГЭ)
Б) Библиотеки электронных книг (ЛитРес, MyBook)
В) Онлайн-сервисы для создания уроков и тестов
Г) Социальные сети для учителей
Д) Другое (укажите) _______________________________
6. Как часто вы используете электронную почту в профессиональной деятельности?
А) Ежедневно
Б) Несколько раз в неделю
В) 1-2 раза в неделю
Г) Реже, чем 1 раз в неделю
Д) Практически не использую
7. Как часто вы используете видеоконференции в своей работе?
А) Ежедневно
Б) Несколько раз в неделю
В) 1-2 раза в неделю
Г) Реже, чем 1 раз в неделю
Д) Практически не использую
8. Как часто вы используете мобильные устройства в профессиональной деятельности?
А) Ежедневно
Б) Несколько раз в неделю
В) 1-2 раза в неделю
Г) Реже, чем 1 раз в неделю
Д) Практически не использую
9. С какими программами для мобильных устройств вы знакомы?
А) Программы для чтения книг
Б) Программы для создания презентаций
В) Программы для обучения иностранным языкам
Г) Программы для создания тестов и упражнений
Д) Другое (укажите) _______________________________
10. Какие трудности вы испытываете при использовании компьютера в своей работе?
А) Отсутствие необходимых программ и ресурсов.
Б) Сложность в использовании программ и сервисов.
В) Нехватка времени для обучения компьютерным навыкам.
Г) Отсутствие поддержки со стороны коллег или администрации.
Д) Другое (укажите) _______________________________
Приложение 3
Анкета №3 «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»
1. Ваш стаж работы в образовательной сфере:
А) До 1 года
Б) От 1 года до 3 лет
В) От 3 лет до 5 лет
Г) Более 5 лет
2. Какую цель вы преследовали, выбирая профессию учителя?
А) Желание передать свою любовь к предмету ученикам.
Б) Стремление воспитать в детях ответственность и самостоятельность.
В) Возможность творчески работать с учениками.
Г) Желание принести пользу обществу.
Д) Другое (укажите) _______________________________
3. Какие три самых больших затруднения вы испытывали на начальном этапе профессиональной карьеры?
* _______________________________
* _______________________________
* _______________________________
4. Какие из следующих навыков вы считаете наиболее важными для успешного педагога?
А) Владение методиками преподавания предмета.
Б) Управление классом и взаимодействие с учениками.
В) Планирование и оформление уроков.
Г) Проведение контрольных работ и оценка знаний учеников.
Д) Взаимодействие с родителями учеников.
Е) Другое (укажите) _______________________________
5. С какими проблемами вы сталкивались в процессе обучения в вузе?
А) Нехватка практических навыков преподавания.
Б) Сложность в составлении учебных планов и рабочих программ.
В) Сложность в понимании современных образовательных технологий.
Г) Отсутствие доступа к современным методическим материалам.
Д) Другое (укажите) _______________________________
6. Как вы считаете, что помогло вам преодолеть трудности на начальном этапе карьеры?
А) Поддержка наставника.
Б) Помощь коллег.
В) Самостоятельное изучение методической литературы.
Г) Участие в педагогических форумах и конференциях.
Д) Другое (укажите) _______________________________
7. Какие виды поддержки от администрации школы были бы вам необходимы на начальном этапе работы?
А) Методическая помощь и консультации.
Б) Психологическая поддержка.
В) Финансовое содействие.
Г) Возможность участия в профессиональном развитии.
Д) Другое (укажите) _______________________________
8. Какие предложения вы могли бы дать для улучшения системы поддержки молодых специалистов в школе?
* _______________________________
Приложение 4
Анкета №4 «Анализ эффективности наставничества для учителя»
1. Как вы оцениваете общий уровень вашей подготовки к работе в качестве учителя?
А) Очень высокий
Б) Высокий
В) Средний
Г) Низкий
Д) Очень низкий
2. Как вы оцениваете уровень поддержки, которую вы получили от своего наставника?
А) Очень высокая
Б) Высокая
В) Средняя
Г) Низкая
Д) Очень низкая
3. Как часто ваш наставник предоставлял вам информацию и ресурсы, которые помогали вам в вашей работе?
А) Очень часто
Б) Часто
В) Иногда
Г) Редко
Д) Никогда
4. Как вы оцениваете качество информации и ресурсов, которые предоставил вам ваш наставник?
А) Очень высокая
Б) Высокая
В) Средняя
Г) Низкая
Д) Очень низкая
5. Как вы оцениваете уровень поддержки, которую ваш наставник оказывал вам в решении проблем, с которыми вы столкнулись в процессе обучения?
А) Очень высокая
Б) Высокая
В) Средняя
Г) Низкая
Д) Очень низкая
6. Как вы оцениваете уровень доверия между вами и вашим наставником?
А) Очень высокий
Б) Высокий
В) Средний
Г) Низкий
Д) Очень низкий
7. Как вы оцениваете влияние программы наставничества на ваш профессиональный рост и развитие?
А) Очень высокое
Б) Высокое
В) Среднее
Г) Низкое
Д) Очень низкое
8. Есть ли у вас какие-либо замечания или предложения по улучшению программы наставничества?
Дополнительные вопросы:
• Каким образом программа наставничества помогла вам улучшить вашу преподавательскую деятельность?
• Какие навыки и знания вы приобрели в процессе наставничества?
• Что вы считаете наиболее ценным аспектом программы наставничества?
Важно:
• В анкете используются шкалы для ответа на большинство вопросов. Это позволяет более объективно оценить уровень удовлетворенности и эффективности программы.
• Вопросы 1 и 7 помогут понять, насколько программа наставничества способствовала профессиональному развитию учителя.
• Последний открытый вопрос предоставляет возможность учителям высказать свои мысли и предложения, которые могут быть использованы для улучшения программы.